ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 582
Скачиваний: 0
ного просвета среднего прямого знака, например, H. B шрифте величина апрошей задается в метрических единицах (зависящих от принятой системы счета, но обычно - в долях мм) как расстояние от крайней боковой точки контура знака до бокового габарита кегельной площадки, но глаз человека воспринимает расстояние между буквами как площадь белого, поэтому при начальной установке апрошей нужно ориентироваться на расстояния между основными (вертикальными) штрихами, а не между крайними точками контура. Правильность выбранного апроша проверяется многократным набором соответствующего знака (HHHHH) и уменьшением до реального кегля.
После установки левого и правого апрошей типового прямого знака (например, H) необходимо определить апроши типового круглого знака (например, O). Обычно они составляют от 2/3 до 1/3 апроша прямого знака. Правильность выбранного апроша проверяется многократным набором соответствующего знака в сочетании с прямым (HHHOHHHOOOHOOO) и уменьшением до реального кегля. Затем так же определяются апроши типового треугольного знака (например, A), которые должны составлять от 1/3 апроша прямого знака или менее (иногда, особенно в прописных акцидентных шрифтах, апроши треугольных знаков могут иметь даже отрицательные значения). Апроши всех однотипных с ними знаков определяются по вышеуказанному принципу, причем с каждой стороны устанавливаются апроши соответствующего типа. Апроши всех остальных знаков определяются по аналогии с тремя основными типами, при необходимости устанавливаются промежуточные значения. Правильность выбранных апрошей каждый раз проверяется многократным набором прямых и круглых знаков в сочетании с текущим (HHHAHHHOOOAOOO) и уменьшением до реального кегля. Многократный набор основных знаков в сочетании с проверяемым необходим, поскольку люди по-разному воспринимают расстояния между двумя-тремя отдельными знаками и знаками в составе целой строки. B первом случае влияние окружающего белого поля искажает восприятие пробелов между знаками. Правильная оценка расстояний зависит также от размера изображения, поэтому желательно каждый раз уменьшать текст до реального кегля, чтобы видеть шрифт в правильном масштабе.
Как правило, апроши у прописных знаков делаются немного (на 5-10%) больше, чем у строчных, потому что в противном случае прописные в сплошном наборе выглядят слишком стиснутыми. Однако если различия апрошей у прописных и строчных очень велики, прописная буква в комбинации со строчными будет образовывать чрезмерный пробел. Чтобы избежать этого, в некоторых шрифтах правые апроши прописных знаков делают меньше, чем левые, как бы сдвигая очко знака вправо по кегельной площадке. Для этого вначале надо
- 87 -
правильно расставить апроши у строчных, затем установить для симметричных прописных знаков нормальные симметричные апроши и в соответствии с ними определить апроши у остальных. Методом набора прописной и строчных (например, Ннано, Нонан, Онано, Оонан, Анано, Аонан...) и уменьшения пробела между ними определяют оптимальное расстояние и необходимый сдвиг апрошей у прописных, после чего нужно последовательно прибавить к левому апрошу каждого прописного величину сдвига, а от правого отнять эту же величину. Если эту операцию проделать с каждым прописным знаком алфавита, набор сплошными прописными сохранит нормальные апроши, а в комбинации со строчными прописные буквы не будут «отлетать».
Для окончательной проверки апрошей требуется сделать пробный набор достаточного массива осмысленного текста или специальных тестов в одном или нескольких реальных кеглях. B качестве такого комбинированного теста можно предложить набор алфавита с цифрами и другими знаками, набор последовательно каждого знака в комбинации между прямыми и круглыми (например, НАНБНВНГНДН...
ОАОБОВОГОДО...), набор прописных знаков со строчными, набор отдельных фраз прописными и строчными, набор осмысленного текста на одном или нескольких языках (например, английском и русском). B такой тест можно включить комбинации букв и слов для проверки трудных сочетаний, цифр, знаков препинания, акцентов и т. д., и тогда он пригодится, помимо проверки апрошей, для общей оценки шрифта. Оценку шрифта только по алфавитному наборy знаков следует признать недостаточной, потому что в тексте шрифт выглядит совершенно по-другому. Разумеется, после тестирования шрифт должен быть откорректирован по всем выявленным параметрам.
Описанным образом устанавливаются апроши последовательно сначала в прямом светлом, затем в прямом жирном, а потом в курсивных начертаниях. B процессе определения апрошей у курсивов и наклонных начертаний надо обратить внимание на правильное сочетание их знаков с прямыми. Если наклонить шрифт и не изменить в нем апроши, то в сочетании с прямым начертанием знаки наклонного будут выглядеть сильно смещенными вправо. Чтобы избежать этого эффекта, надо сначала симметрично установить апроши у строчного о, а потом последовательно прогнать через о все остальные строчные и прописные буквы, корректируя у них апроши. Полезно также проверить сочетание курсива с прямым начертанием в наборе осмысленного текста.
Кернинг
Как бы хорошо не были расставлены апроши в шрифте, в ре-
- 88 -
альном наборе могут встретиться такие сочетания знаков, которые все равно будут образовывать визуальные дыры или сгущения и тем самым нарушать ритм чтения. Особенно это заметно в сочетаниях прописных знаков при крупном кегле: ГА, TA, ATA, ЬТ и т. п. Визуальное выравнивание межбуквенных просветов в подобных сочетаниях называется кернингом. Термин происходит от английского kerning, связанного с термином kern, что означало свисающий за кегельную площадку элемент очка литеры. B металлическом наборе кернингом называлась индивидуальная подрезка (ручное подпиливание) двух соседних литер, чтобы выдвинутые вбок элементы их рисунка взаимно входили друг в друга (Рисунок 3.67).
Такая операция могла быть проделана только в особо ответственном акцидентном наборе, а обычные текстовые шрифты не кернились.
Рисунок 3.67 Схема кернинга в металлическом шрифте (ПТ Прагматика)
C появлением компьютеров и цифрового фотонабора проблема кернинга вернулась на новом уровне. Стало возможным держать в памяти машины критические сочетания знаков, так называемые кернинговые пары, с измененным значением ширин, которые позволяли сдвигать изображения этих знаков, чтобы визуально выровнять их межбуквенные просветы (Рисунок 3.68).
Сразу встал вопрос, сколько кернинговых пар нужно иметь в шрифте. По мере развития техники их возможное количество увеличивалось: вначале достаточным считалось иметь 20 пар, затем 80, затем 300. Затем оказалось, что можно кернить любой знак с любым другим, но это не нужно. И хотя в некоторых шрифтах сейчас количество пар доходит до нескольких тысяч, обычно считается, что для качественного набора достаточно 300-700 пар. Вначале таблица кернинговых пар была частью отдельного продукта, так называемой эстетической программы набора, а шрифты выпускались без кернинга. C увеличением объемов машинной памяти и появлением быстродейст-
- 89 -
вующих процессоров кернинг стал непосредственно встраиваться в шрифт, и скоро шрифты без кернинга станут если не редкостью, то второсортным продуктом.
ГД Гр AV AT AO ГД Гр AV AT AO
Рисунок 3.68 Примеры критических сочетаний букв (кернинговые пары) без кернинга и с кернингом (Ариал)
Если же кернинг почему-либо мешает, его всегда можно программно отключить.
- 90 -