Файл: Шрифты. Разработка и использование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 585

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

момент в оперативной памяти (или на диске, если размер страницы большой) создается битовая карта нужного размера и глубины цвета, соответствующая «пустому листу», или фону, на котором будет формироваться изображение. Затем для каждого элемента векторного описания производится изменение цвета тех точек, которые должны участвовать в формировании изображения этого элемента.

Такое «перекрашивание точек» может производиться несколько раз, если элементы изображения перекрывают друг друга. После того, как все элементы векторного описания оказываются просмотренными и «нарисованными» в битовой карте изображения, полученный bitmap может быть передан выводному устройству для отображения или записи твердой копии.

Растрирование осуществляется всякий раз, когда векторный объект должен быть подготовлен для вывода на растровое устройство. При выводе на экран растрирование осуществляется средствами графических библиотек операционной системы (Windows или Mac OS) совместно с программой, формирующей векторное изображение

(Macromedia FreeHand или Adobe Illustrator). Если для промежуточного хранения bitmap и отображения на мониторе используется одна и та же область видеопамяти, процесс растрирования можно наблюдать воочию - элементы изображения появляются на экране последовательно, что для сложных изображений может занимать значительное время.

Для вывода на матричные принтеры и подобные простые устройства растрирование осуществляется частью операционной системы, называемой драйвером принтера. Полученный в результате bitmap передается на печатающее устройство в сопровождении соответствующих команд управления.

Более сложные устройства вывода осуществляют растрирование сами, а информация из компьютера передается им в виде программы на языке PostScript. Часть устройства вывода, ответственная за выполнение операции растрирования, называется растровым про-

цессором, или интерпретатором PostScript.

Как следует из двойного названия, функция растрового процессора двойная - она включает расшифровку, или интерпретацию Post- Script-описания страницы (PostScript interpreting или ripping - в зависи-

мости от конкретной модели интерпретатора) и собственно создание образа страницы в виде битовой карты, то есть растрирование в оговоренном нами здесь смысле16.

генерацию растра мы в этой книге оставим «за кадром».

16 B действительности большинство современных растровых процессоров имеют более разветвленный набор функций, чем названный минимум. При всей их важности, однако, по отношению к двум основным функциям прочие являются не более, чем (возможно

- 96 -



Программные и аппаратные RIP

B англоязычной, а зачастую и в отечественной литературе растровые процессоры называют звучной аббревиатурой RIP - сокращением английских слов Raster Image Processor, что дословно должно переводится как «растровый процессор изображений». Любое устройство, способное «понимать» язык PostScript (иногда говорят «постскриптовское выводное устройство»), имеет в своем составе растровый процессор.

Первый растровый процессор был разработан для лазерного принтера Apple LaserWriter в 1985 году по лицензии фирмы Adobe. Этот растровый процессор конструктивно представляет собой установленную внутри принтера плату, содержащую специализированный процессор, оперативную память и постоянное запоминающее устройство с записанной в нем программой интерпретатора PostScript. Подобные RIP получили название аппаратных.

B конце 80-х годов появились первые программные растровые процессоры. B отличие от аппаратных, программные RIP, как и следует из названия, представляют собой главным образом программные средства, которые могут использоваться на универсальных компьютерах - IBM PC, Apple Macintosh или другой платформе - в зависимости от того, для какого процессора и какой операционной системы эта программа предназначена. Программные RIP достаточно быстро после своего появления стали использоваться для управления устройствами вывода фотоформ, часто называемыми в нашей литературе «фотонаборными автоматами».

Абсолютно четкой границы между программными и аппаратными RIP не существует. Любой программный растровый процессор реализуется на некотором компьютере, то есть аппаратных средствах, и зачастую имеет в своем составе дополнительные платы - аппаратные ускорители, генераторы растровой точки и т. д. Любой аппаратный RIP, в свою очередь, представляет специализированный вычислитель, также работающий по специальной программе, навсегда записанной в его запоминающем устройстве. Существенное отличие состоит в том, что программный растровый процессор устанавливается, запускается, а при необходимости - модернизируется, как и любой программный продукт, на обычном компьютере, имеющем привычную для пользователя операционную систему и интерфейс оператора. При необходимости перенос программного RIP на другой компьютер, ремонт технических средств или просто переустановка программного обеспечения после серьезных сбоев не являются слишком сложной

очень полезной, нужной и т.д.) фурнитурой.

- 97 -


задачей. Аппаратный растровый процессор, с точки зрения пользователя, представляет собой «черный ящик» - на входе PostScriptописание страницы, на выходе - отпечатанная страница. Доступа ни к аппаратным, ни к программным средствам, находящимся внутри, для пользователя не предусматривается.

B общем случае, аппаратные RIP лучше защищены от «случайных сбоев» и повреждений в результате неосторожных манипуляций пользователя, проще в использовании и надежнее с точки зрения отказов аппаратных средств. Программные растровые процессоры отличаются большей гибкостью и возможностями реконфигурации, имеют возможность повышения производительности и функциональности за счет переноса на более быстрые модели компьютеров и приобретения дополнительных модулей, обладают на порядок большей функциональностью (управление очередями, предварительный просмотр bitmap, спуск полос, треппинг и др.).

Растровые процессоры выпускаются многими фирмами, но ядро (собственно интерпретатор PostScript и алгоритмы растрирования) в большинстве случаев приобретается у основных «законодателей мод» - Adobe или Harlequin.

А теперь самое существенное из перечня особенностей RIP. Интерпретация многих операторов языка PostScript - процесс неоднозначный, зависящий не только от модели растрового процессора, но и от параметров растрирования (например, от разрешения выводного устройства). Иными словами, одно и то же описание страницы на языке PostScript может быть по-разному воспроизведено разными растровыми процессорами. Конечно, ситуация не столь печальна, как можно было бы подумать - иначе PostScript-технология просто не могла бы существовать. Ho тот факт, что текст был нормально распечатан на Apple LaserWriter при разрешении 300 dpi не дает все же полной гарантии столь же успешного его вывода на Linotronic 530 или Avantra 25 - более «грубый» интерпретатор лазерного принтера мог просто проигнорировать некорректные описания кривых Безье в одном из шрифтов, а «тонкий» RIP выводного устройства, добросовестно пытающийся их проинтерпретировать, выдает сообщение об ошибке или просто «зависает».

- 98 -


Глава 5

Шрифт в компьютере

Кодировка шрифта

Вся информация в компьютере, в том числе и текстовая, хранится в виде двоичных чисел (кодов). Основой кодовых

таблиц17 в большинстве компьютерных систем является американский стандартный код для обмена информацией (сокращенно ASCII или просто ASC-код), разработанный для телетайпа и других подобных систем связи. Koд ASCII первоначально являлся семибитным и включал в себя символы с кодами от 32 до 128 (кодам от 0 до 31 соответствовали неотображаемые, служебные символы, типа: 7 - «звонок», 10 - «перевод строки», 13 - «возврат каретки»).Для отображения символов национальных алфавитов, символов псевдографики и некоторых математических символов таблица ASCII-кода была расширена до 8 бит, получившийся в результате код стали называть «расширенным ASCII-кодом». B зависимости от состава символов, включенных в верхнюю половину кодовой таблицы (то есть имеющих коды от 128 до 255), и их расположения (то есть соответствия кодов начертаниям символов) различают множество кодовых таблиц, предназначенных для разных систем и поддержки разных национальных языков. Кодовые таблицы идентифицируются в документации названием и номером - так, наиболее распространенная таблица для русификации MSDOS (альтернативная18 кодировка кириллицы) известна также, как кодовая таблица 866. Примеры кодовых таблиц, поддерживающих кириллицу, приведены в Приложении 2.

При работе с дисплеем компьютера в алфавитно-цифровом режиме (на IBM-совместимом компьютере в таком режиме работает MSDOS) начертания символов единственного доступного набора, опре-

17Кодовая таблица устанавливает соответствие кодов (двоичных чисел, хранимых в памяти компьютера) отображаемым на дисплее или принтере символам. B кодовой таблице каждому допустимому коду (как правило, это однобайтные двоичные числа, то есть числа, представимые восемью двоичными разрядами - от 0 до 111111112 = OFF16 =

25510) соответствует ровно один символ.

18Ha заре появления IBM-совместимых компьютеров в CCCP была разработана и записана в ГОСТ еще одна таблица кодировки, называвшаяся «основной». He прижилась она потому, что русские буквы в ней попали на место псевдографических символов (элементов рамок разного рода), широко использовавшихся самыми разными программами.

-99 -