ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 574
Скачиваний: 0
крупной строчной тоже должны расти. B то же время более высокая строчная повышает комфорт чтения в недлинных текстах: сообщение на экране компьютера, статья в энциклопедии или даже в газете, текст на рекламной листовке. Поэтому высота знака x тоже характеризует акцидентный характер гарнитуры.
Рекордсменом среди наборных гарнитур по высоте строчной является гарнитура Прагматика, создававшаяся для Большой Советской Энциклопедии, что, в общем, ухудшает ее удобочитаемость в нормальном Наборе, но позволяет экономить много места в энциклопеди-
ческом (Рисунок 2.1).
Прагматика Академическая
Рисунок 2.1 Сравнительное начертание гарнитур Прагматика и Академическая
Логическим развитием в сторону акцидентной выразительности за счет увеличения строчных знаков были спроектированные в Америке в 70-е годы гарнитуры ITC Авангард и ITC Гарамон, являющиеся вариантами гарнитур Футура и Гарамон (Рисунок 2.2).
ITC Авангард |
Futura |
ITC Garamond |
Garamond |
Рисунок 2.2 Сравнительное начертание гарнитур Футура и Гарамон
Пример показывает характерную картину пропорционального развития и нарастания акцидентных признаков в традиционных наборных шрифтах.
Удобочитаемость и пробелы
«Тридцать спиц сходятся в ступице, но как раз промежутки между ними составляют суть колеса. Из глины делаются горшки, но как раз пустота внутри них составляет суть горшка. Стены с дверьми и окнами образуют дом, но как раз пространство между ними составляет суть дома. Мораль: телесное имеет пользу, бестелесное составляет суть бытия».
Одиннадцатый афоризм Лао-Цзе
Ha первый взгляд пробелы, т. е. незапечатанное пространство, - 36 -
есть явление негативное по отношению к тексту. Более внимательный взгляд заметит, что современный набор - например, текст, читаемый вами - это изощренная система не только передачи информации, но и ее семантического членения, в которой незапечатанные пробелы играют важнейшую роль (конечно, существуют и другие инструменты смыслового членения текста - точки, запятые, знаки вопрошения и восклицания, дефис и тире, кавычки разных толков, скобки, слеши и т.п.). Мы не замечаем сложность этой системы, как не замечаем сложности телевизора. Современный вид набор принял не так давно, и общей тенденцией является дальнейшее усложнение.
Например, в русских книгах XIV века мы находим следующую систему: начало смыслового фрагмента (абзаца в современном понимании) обозначается буквицей, в конце часто ставится значок из четырех точек, точками (но не обязательно на базовой линии шрифта) отделяются предложения (прописных букв нет) и иногда некоторые слова. Межсловных пробелов и запятых тоже нет. Читать трудно, но можно.
Если обобщить современные представления о гармоничном и удобочитаемом наборе, то это прямоугольник, воспринимаемый на некотором отдалении по тону ровно-серым. Абзацные, межстрочные и межбуквенные пробелы не настолько малы, чтобы не выполнять свою функцию, и не настолько велики, чтобы останавливать на себе внимание. B очень мелких кеглях пробелы должны увеличиваться.
Вот мнение Джамбаттисты Бодони, высказанное в 1818 году:
«...Литера окажется тем прекраснее, чем отчетливее выразятся в ней упорядоченность, тщательность, хороший вкус и изящество. Ho для того, чтобы она отчетливо и ясно выглядела на странице, необходимо, кроме того, поместить ее в безукоризненно выровненную строку, не слишком плотную, но и не слишком разреженную (здесь необходимо учитывать соотношение с высотою строки); более того, в каждой строке необходимо оставлять между отдельными словами, так же как между эскадронами в полку, одинаковые интервалы, в которые нельзя было бы втиснуть какой-либо из знаков, входящих в состав алфавита».
B акцидентной (рекламной) эстетике иногда ставится задача, прямо противоположная вышеперечисленному.
B современном наборе можно выделить разнообразные виды пробелов. Это: спуск - отступ сверху в начале большого смыслового куска; пробел, обозначающий абзац - обычно отступ; пробел между строчками – интерлиньяж; межсловные пробелы; межбуквенные пробелы - апроши.
- 37 -
Абзац
О появлении абзацных отступов повествует Ян Чихольд4. Вначале текст набирался последовательно без всяких отступов. Ho существовали и сложноструктурные тексты. B юридической литературе существовало деление на параграфы, знак которого вписывали другой краской, и, соответственно, оставляли для него пустое место. Однажды по какой-то случайности это не было сделано, что послужило толчком к осознанию удобства смыслового членения напечатанного текста незапечатанным пространством. C тех пор не было изобретено другого такого столь явного и, одновременно, ненавязчивого приема. B первопечатных книгах абзацы редки. B современных изданиях, соответственно ритму жизни, едва ли не каждое предложение стремится стать абзацем.
Существует большое количество вариаций абзацного отступа (выступа, пробела...), и большинство из них можно встретить уже в инкунабулах. B рекламных изданиях и экспериментальной типографике нередки попытки придумать что-либо новое и эффектное. Спецификой книги является то, что абзацный отступ встречается в ней тысячи раз. Поэтому его главным качеством становится сдержанность и неагрессивность. B большинстве современных изданий мы встретим абзацный отступ, более или менее приближающийся к величине под названием «пробел в 1 круглую» (Em space), который равен кеглю. Об отступе в одну круглую Ян Чихольд писал как о «величайшем богатстве», доставшемся нам от эпохи Возрождения.
Спуск
Так же, как в случае с абзацем, спусковые полосы раньше содержали в себе заставки (гравюры или рисунки). Сейчас они по разным причинам почти исчезли. Ho пробел перед началом новой части прочно вошел в современную типографику.
Большое незапечатанное пространство на титульной полосе в современных книгах - пробел между названием (сверху) и годом издания (внизу) - раньше традиционно украшался гербом издательства. Современный аскетизм дизайнеры успешно используют в своих целях. B современной книге количество белого указывает на иерархию внутри текста. Еще в 70-е годы прозвучало предложение все научные журналы обозначить с помощью дизайна, а именно - набирать в них все тексты и заголовки одним кеглем. Если бы этот утопический про-
4 Ян Чихольд в 20-30-е годы был известным конструктивистом и революционером (в типографике), а в пятидесятые годы безапелляционно требовал вернуться к эстетике средневековых и первопечатных книг.
- 38 -
ект осуществился, то ясно, что основную роль в иерархическом членении текста (заголовки, подзаголовки, примечания и т.д.) играло бы положение колонки или строчки на странице и количество белого вокруг нее.
Интерлиньяж
«Набор без шпон есть преступное легкомыслие по отношению к зрительной силе народа».
Пауль Реннер, Германия, 1940
B металлическом наборе минимальный пробел между строчками не мог быть меньше кегля, то есть металлической литеры. B цифровую эпоху понятие кегля приобрело весьма абстрактный смысл. Интерлиньяж в современном наборе можно измерить только как расстояние между базовыми линиями двух соседних строчек. A именно это расстояние компьютерные программы позволяют делать любым, в том числе и близким нулю. K уменьшению интерлиньяжа подталкивает отсутствие в кириллическом алфавите достаточного количества выносных элементов в строчных буквах. Такое решение повышает емкость полосы набора, но с точки зрения удобства чтения является крайней мерой. B целом, можно сформулировать прямо пропорциональную зависимость интерлиньяжа от ширины строки. Гармоничный интерлиньяж для каждого конкретного случая лучше определять визуально, так как шрифт воспринимается в наборе из строчных букв, а их пропорции весьма различны даже в наборных (текстовых, хлебных, body type) гарнитурах, что можно увидеть при сравнении гарнитур
Прагматика и Академическая.
Понятие автоматического интерлиньяжа (interleading/auto) различно в программах верстки PageMaker и QuarkXPress. B первом случае интерлиньяж по умолчанию равен 120% кегля. To есть для 10 кегля он равен 12 пунктам, что традиционно принято, а для 72-го - 86,4 пунктам, что явно чрезмерно. B QuarkXPress автоинтерлиньяж может быть равен кеглю + n пунктов, что в общем-то более соответствует традиции и эстетике набора.
Межсловные пробелы
B доцифровую эру представление о величине правильного и прекрасного межсловного пробела различалось в Советском Союзе и на Западе. B CCCP пробел был равен полукруглой шпации (1/2 кегля), что усиливало проблему вертикальных коридоров в наборе, но было
- 39 -
удобно людям с ухудшенным зрением. Западная традиция употребляет более тонкий пробел, близкий к третной шпации (1/3 кегля). Эстетика тонких пробелов вытеснила в начале века прежнюю эстетику, при которой пробелы образовывали обширные вертикальные коридоры в наборе. Проявлением хорошего вкуса считается использование в наборе более тонких пробелов (thin space) между инициалами и фамилией, между порядками цифр (30 000 000) и в сокращениях типа «и т. д.», «и т. п.». B технических моноширинных шрифтах межсловный пробел равен соответственно ширине всех остальных знаков.
Межбуквенные пробелы
Алфавит состоит из знаков, каждый из которых выполняет ассимилятивную и диссимилятивную функцию. To есть каждый знак отличается от другого, но вместе они составляют единое целое. B разных условиях трансформируются правила создания и восприятия этого целого. Например, экранные шрифты рассчитаны на сетку с крупным шагом, а в банковских отчетах принципиально, чтобы все десять цифр размещались на литерах одной ширины. Решая подобные проблемы, проектировщики гарнитур создают ту или иную эстетику шрифта и, в частности, пробелов, даже если и не ставят перед собой художественных задач. Можно вспомнить столь популярные сегодня шрифты, созданные для специфических требований пишущих машинок, дорожной разметки, диапозитивов и т.д.
Межбуквенные пробелы называются по традиции апрошами (от французского approche - подход, приближение). B металлическом наборе они были фиксированы - от крайней боковой стенки литеры до крайней боковой точки ее очка. Каждый апрош состоит из двух таких расстояний - полуапрошей - стоящих рядом знаков.
Из огромного количества современных гарнитур можно вычленить всего 3 основных и еще 2 редко встречающихся «типа» эстетики апрошей. Под эстетикой апрошей в данном случае имеется в виду определенное мировоззрение или принцип устроения мира букв и, соответственно, пробелов между ними. Различают «классическую» и «техническую» эстетики апрошей; «акцидентную» эстетику пробелов; эстетику «грязных» апрошей и сверхразрядку.
«Классическая» эстетика апрошей. Эстетический принцип большей части шрифтов – пробелы между буквами гармонично чередуются с внутрибуквенными пробелами и соразмеримы с ними. Шрифты подобной эстетики апрошей обеспечивают наилучший комфорт чтения и применяются в наборе большинства современных изданий, а в художественной литературе почти всегда.
Подобной эстетике соответствует также традиция набора про-
- 40 -