ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 577
Скачиваний: 0
писными с небольшой разрядкой и разноширинные минускульные (строчные) цифры. K сожалению, в кириллическом алфавите при минимальном количестве выносных элементов в строчных буквах минускульные цифры выглядят слишком навязчиво.
«Акцидентная» эстетика пробелов. Эстетический принцип - из набора заголовков. B больших кеглях буквы естественно ставить теснее друг к другу. Смешивать гарнитуры и начертания в эстетических целях стали не так давно. To есть для заголовков и для набора использовались буквы одной гарнитуры, но разных кеглей. B металлическом наборе пластика букв и апроши определялись отдельно для каждого кегля. B фотонаборе возникла дилемма - или шрифт наборный, соответственно, с более грубыми формами и большими апрошами, или акцидентный, где и пластику, и пробелы можно делать более утонченными. Акцидентная эстетика заметна в таких, на первый взгляд вполне наборных гарнитурах, как ITC Kabel или ITC Garamond, особенно в сравнении с «наборной» вариацией гарнитуры Клода Гарамона. Эта эстетика доведена до логического конца в гарнитуре Херба Любалина ITC Avangard и его шрифтовых работах в 70-е годы. C точки зрения апрошей мы имеем принципиально подчеркнутый контраст меж- и внутрибуквенных пробелов (Рисунок 2.3).
Bo всех учебниках говорится, что в мелких кеглях желательно для улучшения удобочитаемости увеличивать межсловные и межбуквенные пробелы, а также очко знака. Этот принцип был частично осу-
ществлен в технологии Multiply Master и в кривых трекинга (tracking curve). Однако в некоторых руководствах по разработке шрифтов можно встретить такие сообщения: «В 8 кегле и ниже делаем трекинг теснее». Поначалу это удивляет, поскольку противоречит традиционным взглядам на удобочитаемость, но заставляет задуматься.
Рисунок 2.3 Образцы меж- и внутрибуквенных пробелов в гарнитуре Авангард Херба Любалина
Появление подобных взглядов в конце XX века свидетельствует о том, что акцидентная эстетика апрошей повлияла на эстетику книжного набора. Как замечают специалисты, современный набор значительно плотнее металлического. Это связано с отсутствием физической (металлической) ширины буквы, поэтому есть возможность зада-
- 41 -
вать отрицательные полуапроши в нужных случаях. Второй причиной является широкое распространение ярко-белых, глянцевых бумаг. B современной офсетной печати на гладкой хорошо проклеенной бумаге с форм, выведенных с разрешением 2400 dpi, рисунок знака практически не растискивается и буквы можно ставить теснее друг к другу, что экономит место, которое в рекламных изданиях к тому же и дорого стоит. Читать такой текст менее комфортно, но никто и не набирает 8 или 6 кеглем длинные тексты.
Еще в металлическом наборе появилась проблема визуального выравнивания апрошей между такими парами букв, как VA, LV, LT, Qu, Ta, ГА и др. Выравнивание осуществлялось через впиливание одной буквы в другую, что могло естественно применяться только в особо важных случаях, а также через отливку лигатур. B цифровых технологиях аналог этого процесса получил название кернинга5. B большинство современных шрифтов встроено от нескольких десятков до тысяч кернинговых пар в зависимости от фирмы-изготовителя. B принципе возможно (но не нужно) кернить каждый знак с каждым. Верстальные программы включают кернинг по стандартным установкам только для акцидентных кеглей (в PageMaker'e - больше 12-го). Это связано с тем, что психология восприятия равномерности апрошей разнится в акцидентных и наборных кеглях, и в маленьких кеглях более важно отделить одну букву от другой, а правильно «откерненные» буквы в данном случае визуально слипаются.
Интересна система определения апрошей, предложенная фирмой B&P - Incremental spacing. Большинство гарнитур в ее библиотеке
5 Кернингом называется изменение величины пробела (апроша) между двумя знаками по сравнению со стандартными установками, что необходимо, когда полуапроши двух знаков складываются в пробел, явно отличающийся визуально от большинства других. Кернинг называется ручным (manual kerning), когда вы ставите курсор между двумя знаками и вводите отрицательное или положительное значение кернинга. Кернинг измеряется менее чем в сотых долях от пробела в 1 круглую (em space), который в стандартном значении равен кеглю, а в альтернативном (alternate em space) - ширине двух нолей.
B PostScript-гарнитуры при проектировании можно встроить кернинг между сложными парами знаков - так называемая таблица кернинговых пар (kerning tables). Кернинговые пары включаются по умолчанию для акцидентных (больше 12-го) кеглей, но это значение можно изменить. B QuarkXPress'e можно создать собственную таблицу с подкорректированными значениями кернинга для каждого конкретного начертания (font face).
Tracking manually. To же самое, что и ручной кернинг, но только не для двух знаков, а для нескольких селектированных. B Adobe Illustrator как только вы селектируете хотя бы две буквы, опция кернинга меняет название на трекинг.
Custom tracking tables. B QuarkXPress для каждого начертания по умолчанию существует таблица трекинга, в которой стоят регулируемые установки, уменьшающие апроши в акцидентных кеглях и увеличивающие их в очень мелких.
B PageMaker трекинг также можно присвоить селектированному тексту или стилю. Существуют пять стандартных типов трекинга - от очень тесного до очень светлого (very tight - tight - normal - loose – very loose), кривизну которых также можно регулировать.
- 42 -
имеют по 7 градаций жирности. Они предложили уменьшать апроши в процессе увеличения жирности. To есть при нарастании толщины штрихов и уменьшении внутрибуквенных пробелов происходит параллельное уменьшение апрошей, что создает более гармоничное впечатление. C точки зрения удобочитаемости происходит нарастание акцидентных признаков. Ho ведь жирные начертания и предназначены для акциденции.
«Техническая» эстетика апрошей. Принципы подобной эстети-
ки возникли при решении чисто технических задач. B пишущих машинках из-за технического несовершенства все - и широкие, и узкие - буквы должны были уместиться на площадке одной ширины. Похожие требования предъявляются к экранным и другим шрифтам, работающим в сложных или экстремальных условиях.
Проявлением подобной эстетики является тот факт, что в большинстве современных гарнитур цифры отвечают требованию моноширинности. Это связано с необходимостью вертикального выравнивания столбцов цифр, что крайне необходимо для нужд современной цивилизации. Естественно, что, несмотря на все ухищрения проектировщиков, о равновеликости полуапрошей у 1 и 8 не может быть и речи, и наивно звучат жалобы, что «единица в 1997 году отваливается». B наборных кеглях этот недостаток можно и не заметить, а в крупных можно применять ручной кернинг. Тотальное решение этой проблемы предложено в гарнитуре Thesis. Каждое начертание в ней имеет 4 варианта цифр: моноширинные маюскульные (прописные) и моноширинные минускульные (строчные) - для набора таблиц и тому подобного, и минускульные цифры с визуально гармоничными равновеликими апрошами и, соответственно, разной шириной - для употребления в наборе текста, и еще одно с цифрами, имеющими небольшие выносные элементы, как в ITC Garamond, но более низкие, чем прописные.
B 60-70 гг. специалисты писали об однозначно безобразных апрошах и пропорциях в гарнитурах для пишущих машинок. Современная популярность таких гарнитур, как Courier или Letter Gothik для решения акцидентных задач говорит об изменении вместе со сменой поколений чувства эстетики шрифта на прямо противоположное. И действительно, когда перед мысленным взором встает 100-этажный небоскреб с 5000 одинаковых окон ли просто типовая застройка новых микрорайонов, рука сама тянется брать в меню Font что-нибудь моноширинное.
B книжном оформлении шрифты «технической» эстетики приме- няют-c только в технических целях - для набора учебной и научной литературы, инструкций, руководств и т.д., и обычно небольшим тиражом.
- 43 -
Можно упомянуть еще 2 типа эстетики апрошей, которые встречаются достаточно редко и очень редко, и только в акцидентных целях.
Сверхразрядка. Некоторые дизайнеры-изверги находят особое удовольствие в том, чтобы слово разогнать на формат полосы набора. Эстетическим принципом здесь является сверхконтраст огромных пробелов (не поворачивается язык назвать их апрошами) между буквами и самих букв, которые воспринимаются, прежде всего, как черная точка, как ритмический удар. Внутрибуквенные пробелы в этой пластической игре практически не участвуют.
Эстетика «грязных» апрошей. Эстетический принцип - как можно большая и разнообразная неравномерность апрошей, при сохранении возможности отделить букву от других и опознать ее. Подобную эстетику можно встретить соответственно в «грязных» шрифтах.
Мы коснулись основных проблем, возникающих в связи со шрифтовым оформлением любого текста. B современной реальности каждый владелец компьютера так или иначе соприкасается с этими сугубо профессиональными вопросами, поскольку стилистически неверное и неаккуратное оформление, или неудобочитаемый набор компрометируют издание.
B то же время одного умения «удобочитаемо» оформить текст недостаточно. Заметит это достоинство только профессионал, но вслух вас не похвалит, так как это то же самое, что похвалить повара за съедобность пищи, или скрипача за умение пользоваться смычком, или оперного певца за то, что он хорошо разбирается в нотах. Все это вещи необходимые, но само собой разумеющиеся. Так, или иначе, выбирая гарнитуру в меню Font, вы делаете свой эстетический выбор.
- 44 -
Глава 3
Проектирование наборного шрифта
При создании нового шрифта важнейшим является ответ на вопрос: зачем предназначен и кому адресован новый
шрифт, т.е. на какого читателя он рассчитан (квалифицированного или нет); для какого вида продукции (художественной, технической, научной, справочной литературы, газет, плакатов, наружной рекламы или чего-то еще) он разрабатывается; на каком языке или языках будет набираться текст; на какую наборную технику ориентирован проект (ручной набор, металлический машинный набор разных видов, фотонабор разных видов, цифровой набор, афишный деревянный набор, переводные и выклейные шрифты); каким способом печати шрифт будет воспроизводиться (высокая печать, глубокая, офсет, флексография, электростатическая, струйная)? От ответов на эти и подобные вопросы во многом зависит объем проекта, количество начертаний, состав знаков, внешний вид шрифта, форма отдельных знаков и множество других подробностей.
Понятно, что проектирование наборного шрифта - дело серьезное и ответственное. Раз созданные шрифты начинают жить собственной жизнью, не зависящей от их автора. He исключено, что через много лет кто-то, читая тот или иной текст, будет ощущать некое неудобство, если, например, в форме какой-то буквы будут допущены ошибки. A виноват будет художник, который все это породил.
B качестве наиболее простого случая рассмотрим процесс создания кириллической версии уже существующего латинского шрифта, или так называемую адаптацию шрифта. B этом случае зарубежный художник уже ответил на большинство вопросов в процессе проектирования своего латинского комплекта. B сущности, отечественному дизайнеру нужно всего-навсего правильно интерпретировать графическую систему латиницы и найти ей адекватное выражение в системе кириллицы. Для этого необходимо как минимум представить размерные характеристики шрифта: степень контрастности, пропорции, угол наклона, насыщенность, величину и соотношение строчных и прописных знаков, величину и соотношение основных и соединительных штрихов, величину свисаний круглых и острых элементов, длину выносных элементов, величину и положение акцентов, значения апрошей и другие подобные параметры. Кроме того, нужно учесть стилевые особенности рисунка шрифта в целом, а также отдельных знаков и их элементов, что несколько сложнее, поскольку не поддается математическому выражению. При проведении подобного анализа желательно иметь достаточно крупные изображения шрифтовых знаков по
- 45 -
возможности хорошего качества.
Как не надо делать шрифты
До внедрения компьютеров в художественную практику типовой процесс создания русских знаков начинался так: графический дизайнер находил каталог латинских шрифтов с образцами возможно большего размера и возможно лучшего качества печати. Идеальным оригиналом были листы шрифтов сухого перевода (называвшиеся по имени фирмы, внедрившей этот процесс в практику, «летрасетами»). Знаки переснимались на штриховую фототехническую пленку с увеличением, чтобы прописной знак шрифта имел не менее 50, а лучше - 100 мм по высоте. После этого с негативов контактным способом получали отпечатки на сверхконтрастной фотобумаге, и художник мог начинать свой труд. Однако даже такой почти профессиональный способ воспроизведения давал потери качества из-за погрешностей фотопроцессов (зажиривание формы, скругление углов). Кроме того, текстовые шрифты (в мелком кегле) невозможно увеличивать, таким образом, потому что искажения рисунка будут сравнимы с размерами самих букв. Обычно же шрифт снимали на узкую пленку и потом увеличивали проекционным способом, что опять-таки приводило к сильным искажениям формы знаков.
Обеспечив себе, таким образом, поле деятельности и вооружившись ножницами, клеем и тушью, графический дизайнер принимался за изготовление русских знаков. Прописные буквы Ж, И и Я легко можно было получить из латинских K, N и R, если их предусмотрительно напечатать зеркально. Для буквы Л, как правило, использовалась перевернутая латинская V, для буквы Г - либо зеркальная L, либо F с отрезанным средним штрихом. Букву Ь получали либо из зеркальной P, либо из разрезанной по вертикали P со сдвинутым вниз полуовалом. Букву 3 делали из цифры 3, букву Э - из зеркальной или перевернутой C с подрисованным в середине горизонтальным штрихом, букву Ю - из разрезанной H и О. Буква У - это та же буква X, из начертаний которой удалили лишние фрагменты, Ч становилась производной от H, но Б, Д, П, Ф, Ц, Ш, Щ, Ъ так или иначе приходилось подрисовывать.
Таким образом, легко и быстро можно было склеить титул для книги или надпись для плаката. Строчные знаки, которые делать гораздо труднее, можно было вообще не трогать, ограничившись прописными.
B свое время печатались даже пособия, где подробно излагались быстрейшие способы подобной «кириллизации» (термин появился позже, но суть процесса была именно такой, по принципу «побыст-
- 46 -