ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 576
Скачиваний: 0
рее и полегче»).
Нужно ли объяснять, что таким способом заведомо невозможно создать мало-мальски приличный настоящий шрифт? B самом лучшем случае при очень простой латинской основе так можно склеить некую надпись-однодневку. Собственно, графический дизайнер занимался этой шрифтовой самодеятельностью не от хорошей жизни и не от большой любви к шрифтам. Его заставляла необходимость: в типографском наборе в докомпьютерные времена было в среднем не более трех-пяти гарнитур шрифтов. И если ничего нельзя было сделать с текстовыми шрифтами (работали тем, что было в типографиях), то хотя бы в титульных элементах хотелось чего-нибудь более оригинального.
C появлением персональных компьютеров и распространением на их основе настольных издательских систем ситуация со шрифтами, казалось бы, должна была перемениться. Внешне так и произошло: сейчас подавляющее большинство шрифтов производится с помощью компьютера. Однако по-настоящему изменились только инструменты. Место клея, ножниц и рапидографа заняли программные средства, в лучшем случае - специально разработанные для проектирования шрифтов (а в худшем - совершенно не приспособленные для шрифтовой работы). Однако этого явно недостаточно для получения хорошего и правильного шрифта. Потому что если шрифтовой дизайнер не знает, что русская буква Я не является зеркальным отражением латинской буквы R, его шрифту не помогут самые совершенные программные средства и самые лучшие технические устройства - просто они будут замечательным образом тиражировать серьезные ошибки.
Для читателя, даже если он не осознает этого, в шрифте главное - не упаковка (формат, кодировка, способ набора печати и так далее), а рисунок, то есть графическое изображение каждого знака. Для правильного восприятия текста важно, чтобы шрифт набора не мешал, не обращал на себя внимания, поскольку процесс считывания информации из печатного текста у человека происходит на бессознательном уровне, путем сличения групп знаков и целых слов с неким эталонным изображением, существующим в подсознании. Если шрифт начинает обращать на себя внимание (а это происходит всегда, когда он неправильно спроектирован), процесс чтения замедляется и в конечном итоге информация не доходит до потребителя (или доходит медленно и с искажениями). Если же говорить об акцидентных шрифтах, то в крупном размере ошибки и погрешности формы знаков хорошо заметны, хотя обыкновенный читатель (зритель) не всегда может сказать, что же именно его не устраивает. Тем не менее, наше подсознание привыкло к профессионально выполненным шрифтам, по которым нас учили читать в школе, и его нелегко обмануть некачест-
- 47 -
венными поделками.
Сегодня многие из применяемых кириллических шрифтов сделаны по описанному выше принципу «побыстрее и полегче», хотя и с помощью компьютера, и представляют собой «кириллизации» и «русификации», то есть некачественные и непрофессиональные переделки приличных латинских шрифтов, но ситуацию нельзя назвать безнадежной. Несмотря на тяжелые экономические условия, повальное воровство и шрифтовое пиратство, доля профессионально спроектированных гарнитур со временем увеличивается. C общим повышением уровня типографики и шрифтовой культуры кризис качества шрифтов постепенно сгладится, как уже ушел в прошлое кризис их количества.
Изучение прототипа
Как же все-таки протекает профессиональный процесс проектирования наборного шрифта? Конечно, многое зависит от индивидуальности художника, но есть и проблемы, общие для всех. Допустим, речь идет о разработке кириллических знаков на основе латиницы. B этом случае вначале следует проанализировать латинский прототип. Нужно постараться понять логику действий дизайнера латиницы, причины, по которым он принял то или иное решение, нарисовал именно такой знак. Нужно почувствовать источники проекта, его стилистику, ритм, пропорции, принципы решения деталей. Художники называют этот процесс «вхождением в шрифт». Для этого нужно, например, как следует рассмотреть гарнитуру в крупном размере позначно и в тексте при наборе разными кеглями, однако у каждого свои методы заставить включиться подсознание. B работе очень помогает, когда шрифт нравится, поэтому нужно постараться почувствовать красоту шрифтовой формы.
Затем (или одновременно) нужно проанализировать размерные данные шрифта. Промерить высоту прямых прописных и строчных знаков (как правило, промеряют буквы H и x), величину выносных элементов в знаках h и p, толщину основных (вертикальных) штрихов в прямых прописных и строчных знаках H, I, h, I, n, u и других подобных, толщину соединительных (горизонтальных) штрихов в прямых прописных и строчных знаках А, E, F, H, e, f, t, z и других подобных, толщину основных и соединительных штрихов в круглых прописных и строчных знаках C, O, b, с, o, p, величину свисаний округлых и остроконечных элементов в прописных и строчных знаках, размеры засечек (если шрифт с засечками), правые и левые апроши у прямых и круглых прописных и строчных знаков, угол наклона в курсиве у прописных
истрочных знаков, степень контрастности (отношение толщин основ-
-48 -
ных и соединительных штрихов), насыщенность (отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака) и все остальное, что удастся промерить. Анализировать полученные данные необходимо, поскольку промеры одного параметра по разным знакам в одном и том же шрифте могут дать разные значения, и придется решать, что это: сознательные отклонения, то есть компенсации, ошибки разработчика латиницы или что-то еще, и на какие же именно данные опираться в дальнейшей работе. Точность промеров должна быть максимальная, потому что от этой стадии зависит успех дальнейшей работы: шрифт - весьма сложно организованная система, состоящая из многих типовых элементов, но, как правило, довольно логичная, где нет места случайностям в деталях; все взаимозависимо. Кириллические знаки строятся по тем же закономерностям, что и латинские, разумеется, с учетом особенностей кириллической графики. Это относится также и к стилистическим особенностям знаков, например, к форме засечек и концевых элементов, форме овалов, степени наклона их осей, положению средней линии знаков и таким трудно объяснимым понятиям, как степень закрытости знаков, степень динамики, степень разноширинности и так далее.
Современные программные средства проектирования шрифтов, такие, как Fontographer 3.5 или FontLab 2.5 (ниже мы поговорим о них подробнее), позволяют делать промеры с большой точностью, например, до 0,01 мм при высоте прописного знака 7,00 мм, что примерно соответствует размеру шрифта (кеглю) 28 пунктов.
Ha этой стадии работы весьма остро стоит вопрос качества исходного латинского прототипа и его происхождения. Наилучшие результаты дает использование оригинальных цифровых данных шрифта, полученных от производителя по лицензионному соглашению. B этом случае есть гарантия качества латинского прототипа. Некоторые дизайнеры берут исходную латиницу в цифровом виде из издательских программ и шрифтовых библиотек, таких, как компакт-диск CorelDraw! и ему подобные. K качеству этих шрифтов следует относиться с осторожностью, не говоря уже о юридической стороне такого использования чужих шрифтов. Может также применяться самостоятельная оцифровка графических оригиналов латинских шрифтовых знаков, но этот процесс при качественном исполнении занимает много времени. Гораздо быстрее применять оцифровку только для вновь нарисованных кириллических знаков, а латиницу использовать, как она есть.
Вот теперь-то и начинается основная часть работы - собственно создание кириллических знаков. Методы здесь сугубо индивидуальны: одни печатают латинский алфавит на бумаге в крупном размере, например, в кегле 280 пунктов (тогда прописной знак по высоте будет равен приблизительно 70 мм, то есть увеличен в 10 раз), рисуют ки-
- 49 -
риллицу, применяя элементы латиницы, а затем сканируют и оцифровывают то, что получилось; другие строят кириллические знаки прямо на экране компьютера, копируя латинские, отрезая лишнее и подклеивая или подрисовывая недостающее. Некоторые вещи легче нарисовать на бумаге и оцифровать, другие - построить на экране из элементов латинских знаков. B сущности, и то и другое - равноправные методы, тем более, что главная работа еще впереди. Чтобы полученный набор знаков стал шрифтом, в своей кириллической части более или менее соответствующим части латинской, как правило, его еще требуется внимательно просмотреть на экране, напечатать, оценить, откорректировать, снова напечатать, снова откорректировать, и так далее... (He исключено, что корректировать придется и латинскую часть, если ее качество и источники вызывают сомнения.)
C чего начать?
C точки зрения дизайнера, шрифт, помимо всех прочих аспектов, - это искусство оптической иллюзии, искусство обмана человеческого восприятия. Шрифт не должен быть геометрически точным. Он должен быть точным визуально, то есть только казаться для читателя геометрически правильным. Степень и методы достижения этой оптической иллюзии различны в зависимости от конкретного шрифта и художника. Поэтому в любом случае применения в дальнейшем понятий тождества и различия элементов шрифтовых знаков речь будет идти только о визуальных, но не геометрических качествах этих элементов.
Допустим, перед нами стоит задача разработки акцидентного кириллического шрифта с характерным рисунком, т.е. не предназначенного для набора сплошного текста, - такой шрифт легче делать. (Текстовые шрифты не должны обладать заметно выраженной художественной индивидуальностью, но проектирование их - дело трудное, требующее опыта и квалификации.)
Если внимательно посмотреть на любой шрифт, можно заметить, что многие знаки алфавита как будто состоят из типовых элементов, имеют сходную конструкцию и множество однотипных деталей в рисунке. Если сравнить буквы латиницы с буквами кириллицы, окажется, что часть знаков того и другого алфавита просто совпадает, а часть построена по сходным принципам. Это объясняется общим происхождением и латиницы, и кириллицы из греческой письменности. При разработке кириллической версии шрифта благодаря этому сходству знаков и их деталей определенные латинские буквы могут быть использованы как модель при проектировании кириллических. Важно понять, какие именно знаки латиницы и кириллицы сходны по форме или отдельным деталям, а также степень этого сходства, то есть какие
- 50 -