ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Научные сотрудники-экспозиционеры:
- принимают участие в процессе архитектурно-художественного решения экспозиции;
- проверяют художественно-исполнительские работы, правильность выполнения научно-вспомогательных материалов, текстов;
- наблюдают за сохранностью музейных предметов в процессе их оформления;
- участвуют в монтаже экспозиции;
- представляют ее специальной приемной комиссии;
- консультируют гостей, пришедших на вернисаж[5, с. 96].
Порядок открытия экспозиции определяется особой инструкцией. Открытие экспозиции сопровождается составлением охранно-топографической описи. Проектная документация в установленные сроки сдается в научный архив музея, причем экземпляр ее сохраняется в экспозиционном отделе как справочный аппарат. Картотеки экспонатов сохраняются в экспозиционном отделе.
Особенно следует подчеркнуть, что построение экспозиции немыслимо без учета требований педагогики; экспозиционеру необходимо ориентироваться и в вопросах психологии восприятия, и в современных направлениях декоративно-оформительского искусства, и в проблемах дизайна.
В своей работе экспозиционер имеет постоянный контакт с художниками — проектантами и исполнителями. Роль художника в построении экспозиции велика, но экспозиционер должен помнить о своей ответственности за экспозицию в целом. Научный сотрудник музея только тогда может считаться экспозиционером, когда окажется способным представить себе экспозиционный материал, размещенный в пространстве, создающий музейный образ исторической действительности, неповторимый облик зала, раскрывающий идеи, вложенные в каждый комплекс, воздействующий на познавательную и эмоциональную сферу человека, пришедшего в залы музея.
Указываются предполагаемые методы показа (включение в систему тематико-экспозиционных комплексов, ансамблей-интерьеров, коллекционных рядов или групп). Вместе с характеристикой экспозиционной площади (к документу могут прилагаться планы экспозиционных залов) может быть предложено позальное размещение основных разделов экспозиции. Желательно также наметить ведущие экспонаты (или комплексы), имеющие важное значение для раскрытия тематического содержания экспозиции; экспонаты повышенной аттрактивности (диорамы, интерьеры, мемориальные комплексы, особо крупные экспонаты), словом, дать представление о предполагаемом общем облике экспозиции.
Даются предложения по размещению экспонатов (скульптуры, оружия) на примузейном участке, у входа в музей.
Таким образом, для современного музея характерно разнообразие методов, причем ведущим остается комплексно-тематический.
В рамках исследования необходимо отметить, что тематическая структура — это лишь костяк экспозиции. Она должна быть реализована через экспозиционные материалы, характер и функции которых следует определить.
Кратко сгруппируем основные виды экспозиционных материалов.
Музейные предметы — культурно-исторические памятники, исторические источники всех типов, определяющие ее содержание и музейную ценность, выступающие в роли экспонатов. Сюда же относятся фотодокументы.
Воспроизведения музейных предметов, а также вне музейных объектов, включаемые в экспозицию в строго обусловленных случаях.Экспозиционные научно-вспомогательные материалы — наглядное пояснение музейных предметов и отраженных в них исторических явлений.Тексты и фоно комментарии, облегчающие понимание идейного содержания экспозиции и дающие информацию об экспонатах.В экспозиции также помещаются указатели, облегчающие ориентировку в экспозиции. Таким образом, методы построения музейных композиций имеют свою специфику.
Виртуальный музей. Организация работы над экспозицией
Виртуальный музей представляет собой созданный с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги «коллекций», «экспозицию» и т.п. Как правило, отличается возможностью обратной связи с посетителями сайта, широко представленными воспроизведениями «музейных предметов», наличием трехмерных «виртуальных экспозиций», дающих возможность виртуального путешествия по «экспозиции» и даже ее самостоятельного моделирования. Также виртуальный музей – это электронные публикации объединенных по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций. На бытовом уровне виртуальный музей нередко называют сайт реально существующего музея[4, с. 37].
Сайт-музей (от англ. site – месторасположение, местонахождение), в зарубежной музеологии – музеи, организованные с целью сохранения объектов культурного и природного наследия на месте их создания или обнаружения. Международный совет музеев выделяет четыре группы сайтов - музеев:
- экологические – возникшие на основе музеефикации природной среды;
- этнографические – расположенные на месте прошлого или настоящего обитания человеческого сообщества и музеефицирующие свидетельства его образа жизни и традиций;
- исторические – созданные и функционирующие на местах, связанных с историческим событием или деятельностью выдающейся личности;
- археологические – организованные на месте раскопок. Являются близкими аналогами российских музеев-заповедников, музеев-усадеб, домов-музеев.
Воспроизведение музейного предмета (объекта) — предмет, создаваемый с целью максимально точной передачи внешнего облика и основных характеристик музейного предмета, важных для цели данного воспроизведения.
К воспроизведению музейного предмета (объекта) относятся копии, репродукции, модели, макеты, муляжи, слепки, голограммы, научные реконструкции. Использование воспроизведения музейного предмета (объекта) позволяет сохранить подлинник, защитить его от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а в случае его недоступности/труднодоступности получить о нём представление. Воспроизведения музейного предмета (объекта), относящиеся к группе научно-вспомогательных материалов, могут в исключительных случаях переходить в разряд музейных предметов (при недоступности или утрате подлинника; с течением времени).
Подготовка экспозиции виртуального музея отличается своими особенностями. Принцип подхода к экспозиции – это, в некотором смысле, призрачный мир воображаемой реальности и реальных фантазий. В легкости переходов одного в другое и заключается суть проектов и замыслов. Экспозиция должна соединить родственные искусства, раскрыть особенности художественного видения мира от замысла и планов до мультимедиа. Вместе они должны создать, собственно, музейное измерение, включающее понятие времени[4, с. 39].
Стиль экспозиции – это стиль замыслов и фантазий, который характеризуется неожиданными соединениями воображаемого пространства с реальным. Здесь иное измерение, поэтому вторжение мультимедиа и их использование для организации пространства воспринимается как естественное и закономерное. Подготовка экспозиции с помощью мультимедийных технологий является качественно новой ступенью взаимной интеграции музея и мультимедиа и предполагает появление уникального музейного объекта, соединяющего классику и новые технологии.
Так, электронное моделирование архитектурно-художественных решений позволяет проанализировать и выбрать цветовые и пространственные решения проектируемого экспозиционного пространства, выбрать варианты размещения экспонатов, освещения и т.д. Создание и сопровождение виртуального музея (виртуальный тур, выставка, реконструкция и др.). Данное решение является следующим логическим шагом к транслированию экспонатов музея в электронном пространстве.
Виртуальная экспозиция –база для творческих исканий – невиданные никогда прежде возможности конструирования художественного пространства, мемориальной среды, «ауры» личности, которые открывают новейшие технологии. Уже сегодня все богатства, накопленные культурой за тысячелетия, доступны в том или ином качестве цифровой записи.
Появляется возможность построить самые удивительные музеи, с режиссировать экспозиции и выставки (композиции которых могут меняться как угодно, скажем, в зависимости от времени суток или года); погрузить посетителя в любую историческую эпоху, этническую, природную, бытовую среду, показать, проиллюстрировать важнейшие моменты жизни и творчества, достижения выдающихся людей; демонстрировать шедевры в самой необычной среде (например, в пейзаже), имитировать «родную» атмосферу творений искусства: египетскую пустыню с пирамидами и африканским солнцем или флорентийские сады Медичи.
Информационное сопровождение экспонатов позволяет представить общую информацию по теме экспозиции, раскрывать её основной замысел, концепцию, цель, экспонаты. В музеях со сложной структурой экспозиции вводная ознакомительная информация по экспозиции может представлять собой отдельный информационный продукт.
Разъяснение экспозиции: информационный продукт может включать в себя научно-вспомогательный материал (тексты, иллюстрации, схемы и т.д.), который присутствует практически в каждой экспозиции. Ссылка на весь дополнительный материал или его отдельные составляющие может быть размещена в виде QR-кода.
В рамках исследования необходимо отметить, что современная проекционная, цифровая техника предлагает поразительные средства, инструментарий для достижения художественных, творческих, экспозиционных эффектов. Она открывает возможность реконструировать любую среду, естественную или культурную, выстраивать яркие визуальные ряды, варьировать впечатления, сопоставления, свободно использовать световые, цветовые, содержательные, стилевые контрасты и созвучия.
Схематично преимущества и возможности информационного сопровождения экспонатов наглядно представим на рисунке 2.
Показ предмета в нетрадиционном ракурсе
Дополнение экспозиции мультимедийными материалами, не вошедшими в традиционную экспозицию
Виртуальный показ части экспонатов
Мультимедийные решения при демонстрации экспонатов
Реконструкция утраченного или частично утраченного объекта, события, явления или процесса
Усиление эмоциональной составляющей экспозиции
Подготовка виртуальных экспонатов
Рис. 2. Преимущества и возможности информационного сопровождения экспонатов
Информационная инфраструктура виртуального музея.
В средствах массовой информации интерактивным музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей, работа которого, в первую очередь, направлена на диалог с публикой. Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея наличествуют видео шоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и многое другое. Подобное понимание относится и к присутствию музея в Интернет-пространстве. Музейные сайты также приобретают все более интерактивный характер. Они не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с музеями через анимированные планы и схемы, видео панорамы, удобные поисковые системы, игры, чаты, он-лайновую торговлю билетами, книгами, сувенирами и др.[10, с. 57]
Так, например, можно создать электронный путеводитель по музею. Электронный путеводитель позволяет ознакомить посетителя с общей информацией о музее (график работы, правила поведения в музее, темы и виды экскурсий, основная тема экспозиции, схема и тематика залов, коллекции, афиша выставок, концертов, вечеров, лекций и иных мероприятий и т.д., график работы библиотеки), то есть предоставление посетителю вводной информации перед непосредственным осмотром экспозиции.
Особый интерес представляет дневник музея. Через него происходит информирование посетителей о внутренней работе музея: какие есть фонды;интересные предметы, не представленные в экспозиции; чем занимаются отделы, услуги музея (не считая экспозиции и культурных мероприятий).