Файл: Юля Курс виртуальный музей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реклама музейных продуктов. Возможность показать опыт работы музея в направлении информационной поддержки экспозиции, таким образом, познакомить посетителя с материалами прошедших выставочных проектов, представить посетителю информационный продукт по актуальным экспозициям.

Возможность технологических решений виртуального музея представлена на рисунке 3.

Голографический экран

Интерактивная книга

Голографическая пирамида

Интерактивная поверхность

Информационный киоск

Технологические решения

Виртуальный промоутер

Интерактивная стойка-бюро

Информационный стенд со встроенным интерактивным комплексом

Рис. 3. Возможность технологических решений виртуальных экспозиций

Подготовка музейной экспозиции проходит две стадии: проектирование и осуществление экспозиции.Каждый музей в соответствии с условиями своей работы, может варьировать работу по такой схеме, не нарушая общих принципов её построения. На схеме могут быть проставлены даты выполнения основных работ. Она способствует контролю за ходом всего процесса подготовки экспозиции[10, с. 61].

Проектирование экспозиции состоит из трех взаимосвязанных элементов: научного, художественного и техно рабочего проектирования.

Одновременно с проектированием ведется подготовка широкой популяризации экспозиции.

В современной музееведческой литературе подчеркивается, что для совершенствования экспозиционного дела необходимо «обеспечить глубокую научную разработку экспозиции на основе комплексного, системного подхода и с учетом специфических особенностей отражения исторического процесса специфически музейными средствами», т. е. черезопределенным образоморганизованные и интерпретированные музейные предметы [7, с. 62].


Общая тема экспозиции формулируется научным коллективом и руководством музея исходя из задач, стоящих перед тематическиминаправлениями, с учетом профиля, типа музея и конкретных планов его деятельности.

В ходе проектирования экспозиции создается комплекс документов, последовательно развивающих и уточняющих ее содержание. Эта документация составляет основу разработки проектов архитектурно-художественных решений.

Начало работы над экспозицией фактически не отличается от первого этапа любой научной работы, например, на историческую тему. Изучаются документы, определяющие тематическую направленность экспозиции. Выявляется и изучается общая и специальная научная литература по поставленной теме. При этом ведутся попутные авторские записи, особенность которых заключается в том, что выясняются возможности предметного раскрытия освещенных в литературе тем. Широко используются консультации экспертов, особенно необходимые при подготовке экспозиции по современности. Одновременно начинается общее предварительное ознакомление с источниковой базой поставленной темы, в первую очередь, в фондах музея, а также в других хранилищах (музеи, архивы, библиотеки)[11].

В итоге создается научная концепция экспозиции — ее тематическо-теоретическое обоснование, служащее базой для разработки основных экспозиционных решений — экспозиционного замысла. Документ, фиксирующий эту работу дает первое, самое общее представление о будущей экспозиции. В нем подробно раскрывается тематическая установка экспозиции, характеризуется ее научное содержание, а также обусловленные ими требования к архитектурно-художественным решениям. Отмечается степень изученности поставленной темы в профильной дисциплине. Определяется место экспозиции среди экспозиций музея (существующих или планируемых) и отличие ее от функционирующих ранее, а также от экспозиций однопрофильных музеев данного объединения или региона. В научной концепции излагаются ведущие идеи, характеризуются стержневые проблемы, нравственно-воспитательный потенциал экспозиции. Для раскрытия ее содержания дается обоснование тематической структуры, ее основных разделов и общая характеристика источниковой предметной базы экспозиции, обеспеченность ее собранием музея[11].



Глава 2. Проектирование виртуальной экспозиции «Берлин - город с мировым именем»

2.1. Предпосылки для формирования тематико-экспозиционного плана виртуальной экспозиции «Берлин -город с мировым именем»

Поскольку научная концепция и развернутая тематическая структура (далее - РТС) не могут раскрыть идейное содержание каждой из экспозиционных тем, что оказывается крайне необходимым при проектировании новых экспозиций, особенно по темам, не имеющим достаточно полного освещения в литературе, большинство музеев превращают развернутую тематическую структуру в тематический план.

Далеко не все подобранные материалы могут пойти в экспозицию, поэтому следующая стадия работ — отбор материалов для экспонирования. Из подобранных материалов выделяются экспонаты или объекты, например, архитектурно-исторического наследия, способные реализовать научно-идейную концепцию экспозиции, несущие особо важную информацию, которые также могут создать образ исторического события или явления; учитывается их аттрактивность и экспрессивность, эстетическая форма, возможность экспонирования в подлиннике. Именно в процессе этой работы происходит формирование тематико-экспозиционных комплексов в пределах экспозиционной темы или подтемы. Эти два вида работ (отбор и формирование комплексов) взаимосвязаны. С одной стороны, невозможно отбирать материал, не имея в виду конкретных экспозиционных комплексов, с другой — сам материал нередко требует выделения особого экспозиционного комплекса, который не мог быть намечен заранее, без детального ознакомления с музейными источниками. Так, могут быть выделены не намеченные ранее в тематической структуре монографические комплексы; в особое звено экспозиции может быть выделен один экспонат, дополненный необходимым словесным или наглядным комментарием. В отборе материала при ведущей роли научного сотрудника активно участвует и художник, который к этому времени не только ознакомился с научной концепцией экспозиции, с соответственными фондами музея, но и предложил свои архитектурно-художественные решения[12].

В настоящее время накопился опыт составления технико-экспозиционного плана (далее – ТЭП) после окончания художественного проектирования (для которого основанием служат все необходимые проектные документы и раскладки). В этом случае в ТЭП указываются уже принятые плановые, композиционные и оформительские решения.


На основании вышесказанного необходимо отметить, что предпосылками формирования ТЭП изучаемой нами тематики явилось историческое и культурно-архитектурное наследие Германии, в частности, внимание уделено столице государства – городу Берлину. Обозначим коротко основные моменты.

Берлин расположен посреди земли Бранденбург, при впадении реки Шпре в реку Хафель. Колыбель Берлина находится на месте сегодняшнего острова музеев: на песчаных островах посреди реки Шпре были основаны два поселения – Берлин и Кёльн, давшие начало городу. Территория Берлина покрыта густой сетью каналов и озёр, образовавшихся в ледниковый период, которые вместе с многочисленными лесами являются теперь идеальным местом отдыха для горожан.

В начале нашего летоисчисления территория между реками Хафель и Шпре была заселена германским племенем семнонов, которые примерно в 200 году н.э. мигрировали дальше на юг.

В VI веке в эти малонаселенные места пришли славянские племена. К 825 году уже существовали крепости Кёпеник, Шпандау и Бранденбург. Немецкий король Генрих I и император Отто Великий захватывают славянские территории и основывают епископства Хафельбург (946 г.) и Бранденбург (948 г.).

В 1157 году Бранденбург был завоеван маркграфом Альбрехтом. Он и его последователи проводят активную политику заселения своих земель и привлекают сюда ремесленников, крестьян и купцов, которые основывают здесь города и поселения[13].

Первое документально подтвержденное упоминание Кёльна датировано 28 октября 1237 года. Берлин впервые упоминается 26 января 1244 года. Уже в 1247 году двойной город Берлин-Кёльн получает каменные укрепления, мост через реку Шпре, а освобождение от таможенных пошлин способствует быстрому расцвету города. К тому времени уже существовали города и поселения, которые известны сейчас как районы Берлина, например, Кёпеник, Шпандау, Далем, Ланквиц, Лихтерфельде, Целендорф, Темпельхоф, Мариендорф и др. В окрестностях Берлина строятся многочисленные монастыри. В 1307 году по указу маркграфа Берлин и Кёльн объединяются в один город и имеют теперь общее управление. После упразднения маркграфства в 1319 году Кёльн-Берлин использует свою свободу, значение его как торгового города растет, и в 1359 году Берлин становится членом Ганзы.

В 1411 году король Сигизмунд назначает нюрнбергского бургграфа Фридриха VI из династии Гогенцоллернов регентом земли Бранденбург, который в 1417 году становится первым бранденбургским курфюрстом. С 1486 года Берлин – постоянная резиденция курфюрстов Бранденбурга. По настоянию берлинских горожан Бранденбург принимает протестантскую веру. В 1618 году Бранденбург объединяется с Пруссией, и в том же году начинается 30-летняя война, тяжелые последствия которой сказались и на Берлине. К концу войны город насчитывает всего 6000 жителей. В 1640 году, со вступлением на престол крон-принца Фридриха, начинается новая успешная эра для курфюршества Бранденбург-Пруссия. Благодаря своей образованности и энергии Великий курфюрст Фридрих за время своего почти 50-летнего правления сумел заложить основы для хорошо организованного и централизованного прусского государства. Берлин, как столица, играет уже немалую роль. Курфюрст осуществляет крупные строительные проекты, закладывает новые городские районы, зовёт на новое место жительства в Берлин и его окрестности беженцев и переселенцев, чтобы пополнить сильно поредевшие во время 30-летней войны ряды своих подданных. В 1671 году возникает еврейская община, состоящая из евреев-переселенцев из Вены. С 1685 года в Берлине начинают селиться гугеноты, вынужденные покинуть Францию по религиозным соображениям. Вскоре они составляют пятую часть населения Берлина. Гугеноты оказали очень сильное влияние на развитие ремесла и торговли в Берлине, а также на вкусы и привычки берлинцев. После смерти Великого курфюрста в 1688 году на престол вступает его сын Фридрих III, который в 1701 году с разрешения императора коронуется как прусский король. Для Берлина начинается период большого строительства, в ходе которого город приобретает свои основные очертания. По Указу короля в 1709 году все пригороды присоединяются к Берлину. В 1720 году Берлин насчитывает 56 000 жителей. Под правлением так называемого «солдатского» короля Фридриха I и его сына Фридриха Великого, прозванного в народе Старым Фрицем, который правил с 1740 по 1786 гг., Пруссия превращается в великую державу, а Берлин – в метрополию. В 1781 году в Берлине проживает уже 147 000 человек. Хотя Фридрих Великий по-прусски очень бережлив, построенные во время его правления здания отличаются высоким качеством. Самым известным из них является дворец Сан-Суси в Потсдаме. Фридрих Великий превращает Берлин в культурный и духовный центр своего государства. После битвы под Йеной и Ауэрштедтом в 1806 году в Берлин вступают наполеоновские войска. Оккупация города длится 2 года. После неё Пруссия переживает реформы государства и армии. В 1809 году в Берлине впервые проходят выборы в городское собрание. В городе возводятся здания по планам архитекторов Шинкеля, Шадова и Рауха. В марте 1848 года в Берлине проходит революция, во время которой погибает 200 берлинцев. Надежды на современную конституцию не оправдываются.