Файл: Bastrikov_Bastrikova_RYaiKR_biblioteka-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 425

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Казанский (приволжский) федеральный университет

Программа дисциплины «русский язык и культура речи»

Занятие 1

Тестовый тренинг

1) Твердо, 2) мягко.

Болезнь языка

Тестовый тренинг

Казнить или миловать

Тестовый тренинг

Мутантом можешь ты не быть?

Воздействие музыки

Задание 57. Определите жанр текста. Назовите функцию выделенных клише. Обратите внимание на библиографическое описание книги.

О регламентации смехопроизводства и упорядочении смехопотребления

Заявление.

6. Резюме

Типовые информационные блоки текста резюме

Петрова марина николаевна

Иванов павел фёдорович

Тестовый тренинг

Несколько слов об одном спектакле…

Задания к тексту:

Тестовый тренинг

Язык и личность

Тестовый тренинг

Самостоятельная работа № 2 Фразеологические единицы русского языка

Словник

Акцентологические нормы

Произносительные нормы

Орфографический минимум

Краткий словарь паронимов русского языка

Выборный – выборочный

Героический – геройский

Главный – заглавный

Деловитый – деловой – дельный

Дипломант – дипломат – дипломник

Доходный – доходчивый

Драматический – драматичный – драматургический

Дружеский – дружественный – дружный

Духовный – душевный

Единичный – единственный – единый

Заменить – подменить

Злобный – злой – злостный

Искусный – искусственный

Командированный – командировочный

Лирический – лиричный

Личностный – личный

Логический – логичный

Методический – методичный

Мифический – мифологический

Надеть – одеть

Натуралистический – натуралистичный – натуралистский – натуральный

Невежа – невежда

Опасливый – опасный

Практический – практичный

Предоставить – представить

Проблематический – проблемный

Романический – романтический – романтичный

Скрытный – скрытый

Стилевой – стилистический

Типичный – типовой

Трагический – трагичный

Факт – фактор

Целый – цельный

Эффективность – эффектность

Явный – явственный

Сокращения, принятые в библиографических описаниях и официально-деловых документах

Рекомендуемая и использованная литература

Оглавление

Задание 99. Проанализируйте определения наиболее эффективных технологий PR, ответьте на вопросы и выполните задания.

Позицирование – обращение к той аудитории, которая с наибольшей степенью вероятности готова действовать по предлагаемому сценарию, воздействие на «теплый рынок», на людей, «привыкших жить вашим умом, людей, для которых вы давно являетесь лидером» (С.Н.Попов).

1. Уместен ли молодежный сленг в рекламе футболок?

2. В газете для учителей появилась реклама нового элитного жилья, безупречная по качеству текста и графики. Но так ли она безупречна?

3. Вы рекламируете авторучку. Составьте текст своего рекламного обращения к аудитории: а) писателей; б) бизнесменов; в) случайно собравшихся отдыхающих на пляже.

4. Составьте «портрет» аудитории, которая будет оптимальна для рекламы: а) элитного жилья; б) экологически чистых продуктов; в) стоматологического кабинета; г) детективного романа; д) средства для похудения.

Не забывайте, что публичная реклама воспринимается в контексте возможных статусных оценок человека со стороны аудитории!

Трансформация — разъяснение и подчеркивание лишь тех качеств товара, которые интересны конкретной аудитории.

1.Что можно сказать, предлагая мужскую кожаную куртку: а) шоферу; б) молодому человеку; в) рыбаку; г) байкеру; д) женщине?

2. Рекламируя кроссовки, вы будете по-разному обращаться к аудитории: а) спортсменов; б) девушек; в) подростков. Какие качества товара вы выделите в каждом случае?

Манипулирование – в PR-технологиях это перевод внимания на другие качества, характеристики предмета, человека или действия.

1. Оцените удачность следующих попыток манипулирования.

«Эта книга, может, и невзрачна, зато она такая дешевая».

«Вы фаталист? Вас смущает номер поезда? Но ведь он так хорошо идет, приходит как раз вовремя!»

«При Сталине развивалась наука? Но не забывайте, как жилось тогда ученым! Лучше, чем сейчас? Но сейчас мы можем свободно дышать!»

«Вас не устраивает фактура материала? Но посмотрите на то, как замечательно это платье на вас сидит!»

2. Политик на предвыборной встрече сообщает избирателям, возмущенным разгулом криминалитета, что еще 15-20 лет назад в городе не было колбасы. Какие ошибки он допускает при этом?


Эмоционализация – воздействие не на рациональные (индивидуальные) формы восприятия, а на эмоциональные (коллективные).

1. Один оратор говорит о войне, быстро перечисляя места сражений, имена, цифры и факты, поражая аудиторию феноменальной памятью и объемом информации. Другой говорит о подвиге героя, который аудитории подростков был неизвестен.

В каком случае информация о войне лучше, прочнее запомнится и произведет большее впечатление – когда она основана на фактах или на эмоциональном рассказе об одном случае?

2. В каком случае создается более яркое представление о предмете, закрепленное эмоционально, – когда мы читаем статью в энциклопедии или фрагмент художественного произведения о том же объекте?

3. Произошло убийство. Сохранились два источника информации о нем: милицейский протокол, где указаны со слов сознавшегося обвиняемого все детали преступления, и свидетельства потрясенного очевидца. Какой из документов скорее привлечет писателя-романиста и почему?

4. Произнесите 5-7-минутную речь с использованием приемов эмоционализации, визуализации и конкретизации по одной из тем:

– «Современная Россия: есть ли будущее?»

– «Экология языка и культуры»

– «Что такое дружба?»

– «Роль личности в истории»

– «Любимый город»

Помните: эмоционализация предполагает, что слишком широкая тема должна быть представлена в виде нескольких захватывающих сюжетов или описаний, способных оказать сильное эмоциональное воздействие.

Задание 100. Достигнут ли авторы приводимых фраз коммуникативной цели? Аргументируйте свой ответ.

1. Уважаемые покупатели! Просим вас посетить секцию № 69, где продаются новые меховые изделия.

2. Те, кто хочет открыть для себя Америку, придет к нам и выпьет «Пепси-колы».

3. Сегодня на уроке я расскажу вам об известной поэме Гоголя, о ее главных героях, о том, почему это поэма, а не повесть и не роман.

4. Вы еще не знаете нашего продукта? Тогда мы идем к вам!

5. Эта книга откроет читателю глаза, забитые идеологическими штампами и догматами.

6. Вы еще не устали меня слушать? Тогда я расскажу вам о нашей последней разработке.

7. Другие предлагают машины, чтобы избавиться от дорогого и неходового товара. Мы предлагаем, соблюдая честность и уважение к покупателю.


8. Это не кустарный зонт, который никогда не откроется, это – разработка российской военной промышленности.

Задание 101. Убедите слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные высказывания:

«Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума» (А. Теннисон).

«Воспитанность – единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени» (Ф.Честерфилд).

«Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящных искусств» (Р. Эмерсон).

«Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится нам так дешево, как вежливость» (М.Сервантес).

«Вежливость – это желание всегда встречать вежливое обращение и слыть обходительным человеком» (Ф.Ларошфуко).

«Этикет – это разум для тех, кто его не имеет» (Вольтер).

Задание 102. Вспомните орфографические и пунктуационные нормы.

Текст 8


Язык и личность

Вернейший способ узнать человека его умстве(н,нн)ое развитие его моральный облик его характер прислушаться к тому как он говорит.

(И)так есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств человека который пользуется языком народа.

Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать его походку его поведение на его лицо и по ним судим о человеке иногда (в)прочем ошибочно то язык человека гораздо более точ…ный показатель его человеческих качеств его культуры. А ведь бывает (и)так что человек (не)говорит а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него (не)обычные слова а жарго(н,нн)ые выражения. Когда такой человек с его «словами(-)плевками» говорит он хочет показать что ему всё (ни)(по)чём что он выше сильнее всех обстоятельств умнее всех окружающих над всем смеется н(е,и)чего (не)боится.

А на самом деле он (по)тому и обзывает своими ц(и,ы)ничными выражениями и насмешл(е,и)выми прозвищами те или иные предметы людей действия что он труслив и робок (не)уверен в себе.

Посмотрите послушайте о чем такой «храбрец» и «мудрец» ц(и,ы)нично отзывается в каких случаях он обычные слова заменяет «словами(-)плевками»? Вы сразу заметите что это всё то что его страшит (от)чего он ждет (не)пр…ятностей себе, что не в его власти. У него будут «свои» слова для денег для заработков зако(н,нн)ых и особенно (не)зако(н,нн)ых для всякого рода махинаций ц(и,ы)ничные прозвища людей которых он боится.

Я этим вопросом специально занимался (по)этом повер(-,ь)те мне я это знаю а не просто предполагаю.

Язык человека это его мирово(з,зз)рение и его поведение. Как говорит так следовательно и думает (По Д.С.Лихачеву).

Тестовый тренинг

1. Какое утверждение соответствует действительности? Подготовка речи начинается…

а) с определения темы

б) с нахождения цитаты

в) с составления плана

г) с набросок тезисов

2. К какому принципу построения выступления относятся следующее определение:

Организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу.

а) принципу экономии

б) принципу органического единства

в) принципу усиления

г) принципу последовательности


3. Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления:

а) нарушение логической последовательности

б) большое количество затронутых вопросов

в) отсутствие доказательности

г) апелляция к событиям, известным оратору и аудитории

4. Какое нарушение допускает оратор, употребляющий в речи слова-паразиты?

а) нарушает чистоту речи

б) нарушает логичность речи

в) нарушает точность речи

г) нарушает выразительность

5. Чего не должен делать оратор в конце выступления?

а) повторять основные положения доклада

б) извиняться, что из-за нехватки времени не все вопросы были оповещены

в) благодарить слушателей за внимание

г) говорить аудитории комплименты

6. Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции?

а) чтение текста

б) воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов

в) воспроизведение по памяти заученного текста

г) импровизация

7. Что призван подчеркнуть внешний вид оратора?

а) характер

б) профессионализм

в) происхождение

г) принадлежность к определенной возрастной группе

8. Отметьте утверждение, не соответствующее действительности.

Риторика – это…

а) ораторское искусство

б) наука, изучающая ораторское искусство

в) теория красноречия

г) культура речи

9. Какое утверждение соответствует действительности?

Успех выступления прежде всего зависит…

а) от наличия плана выступления

б) от наличия контакта с аудиторией

в) от внешнего вида оратора

г) от мимики и жестов оратора

10. Какая речь требует особенно тщательной подготовки?

а) информационная речь

б) траурная речь

в) приветственная речь

г) научный доклад

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Нормы русского литературного языка

Задание 1. Поставьте ударение.

Арахис, баловать, бронзированный, вероисповедание, вечеря, договорный, жалюзи, иконопись, кухонный, ломоть, мельком, мизерный, некролог, пломбирование, статуя, табу, украинский, хвоя, эксперт, юродивый, апокалипсис, благовест, бюрократия, ворожея, диоптрия, жизнеобеспечение, заговор, колосс, издревле, знамение, ломота, откупорить, премированный, послушник, оптовый, мытарь, каллиграфия, каталог, дискант, еретик