Файл: Bastrikov_Bastrikova_RYaiKR_biblioteka-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 421

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Казанский (приволжский) федеральный университет

Программа дисциплины «русский язык и культура речи»

Занятие 1

Тестовый тренинг

1) Твердо, 2) мягко.

Болезнь языка

Тестовый тренинг

Казнить или миловать

Тестовый тренинг

Мутантом можешь ты не быть?

Воздействие музыки

Задание 57. Определите жанр текста. Назовите функцию выделенных клише. Обратите внимание на библиографическое описание книги.

О регламентации смехопроизводства и упорядочении смехопотребления

Заявление.

6. Резюме

Типовые информационные блоки текста резюме

Петрова марина николаевна

Иванов павел фёдорович

Тестовый тренинг

Несколько слов об одном спектакле…

Задания к тексту:

Тестовый тренинг

Язык и личность

Тестовый тренинг

Самостоятельная работа № 2 Фразеологические единицы русского языка

Словник

Акцентологические нормы

Произносительные нормы

Орфографический минимум

Краткий словарь паронимов русского языка

Выборный – выборочный

Героический – геройский

Главный – заглавный

Деловитый – деловой – дельный

Дипломант – дипломат – дипломник

Доходный – доходчивый

Драматический – драматичный – драматургический

Дружеский – дружественный – дружный

Духовный – душевный

Единичный – единственный – единый

Заменить – подменить

Злобный – злой – злостный

Искусный – искусственный

Командированный – командировочный

Лирический – лиричный

Личностный – личный

Логический – логичный

Методический – методичный

Мифический – мифологический

Надеть – одеть

Натуралистический – натуралистичный – натуралистский – натуральный

Невежа – невежда

Опасливый – опасный

Практический – практичный

Предоставить – представить

Проблематический – проблемный

Романический – романтический – романтичный

Скрытный – скрытый

Стилевой – стилистический

Типичный – типовой

Трагический – трагичный

Факт – фактор

Целый – цельный

Эффективность – эффектность

Явный – явственный

Сокращения, принятые в библиографических описаниях и официально-деловых документах

Рекомендуемая и использованная литература

Оглавление

Задание 2. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.

1.

1. Современный Дон Кихот

2. Дон Жуан

3. Троянский конь

4. Вернуться к своим пенатам

5. Настоящий Квазимодо

6. Петь дифирамбы

7. Робинзонада

A. Ловелас, распутник, волокита

Б. Необычные приключения, путешествия в одиночку

В. Добрый, бескорыстный человек

Г. Уродливый, безобразный

Д. Bocxвалять, прославлять

Е. Вернуться в родной дом

Ж. Коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает

2.

1. Вылитый Плюшкин

2. Курить фимиам

3. Перейти Рубикон

4. Пиррова победа

5. Гомерический смех

6. Дамоклов меч

7. Этакий Голиаф

8. Тришкин кафтан

9. Прокрустово ложе

10. Синий чулок

A. Восхвалять

Б. Совершить решительный поступок

B. Женщина, всецело поглощенная книжными, учеными интересами

Г. Нависшая, угрожающая опасность

Д. Мерка, под которую насильственно подгоняют что-то

Е. Бесполезная попытка поправить дела

Ж. Скряга, жадина

3. Рослый, богатырского сложения великан

И. Неудержимый, громкий смех

К. Сомнительная, не оправдывающая понесенных жертв, победа

Задание 3. Найдите ошибки в предложениях и квалифицируйте их. Отредактируйте предложения.

1. Давайте сличим наши часы.

2. Вы сфотографировались на фотографии?

3. А теперь сказанное поясню словами.

4. Наша страна построена руками народных сердец.

5. Пушкин показывает воспитание Онегина, которое образовалось в результате воспитания иностранным учителем.

6. Народ играл огромное влияние в ходе войны 1812 года.

7. Бегает Федотка в отцовском картузе до пят.

Задание 4. Определите, где допущены ошибки в словоупотреблении.


1.

а) Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.

б) Ладонью руки он медленно гладил ребенка по голове.

в) В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство.

г) В час пик поезда метро наполнены пассажирами до отвала.

д) Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд.

2.

а) Местные аборигены радостно встретили путешественников.

б) Чаша его терпения наконец лопнула.

в) Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.

г) Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.

д) Это была храбрая мысль.

3.

а) Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек.

б) В город ему пришлось ехать окружным путем.

в) Мне было грустно читать о несчастной девушке Асе: о ее жизни, повадках и характере.

г) Львиная часть работы была уже выполнена.

д) Поэма эта является пиком в творчестве поэта.

4.

а) Вскрытие рек еще больше увеличило уровень воды.

б) На этой-то вечеринке он и начал за ней флиртовать.

в) Он мне с апогеем рассказывал об этом.

г) Все лето трудились они на своей плодородной земле, возделывая урожай.

д) Вдали от Родины с глубиной чувствуешь свою ответственность за то, что происходит дома.

Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

1. Приехать по (окончание института); возвратиться по (завершение строительства); приступить к обязанностям по (истечение срока стажировки); расписаться по (ознакомление с решением); принять решение по (рассмотрение вопроса); навести справки по (прибытие на место); написать отчет по (окончание работ).

2. Действовать вопреки (совет); уезжать согласно (предписание); совершенствовать формы ведения хозяйства по мере (развитие демократии и рыночных отношений); отложить решение впредь до (выяснение обстоятельств дела); корректировать план в сторону (уменьшение объема работы); дать директивы по линии (профсоюз); мероприятия в целях (увеличения товарооборота); интересное предложение со стороны (фирма-заказчик).

Справки:

1. После предлога «по» в значении ‘после’ имя существительное ставится в форму предложного падежа.

2. После предлогов «согласно», «вопреки», «благодаря» имя существительное ставится в форму дательного падежа.


Задание 6. Перепишите предложения, раскрывая скобки.

1. По высланному Вами (счет-фактура) были оплачены только двенадцать путевок из шестнадцати.

2. Наши отношения с (фабрика-поставщик) на сегодняшний день зашли в тупик.

3. Инновации в области (бизнес-образование) стали предметом обсуждения на семинаре.

4. (Банк-гарант) в этой сделке выступает «Прима-банк».

5. В качестве (инструктор-испытатель) я привлекался для работы с новейшими марками самолетов.

6. В (тайм-шит) указан расчет погрузочно-разгрузочного времени судна во всех портах.

7. В качестве (фирма-агент) будет выступать наше предприятие. 8. Руководство рассмотрело представленный Вами предварительный вариант (бизнес-план).

Справка:

1. Склоняются обе части слова, если они обозначают рабочие профессии: токарь-карусельщик, токаря-карусельщика; летчик-испытатель, летчика-испытателя.

2. В других случаях склоняются обе части слова, если они выражены склоняемыми частями: по счету-фактуре; из письма-запроса; от фирмы-партнера по телексу-предложению.

Склоняется только вторая часть сложных слов, если первая часть сложного слова – неизменяемое слово: по соло-векселю; жиро-чека.

Склоняется только вторая часть сложных слов, если первая часть сложного слова – иностранное слово, недавно вошедшее в состав русской лексики: из шоп-тура, по тайм-шиту, о бизнес-центре.

Задание 7. Выберите правильный ответ.

1. СНГ …

А) возник

Б) возникло

В) возникли

2. Полноводн... Миссури

А) ж.р.

Б) м.р.

В) ср.р.

3. По химическому составу различают углеродистую и легированную … .

А) сталь

Б) стали

4. В цеху – …

А) нейтральный оттенок

Б) разговорный оттенок

5. Цветы – цвета

А) различия стилистические

Б) различия лексические

6. зануда – …

А) ж.р.

Б) м.р.

В) общего рода

7. кукла –

А) одушевленное сущ.

Б) неодушевленное сущ.

8. а) При дневном свете невозможно увидеть звезды. б) На гала-концерте мы увидели настоящих звезд.

А) а) неодушевл. б) одушевл.

Б) а) одушевл. б) неодушевл.

В) а) одушевл. б) одушевл.

9. Стихи …

А) Пабло Неруда

Б) Паблы Неруды

В) Пабло Неруды

10. От … не осталось ни одной минуты.

А) полчаса

Б) получаса

11. Ошибочной является форма:

а) активнее,

б) менее активный,

в) более активнее

А) а

Б) б

В) в

12. По … сторонам тропинки росли большие кусты сирени.

А) обоим

Б) обеим

13. Наш палаточный лагерь был разбит в … километрах от Москвы.

А) трехстах

Б) трехсот

В) триста

14. Этот памятник был воздвигнут к … Петербурга.

А) трехсотлетию

Б) трехстолетию

В) тристалетию

15. Сосед, живущий этажом выше, … мебель.

А) двигает

Б) движет

16. Когда я … иду, я всегда беру с собой перочинный ножик.

А) куда-то

Б) кое-куда

В) куда-либо

17. обуславливать

А) разговорный оттенок

Б) литературная норма

18.оплатить …

А) за проезд

Б) проезд

19.удивлен …

А) чем

Б) чему

20. Ошибочными являются формы:

а) чулок, б) носок, в) рентген, г) арабов, д) партизан, е) грузинов

А) в, г,

Б) б, е

В) г, д



Самостоятельная работа № 2 Фразеологические единицы русского языка

Литература

Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. – М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2000. – 624 с.

Новиков А.Б. Словарь перифраз русского языка. – М.: Русский язык, 2000. – 224 с.

Культура устной и письменной речи делового человека. – М.: Флинта, Наука, 2008. – 315 с.

Задание 1. Вставьте пропущенное слово.

1) ... муки. 2) ... страх. 3) ... раздора. 4) ... столпы. 5) Тайная ... . 6) Тридцать ... . 7) ... все стерпит. 8) Разрубить ... узел. 9) Любовь к отеческим ... . 10) ... – вежливость королей. 11) До греческих ... . 12) Тяжела ты, ... Мономаха!

Задание 2. С какими литературными произведениями связаны следующие имена, устойчивые выражения?

1) Бедный Йорик.

2) Блоху подковать.

3) Великий, могучий русский язык.

4) Блажен, кто верует.

5) А судьи кто?

6) Тришкин кафтан.

Задание 3. С чьими именами связаны следующие устойчивые выражения?

1) Болдинская осень. Солнце русской поэзии.

2) В Европу прорубить окно. То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.

Задание 4. Кому принадлежат следующие высказывания?

1) «Архитектура – застывшая музыка».

2) «Война есть продолжение политики иными средствами».

3) «Всё течёт, всё изменяется».

4) «Государство – этот я».

5) «Когда разговаривают пушки, музы молчат».

6) «Кому это выгодно?»

7) «Незнание не довод».

8) «Я знаю, что я ничего не знаю».

9) «Ни дня без строчки».

Задание 5. Из следующих слов образуйте устойчивые выражения и запишите их.

Эзопов(-а,-о), конь, храм, Иерихонский (-ое, -ая), ящик, Соломонов (-а,-о), смех, Дамоклов (-а,-о), Сизифов (-а,-о), Буриданов (-а,-о), двуликий, Мельпомена, язык, Фемида, Пандора, решение, труд, осёл, Янус, труба, гомерический, меч, Троянский (-ое, -ая).

Задание 6. Соотнесите устойчивое выражение и его толкование.

1. Альма матер

а) ‘основа всего, начало и конец’

2. Терра инкогнита

б) ‘слабое, уязвимое место’

3. Ахиллесова пята

в) ‘способ, помогающий найти выход из трудного положения’

4. Голгофа

г) ‘судьба, рок, удача’

5. Философский камень

д) ‘нечто непонятное, загадочное и недоступное, непостижимое’

6. Альфа и омега

е) ‘образное название учебных заведений’

7. Фортуна

ж) ‘скрытая суть вещей’

8. Ариаднина нить

з) ‘символ страданий, мучений’