Файл: 26Организация групповых форм психологической работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы психологического тренинга (по с.И. Макшанову)

Принципы создания среды тренинга

Принципы поведения участников тренинга

Организационные принципы

Этические принципы

Системная детерминация

Активность. Исследовательская и творческая позиция

Физическая открытость. Комплектование группы (гомогенность и гетерогенность)

Конфиденциальность. Соответствие заявленных целей тренинга содержанию

Реалистичность

Субъект-объект

общение.

Объективация

поведения

Пространственно-временная организация

Нанесение ущерба

Избыточность

Искренность

«Здесь и теперь»

Вачков И.В. считает, что основные принципы работы в тренинговой группе связаны с тремя задачами организации:

1) организации движения; 2) организации пространства; 3) организации времени.

Соответственно, выделяются принцип событийности, принцип символизма, принцип трансспективы.

Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении тренинга психолог должен обеспечить превращение его движения в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться участниками как целостность, единство, не разрывность изменений, происходящих в них и в окружающем

Проще говоря, тренинг должен сам по себе быть событием для каждого участника. Где могут происходить события?

1) в пространстве внутреннего мира человека (будем называть его психологическим пространством);

2) в пространстве дискурса, некого «живого текста» взаимодействия участников тренинга между собой; (Дискурс (от франц. discours - речь) - связный текст, взятый в событийном аспекте, в ситуации целенаправленного социального взаимодействия и влияния экстралингвистических, прагматических, психологических и других факторов. Часто дискурс называют речью, «погруженной в жизнь», и поэтому указанное понятие порой распространяют на все виды прагматически обусловленной и различающейся по своим целеустановкам речи. Дискурс в контексте тренинга понимается как некий «живой текст» взаимодействия участников тренинга между собой. Практически всегда пространство дискурса может быть рассмотрено как особый - текстовый - мир, мир коммуникации, существующий не во внутреннем психологическом пространстве участников и не в физической реальности (внешнее трехмерное пространство не имеет для дискурса особого значения). Поэтому события, происходящие в пространстве дискурса, следует рассматривать как особый тип события);


3) в физическом пространстве помещения.

Принцип символизма. Данный принцип реализуется в символическом самовыражении, которое осуществляется с помощью медитации-визуализации, приемов активного воображения и техник имаготерапии и имагогики, проективных рисунков, написания сказок, упражнений нейролингвистического программирования, создания изделий из песка, глины, пластилина, бумаги или ткани, некоторых методик развития социальной перцепции и др. Особенностью всех этих техник является то, что они создают условия для проявления индивидуальной творческой активности участников в ситуации, когда никто кроме них до определенного момента (а такой момент может не наступить вовсе) не может воспринять продукт их творчества.

Принцип трансспективы. Этот принцип означает, что все участники тренинга «проходят сквозь» какое-то событийное время:

1. до тренинга;

2. на тренинге;

3. после тренинга (Вачков И.В., 2004).

Рассматривая проблемы групповой динамики, Мастеров Б.М. подчеркивает, что эффективность общения в группе определяется одновременно и рядом правил и рядом принципов, среди которых он выделяет следующие:

1. правило «здесь и теперь»;

2. принцип эмоциональной открытости;

3. правило искренности;

4. правило «антисоветизма» (запрета на советы);

5. правило «Я-высказываний»;

6. правило безопасности обратных связей, запрет на ярлыки и диагнозы;

7. принцип личной ответственности;

8. правило котла или скороварок (не делать дырок в кипящем котле);

9. принцип «доваренной и недоваренной каши» (понимания последствий ухода из группы);

10. принцип ценности и принятия группового и индивидуального опыта (Мастеров Б.М., 1995).

Обсуждая проблемы тренинга этнической толерантности для школьников, выделяют принципы:

1. активной совместной деятельности тренера и участников, точнее, принцип распределения активности между ними;

2. творческой позиции как обучаемого и воспитываемого, так и тренера;

3. реализации субъект-субъектной формы общения;

4. «здесь и теперь»;

5. этнокультурного универсализма (Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., 2004).

Рассматривая вопрос о методических основах тренинга для педагогов, Ясвин В.А., отмечает, что, по его мнению, наиболее важными принципами организации тренингового образовательного процесса являются безоценочностъ и приоритет процесса выполнения любого задания над его формальным результатом. В то же время он отмечает, что к традиционным принципам функционирования тренинговой группы относятся также: принцип активности участников, принцип исследовательской творческой позиции участников, принцип объективации (осознания) поведения, принцип партнерского (субъект-субъектного) общения (Ясвин В.А., 2001).


Представляя тренинг, имеющий специфическую направленность – наслаждение, его авторы выделяют правила, которыми должны руководствоваться участники группы:

1.честность, искренность и открытость;

2.прямое выражение чувств;

3.«Я-коммуникации»;

4.концентрация на позитивном;

5.активное участие;

6.конфиденциальность;

7.взаимное участие и взаимопомощь.


Организация психологического тренинга

План

Введение

I        Сущность тренинга и начало работы

  1. Вступительное слово

  2. Знакомство

II        Структура тренинга

  1. Свой замысел

  2. Важные шаги

  1. Сколько и как часто

  2. Сценарий темы

  3. Психогимнастика в СПТ

Заключение

Список литературы

Введение

Групповым формам психологической работы посвящено множество различных материалов — теоретических, методических, исследовательских. Тем не менее, на мой взгляд, эта тема остается неисчерпаемой. Прежде всего, я хотел сформировать для себя представление о том, как нужно планировать, осуществлять и анализировать работу группы.

Навыки общения усваиваются точно так же, как любые другие навыки. Чтобы им научиться, нужна практика. Это примерно тоже, что управлять автомобилем,  или иметь какой-либо другой навык: езду на велосипеде, катание на лыжах или любой другой вид спорта. Если вы помните, как впервые пытались овладеть сложным навыком вождения автомобиля, то обнаружите, что вам приходилось контролировать много разных вещей сразу. Можно предполагать, что вы держали руками руль, или во всяком случае одной рукой, а в то время другая работала с переключателем передач. В то же время вам надо было следить за тем, что делают ваши ноги, и это было не легкой задачей. На все это вам приходилось обращать внимание, и вдобавок отдавать себе некоторый отчет в том, что происходит вне машины.

На психологических тренингах клиенты делают то же, чего требует любой сложный навык: задача раскладывается на маленькие куски или отрезки, чтобы вы могли индивидуально выполнять каждый маленький отрезок, пока не овладеете им. Как только вам удастся превратить каждый отрезок в автоматический, эффективный, бессознательно выполняемый навык, перед вами откроются новые возможности - другие компоненты задачи. Затем вы доводите новые компоненты до уровня бессознательного, эффективного шаблона, чтобы вам не приходилось обращать на них сознательного внимания.

Сегодня нельзя представить себе практической деятельности психолога без различных видов групповой работы с детьми и взрослыми. При всем ее содержательном и методическом разнообразии очень часто она обозначается одним общим «волшебным» словом — тренинг («Умеете ли вы проводить тренинги?», «А проведите-ка с нами какой-нибудь тренинг!»). Факт этот, несомненно, огорчительный, так как в результате чрезмерно широкого толкования понятие теряет свое собственное значение.


Психологический тренинг — это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. Он обучает новым навыкам, помогает освоить иные психологические возможности. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния. Из этого понимания я и постараюсь исходить, ведя разговор о социально-психологическом тренинге (СПТ), описывая шаг за шагом его содержательные и организационные аспекты.

СПТ — форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений, анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения.