Файл: 41Психологические основы профессионального самоопределения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41Психологические основы профессионального самоопределения Малейко Г.У. Развитие человека сопровождается постоянным поиском себя как индивидуальности и активного члена общества. Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. В профессиональном самоопределении традиционно выделяют профессиональные планы и профессиональные перспективы. Если профессиональная перспектива – это целостная картина своего профессионального будущего, то профессиональный план – это более конкретная программа достижения профессиональных целей. ^ Для профессионального самоопределения характерны: 1) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); 2) наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.). ^ Для жизненного самоопределения характерны: 1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы. ^ Для личностного самоопределения характерны: 1) невозможность формализации полноценного развития личности; 2) «неблагоприятные» (в обывательском представлении) условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.  Недаром герои появляются преимущественно именно в трудные, переходные общественно-исторические периоды. Правда, в «благополучные» эпохи у человека также есть возможность все-таки найти для себя достойную проблему и постараться решить ее, а не просто «наслаждаться жизнью», как это делают большинство обывателей.  Для дальнейшего рассмотрения особенностей профессионального самоопределения необходимо отметить ряд отечественных типологий профессиональной деятельности. В России наиболее известна типология профессии, предложенная Е.А.Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. Все профессии соотносятся с пятью основными группами: 1) человек-природа; 2) человек-техника; 3) человек-человек; 4) человек- знаковые системы; 5) человек- художественный образ. Оригинальную типологию самоопределения предложил отечественный психолог М.Р. Гинзбург. Он выделил жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. При этом само жизненное поле определяется им как совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, - охватывающего прошлое, настоящее и будущее. Психологическое настоящее, - отмечает М.Р. Гинзбург, существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой самопознание, т. е. ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (т. е. реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности). На основании этого М.Р. Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения: 


  • гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем); 

  • благополучное (психологическая коррекция не требуется);

  • стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим);

  • беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидание благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);

  • бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности, как «вынужденное»);

  • негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее; ощущение безнадежности);

  • защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; «бегство в будущее»);

  • фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; «бегство в грезы о будущем»);

  • прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей, проекция в будущее заимствованных ценностей);

  • гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, погоня за сиюминутными удовольствиями);

  • бездуховное (успешная самореализация и планирование при отсутствии ценностей, практичность, «эмоциональная упрощенность»);

  • пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее); 

  • невротичное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; переживание невостребованности, отсутствие перспективы);

  • бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний);

  • отсроченное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее, отсрочка реализации ценностей).

В наши дни как государственные, так и частные профориентационные службы помогают человеку осуществить грамотное профессиональное самоопределение. Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Обычно выделяют следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Но все это причины, скорее, социально-экономические.  Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не могли и не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Такая свобода действительно порождала множество проблем, и главная из них - это ответственность человека за важные жизненные выборы. В эволюционном развитии профориентации можно выделить два основных этапа:  ^ 1.Конкретно-адаптационный этап. Главная задача - помочь человеку «трудоустроиться»; характерен для периодов социально-экономических бедствий и массовой безработицы. К сожалению, для современной России это весьма актуально и по сей день. ^ 2. Диагностико-рекомендательный этап. В его основе лежит «трехфакторная модель» Ф. Парсона: изучение требований профессии к че­ловеку - первый фактор, исследование качеств человека с помощью тестов - второй фактор, сопоставление требований с качествами человека и выдача рекомендации о пригодности или непригодности к данной профессии - третий фактор. При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит основой для «объективного» выбора. В настоящее время профессиональная консультация разработала разнообразные модели взаимодействия с клиентом, в частности: - искусственная «подгонка» человека к профессии. Возможны варианты: обман, манипуляция, агитация на непривлекательные профессии (были распространены в 1960 - 1980-е гг. в СССР); умелая продажа себя на рынке труда (обман предприятий и государства в целом со стороны клиентов, прошедших подготовку на различных консультациях и тренингах); - диагностико-рекомендательной модели профориентационной помощи - основана на неизменности качеств клиента и требований профессий; - диагностико-корректирующая и диагностико-развивающая профконсультации. В отличие от диагностико-рекомендательной модели, здесь все основано на учете изменений в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку, а также на учете меняющегося клиента. Важной особенностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улучшить в своей ситуации и постоянно корректировать свои выборы в зависимости от изменения требований профессии и от изменений своих собственных способностей (по Е. М. Борисовой и К. М. Гуревичу). В дополнение к изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку происходит учет динамики общественных процессов. Сама профессия все больше начинает рассматриваться как средство для построения своего жизненного успеха, а также как средство для нахождения с помощью профессии своего места в данном обществе. Основные понятия, характерные для данного уровня развития профориентации: «профессиональный и жизненный успех», «карьера», «образ жизни». Главная проблема здесь - понять, в каком обществе мы живем, сориентироваться в данном социокультурном пространстве, что в условиях современной России сделать весьма непросто. На данном уровне профориентационной помощи рассматривается также изменение представлений самоопределяющегося человека о самом смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто «успех», но и «моральная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь становятся: «совесть», «чувство собственного достоинства», «смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности», а также «идеал личностного и профессионального самоопределения».  Поиск идеала своего развития - одна из самых ответственных и сложных проблем самоопределяющегося молодого человека. Недаром Э. Эриксон писал, что главная проблема подростка - это «поиск аристократии и идеологии», и если молодой человек не сможет для себя в этом разобраться, то он легко становится добычей всяких проходимцев, в том числе и политических проходимцев.  Таким образом, в основе профориентационной работы с молодежью должно лежать уважительное отношение к молодому человеку как к субъекту профессионального и личностного самоопределения. Не только, когда он ориентирован на сложные варианты построения своей карьеры, и даже тогда, когда он стремиться устроить свою жизнь и карьеру, ориентируясь на других людей, т.е. используя уже проверенные варианты построения своего успеха. Призывать или обязывать человека быть полноценным субъектом самоопределения нельзя, каждый из нас должен созреть до настоящего творчества. Кроме того, у каждого из нас свое индивидуальное представление о счастье и успехе в жизни.


Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам относят и способности, но они, как подчеркивает В.Д. Шадриков [Шадриков, 1996], не исчерпывают всего объема ПВК. М.А. Дмитриева в качестве профессионально значимых свойств выделяет индивидуально-психологические свойства и отношения личности [Дмитриева и др., 1979]. К индивидуально-психологическим (типологическим) свойствам относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека. Отношения личности включают отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т.д.

Основные характеристики нервных процессов накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в любой области, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы.