ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
Лаишевский районный отдел образования
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к УМК
под редакцией М.М. Разумовской с учетом требований ФГОС ОО
Разработали:
Макарова С.С., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района РТ;
Строителева С.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназии №1 г. Лаишево
2013 г.
Пояснительная записка
На основании проведенного анализа программ и учебников по русскому языку мы пришли к выводу о необходимости разработки усовершенствованной рабочей программы для 5 класса к УМК под редакцией М.М.Разумовской, рассчитанной на 4 часа. Эта необходимость вызвана общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, на совершенствования учебно-универсальных действий учащихся 5 класса. В основу рабочей программы положена программа М.М.Разумовской (Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно – методическое пособие/ сост. Е.И.Харитонова. – М. : Дрофа, 2012. – 383, [1] с.)
При разработке данной рабочей программы использовались следующие нормативные документы:
Конституция РФ ( Конституция РФ. М., изд. «Юридическая литература», - 2009 .)
Закон РФ «Об образовании» (Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012
№ 273 –ФЗ)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
от 21.01. 2010.
Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
Примерная учебная программа основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»)
Цель обучения:
-
Формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической ( языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся 5 класса.
Задачи обучения:
-
воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитать интерес и любовь к русскому языку;
-
совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность к речевому самосовершенствованию;
-
осваивать знания о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован учебно – методический комплект:
1.Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.В.Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2012. – 317, [3] с.: ил., 8 л. цв.вкл.;
2.Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс»/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа, 2012. – 217, [7] c.
3.Рабочая тетрадь для учащихся к «Русский язык. 5 класс»/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа, 2012. – 56 с.
4.Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru
Требования к уровню подготовки учащихся. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»
знать \ понимать:
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
особенности разговорного, официально-делового, художественного стилей речи;
-
признаки текста и его функционально-смысловые типы (повествование, рассуждение, описание предмета);
-
части речи, как они изменяются;
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка, их признаки;
-
основные нормы (орфографические, лексические, грамматические, пунктуационные) русского языка, речевого этикета.
уметь:
-
различать разговорную речь, официально-деловой стиль речи, язык художественной литературы;
-
определять по фонетике и графике звуки речи; по морфологии - части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов; склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;
-
понимать по орфографии значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; о - ё после шипящих в корне; чередующихся а - о, е - и в корнях типа – раст - \ - рос -, - лаг - \ -лож -, -мер - \ - мир-; приставки на з – с и верно их писать; употреблять разделительные ъ – ь, ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;
-
выделять по синтаксису словосочетания в предложении, определять предположения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предположения изученных видов;
-
правильно по пунктуации ставить знаки препинания в конце предложения, в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже;
-
употреблять по лексике слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;
-
по словообразованию выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем морфемного строения слов;
-
правильно произносить по орфоэпии гласные, согласные и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита; употребительные слова изученных частей речи, в том числе термины русского языка.
Аудирование и чтение:
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему);
-
осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля;
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации.
Говорение и письмо:
-
воспроизводить подробно и сжато (устно и письменно) тексты, содержащие повествование, описание, предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль);
-
создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца при помощи зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; развивать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся), составлять деловые инструкции, объявления;
-
находить и исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении. Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значение родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; сохранения чистоты русского языка как явление культуры;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
-
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
-
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
-
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значение родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; сохранения чистоты русского языка как явление культуры;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
-
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования
-
являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
-
культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
-
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
|||
№ п/п |
Тема |
Элементы содержания |
Виды деятельности учащихся |
1 |
Язык и речь. Язык и общение. Зачем человеку нужен язык |
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
|
Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать небольшие высказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров |
2 |
Что мы знаем о русском языке |
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
|
Разучивать яркие высказывания о русском языке. Читать и пересказывать лингвистические тексты. Безошибочно списывать недеформированные тексты разного характера объёмом от 30 до 70 слов за определённое время |
3 |
Что такое речь |
Речь и речевое общение. Речевая ситуация.
|
Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т.е. речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения. Знать основные требования к культуре устного общения. Овладевать чтением- пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст |
4 |
Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная |
Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
|
Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладевать культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета) |
5 |
Повторение изученного в начальных классах. Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Алфавит |
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Связь фонетики с графикой. Письмо и каллиграфия. |
Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфавит, правильно произнося названия букв |
6 |
Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я |
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.
|
Определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском языке есть 10 букв. Учиться различать звуки и буквы |
7 |
Фонетический разбор |
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
|
Знать порядок фонетического разбора – от звука к букве. Уметь производить частичный и полный разбор конкретных слов с использованием детальной фонетической транскрипции |
8 |
Текст. Что такое текст. |
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
|
Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально |
9 |
Тема текста |
Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
|
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения определения темы (тем) при чтении и слушании (в том числе текстов печатных и электронных СМИ). Различать при сравнивании узкие и широкие темы |
10 |
Основная мысль текста. Подготовка к домашнему сочинению |
Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
|
Иметь представление об основной мысли текста. Уметь формулировать основную мысль текста, подбирать чёткий и выразительный заголовок к тексту, отражая в нём тему или основную мысль высказывания. Передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. После проверки учителем сочинения анализировать его |
11 |
Письмо. Орфография. Зачем людям письмо |
|
Осознанно читать и пересказывать тексты о письменности. Уметь рассказать о социальных причинах возникновения письма, о его значении для жизни и развития общества. Знать, понимать и правильно употреблять соответствующие термины |
12 |
Орфография. Нужны ли правила?
|
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Опознавательные признаки орфограмм.
|
Иметь представление об орфографии как о системе правил. Знать, что такое орфограмма, и применять орфографические правила, если в слове есть орфограмма (-ы).формировать и развивать орфографическую зоркость. Сопоставлять и противопоставлять произношение и написание слов для верного решения орфографических проблем |
13 |
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков |
Понятие орфограммы. Правописание гласных в составе морфем. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне. |
Формировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня. Опознавать данные написания зрительно и на слух. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. |
14 |
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков (продолжение темы) |
Понятие орфограммы. Правописание гласных в составе морфем. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне. |
Учиться грамотно писать слова 1-й и 2-й степени трудности (вдалеке, обвинять). Использовать орфографический словарь |
15 |
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков |
Понятие орфограммы. Правописание согласных в составе морфем. Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне. |
Формировать понятие орфограмм согласных корня. Различать эти написания при письме и на слух. Овладевать способом определения верного написания согласных. |
16 |
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков (продолжение темы) |
Понятие орфограммы. Правописание согласных в составе морфем. Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне. |
Верно писать согласные корня слова. Использовать орфографический словарь |
17 |
Сочетания букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, НЧ, ЧН, ЧК, ЧЩ, ЩН, РЩ |
Правописание букв И, У, А после шипящих |
Овладевать навыками ориентировки при письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в практике письма |
18 |
Ь знак после шипящих в конце существительных и глаголов |
Буква Ь на конце существительных и глаголов после шипящих. Существительное 3 склонения, глагол 2 лица единственного лица. |
Верно писать слова этих частей речи с опорой на соответствующие орфографические правила. Использовать орфографический словарь |
19 |
Разделительные Ь и Ъ знаки |
Части слова. Правописание Ь и Ь.
|
Знать условия употребления разделительных знаков и верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь |
20 |
Не с глаголами |
Раздельное написание НЕ с глаголами. |
Знать правило написания не с глаголами, перечень слов – исключений. Верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь. Правильно произносить слова типа не жил, не был, не дал и подобные |
21 |
Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов |
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ |
Овладевать способом определения написания слов с -тсяи –ться. Верно писать слова с данными орфограммами |
22 |
Контрольный диктант |
Правописание гласных и согласных в корне, падежных и личных окончаниях |
Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания |
23 |
Словообразование. Морфемика. Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова |
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
|
Понимать, что корень, приставка, суффикс, окончание значимые части слова, т.е. морфемы. Определять в словах значение суффиксов и приставок, пользуясь словариком значения морфем учебника. |
24 |
Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова (продолжение темы) |
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
|
Иметь представление о том, что морфема передает информацию о лексическом значении слова, его стилистической принадлежности, грамматической форме. Учиться опираться на значение приставок, суффиксов при определении значения слова, его принадлежности к определенной части речи, при написании. Усвоить последовательность разбора слова по составу, опираясь на значение морфем |
25 |
Как образуются формы слова с помощью окончания |
Окончание как формообразующая морфема.
|
Иметь представление о механизме образования слова с помощью окончания. Соотносить окончание и грамматическую форму слова. Знать основные значения нулевого окончания в именахсуществительных, глаголах и учиться верно находить эти окончания, основываясь на их грамматическом значении. Знать, что при замене окончания лексическое значение остается без изменений. Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет свой набор окончаний, что окончания передаются на письме единообразно, независимо от произношения. Грамотно писать слова, отобранные для специального заучивания |
26 |
Морфология. Самостоятельные части речи |
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
|
Знать, что изучает морфология, что это раздел грамматики. Знать, на какие вопросы отвечают слова данных частей речи и каким грамматическим значением они обладают. Понимать, на основе каких признаков выделяются части речи. Учиться строить устное и письменное рассуждение при определении слова как части речи. Тренироваться в умении устно и письменно определять слово как часть речи |
27 |
Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы |
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, глагола.
|
Отрабатывать умение определять морфологические признаки слов данных частей речи. Знать, как изменяются слова данных частей речи. Не смешивать понятия «склонение» и «спряжение». Знать, что имена существительные имеют род, а имена прилагательные изменяются по родам. Тренироваться в умении определять слово как часть речи. Учиться опознавать слова некоторых частей речи по набору окончаний |
28 |
Служебные части речи |
Части речи. Служебные части речи. |
Знать, какие части речи являются служебными, их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и устной речи. Тренироваться в написании слов на изученные ранее орфографические правила. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова |
29 |
Текст (продолжение темы). |
Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. |
Иметь представление о зависимых и независимых предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах-сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не может быть произвольным, что он определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста. Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного к другому, находить в тексте сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия). Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Учиться соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях |
30 |
Абзац как часть текста |
Текст. Тема текста. Абзац. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
|
Иметь представление о микротеме как части большой темы и об абзаце как части текста, в которой раскрывается микротема. Выделять в сплошном тексте абзацы, а в письменной речи обозначать их красной строкой. Уметь составлять и анализировать план текста: фиксировать порядок следования микротем, подбирать заголовки к абзацам. Грамотно оформлять пункты плана на письме Знать и находить в тексте композиционные элементы абзаца: зачин (начало(, развитие мысли, конец (концовку). Строить абзац, правильно развивать мысль, выраженную в тематической фразе. Учиться сокращать текст, сжимая абзац. Удаляя из его средней части второстепенную информацию. Исправлять ошибки в построении абзаца, совершенствовать собственные высказывания |
31 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Изученные части речи, правописание гласных и согласных в корне, падежных и личных окончаниях |
Проверить умения: определять части речи, проводить морфологический и морфемный разборы взятых из контекста имен существительных, прилагательных и глаголов |
32
|
Фонетика. Орфоэпия. Что изучает фонетика |
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук – основная единица фонетика. |
Знать предмет изучения фонетики. Учиться различать звук и букву, устную и письменную речь. Понимать роль звуков речи |
33 |
Звуки гласные и согласные |
Система гласных и согласных звуков русского языка. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. Сонорные согласные. Шипящие согласные. |
Иметь представление о работе органов речи при произнесении гласных и согласных. Различать гласные и согласные звуки. Знать перечень гласных (6) и согласных (36). Знать пары согласных по твердости – мягкости, звокости – глухости, непарные звуки. Правильно произносит эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме. Учиться использовать знаки фонетической транскрипции. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова |
34 |
Слог, ударение |
Слог. Ударение. |
Членить слова на слоги. Различать фонетические и орфографические слоги. Знать основные особенности русского ударения. Определять ударный и безударные слоги в слове. В необходимых случаях обозначать ударение в письменной речи |
35 |
Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков |
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
|
Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными нормами орфоэпии в области гласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарем. Понимать и правильно употреблять орфоэпические пометы |
36 |
Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова |
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
|
Овладеть основными нормами орфоэпии в области согласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарем. |
37 |
Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова (продолжение темы) |
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
|
Учиться слушать и слышать звучащую речь, оценивая ее с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, сверстника, речь ведущего телевидения, радио) |
38 |
Контрольная работа по фонетике и орфоэпии |
Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация. Изменение звуков в речевом потоке. |
Уметь характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные правила |
39 |
Лексика. Словообразование. Правописание. Как определять лексическое значение слова |
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Толковые словари русского языка.
|
Толковать лексическое значение слова различными способами. Опознавать синонимы, антонимы. Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре. Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове |
40 |
Сколько лексических значений имеет слово |
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Толковые словари русского языка.
|
Различать однозначные и многозначные слова при помощи толкового словаря. Анализировать использование многозначности слова в художественной речи |
41 |
Когда слово употребляется в переносном значении |
Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
|
Различать прямое и переносное значение слова с помощью толкового словаря. Опознавать основные виды тропов |
42 |
Когда слово употребляется в переносном значении (продолжение темы) |
Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
|
Осуществлятьвыбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения. Оцениватьсобственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
|
43 |
Как пополняется словарный состав русского языка |
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
|
Знать основные пути пополнения словарного состава русского языка. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов. Правильно произносить заимствованные слова, включенные в орфоэпический словарик учебника (твердые и мягкие согласные перед е) |
44 |
Как пополняется словарный состав русского языка (продолжение темы) |
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
|
Понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро – ра, оло – ла, ере – ре, ело – ле). Находить слова с подобными сочетаниями в предложении, тексте, словаре |
45 |
Как образуются слова в русском языке |
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательный и морфемный словари.
|
Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. |
46 |
Как образуются слова в русском языке (продолжение темы) |
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари.
|
Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов. Уметь объяснить написание соединительных гласных е и о при сложении. Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями |
47 |
Какие чередования гласных и согласных происходят в словах |
Чередование гласных и согласных в корнях слов. Типы чередований. |
Иметь представление о видах чередований гласных и согласных в корнях слов. Опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками. Обобщить все сведения о морфемах: их основном свойстве (значимы части слова), функциях, месторасположении в слове. Пользоваться орфографическим словарем |
48 |
Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ- (-РАЩ-) |
Правописание корней -ЛАГ-ЛОЖ-; -РАСТ-РАЩ-РОС- |
Знать правила употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать. Пользоваться орфографическим словарем |
49 |
Буквы О – Ё после шипящих в корнях слов |
Буквы Ё-О после шипящих в корне |
Знать правила употребления букв о-ё в ударном положении после шипящих в корнях слов; уметь привести соответствующие примеры. Знать перечень наиболее употребительных слов на данное правило и верно их писать. Пользоваться орфографическим словарем |
50 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Морфемный состав слова. правописание гласных и согласных в корне. |
Проверить усвоение правил написания корней |
51 |
Чем отличаются друг от друга слова-омонимы |
Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Различные виды омонимов.
|
Иметь представление о признаках разных видов омонимов (омофоны, омографы, омонимы лексические, омоформы) без введения терминов. Уметь сопоставлять значение, строение, написание разных видов омонимов. Наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи.использовать словари омонимов |
52 |
Что такое профессиональные и диалектные слова |
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
|
Знать название групп, имеющих ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Уметь объяснить значение диалектного слова через подбор однокоренного. Знать сферу употребления терминов; уметь назвать термины лингвистики, объяснить их значение. Иметь представление о содержании «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.учиться извлекать необходимую информацию из современных толковых словарей |
53 |
О чем рассказывают устаревшие слова |
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
|
Знать признаки устаревших слов. Понимать, что устаревшие слова образовались по словообразовательным моделям, многие их которых существуют в современном русском языке. Иметь представление об этимологии как науке, изучающей слова, его исторические родственные связи с другими словами. Учиться извлекать информацию из словаря устаревших слов |
54 |
Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова |
Стилистические пласты лексики.
|
Понимать, что речевой этикет – это правила речевого поведения. Тренироваться в уместном употреблении некоторых частотных этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д. в соответствии с речевой ситуацией |
55 |
Правописание приставок |
Правописание неизменяемых приставок. |
Закреплять изученные орфографические правила; верно писать предложенные для специального заучивания слова. Совершенствовать умение писать слова с орфограммами в корне с орфографическим словарем и без него |
56 |
Правописание приставок (продолжение темы) |
Правописание на З-С. |
Знать и различать при письме слова с указанными двумя группами приставок. Понимать правописание и различать слова с приставками на з/с. Владеть способом определения верного употребления приставок раз – рас , без – бес и т.д. пользоваться орфографическим словарем |
57 |
Буквы И – Ы после Ц |
Буквы И-Ы после Ц. |
Знать условия употребления в слове букв и или ы после ц и уметь привести примеры. |
58 |
Значение, строение и правописание слова (повторение и обобщение) |
Обобщенные сведения о лексике, словообразовании, правописании |
На основе обобщения сведений из области словообразования и орфографии уметь рассказать о данных разделах лингвистики. Объяснять зависимость написания слова от его значения и строения |
59 |
Контрольный диктант с заданиями к нему |
Обобщенные сведения о лексике, словообразовании, правописании |
Проверить усвоение правил написания корней, а также приставок ( неизменяемых и на з/с). |
60 |
Стили речи. Что изучает стилистика. |
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
|
Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязыковой основе стиля речи; научиться анализировать с этих позиций любую конкретную речевую ситуацию; уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать ее в виде схемы |
61 |
Разговорная и книжная речь |
Признаки стилей. Жанры, характерные для различных стилей |
Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной и книжной речи, и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи. Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля, выделяя в них языковые средства, способные передать непринужденность и эмоциональность речи |
62 |
Художественная речь и научно-деловая речь |
Признаки стилей. Жанры, характерные для различных стилей |
Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному или книжному стилю на основе речевой ситуации. Знать ведущие стилевые черты художественной речи и научно-деловой речи. Учиться разграничивать научно-деловую и художественную речь, трансформировать художественную речь в деловую и наоборот |
63 64 |
Изложение «Барсучонок» |
Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов |
Обучающее изложение по тексту Г.Скребицкого «Барсучонок». Пересказ близко к тексту, сохраняя основную мысль, последовательность изложения., выразительные средства языка |
65 |
Синтаксис и пунктуация. Что изучают синтаксис и пунктуация |
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Пунктуация как система правил правописания.
|
Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать, чем отличается слово от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения |
66 |
Словосочетание |
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
|
Понимать, чем отличается словосочетание от слова и предложения, как строится словосочетание. Вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании. Выделять словосочетания из предложений, разбирать их, составлять словосочетания по схема. Учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания |
67 |
Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания |
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. |
Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребления разных видов простых предложений, виды предложений по цели высказывания и интонация, особенности интонации побудительных предложений. Интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения |
68 |
Восклицательные предложения |
Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. |
Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации. Выразительно читать тексты (художественные, научные) |
69 |
Главные члены предложения |
Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
|
Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов. Находить основу предложения, в котором подлежащее выражено первичными формами (существительным, местоимением). Знать способы выражения сказуемого глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным. Находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным |
70 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
Способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Особенности связи подлежащего и сказуемого. |
Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым и применять соответствующие правила на практике |
71 |
Предложения распространенные и нераспространенные |
Структурные типы простых предложений: распространенные и нераспространенные.
|
Разграничивать и сопоставлять предложения распространенные и нераспространенные |
72 |
Второстепенные члены предложения |
Второстепенные члены предложения. |
Знать определение понятия второстепенного члена; роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в предложении, распространять предложение второстепенными членами. |
73 |
Дополнение |
Второстепенные члены предложения. Способы выражения дополнения. |
Знать определение понятия дополнение. Знать способы выражения дополнения. Уметь находить дополнения, выраженные существительными и местоимениями в косвенных падежах |
74 |
Определение |
Второстепенные члены предложения. Способы выражения определения. |
Знать определение понятия определение. Знать способы выражения определения. Уметь находить определения в предложении |
75 |
Обстоятельство |
Второстепенные члены предложения. Способы выражения обстоятельства. |
Знать определение понятия обстоятельство. Знать способы выражения обстоятельства. Уметь находить обстоятельства в предложении |
76 |
Однородные члены предложения |
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, не связанные союзами, а также связанные союзами А, НО и одиночным союзом И. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И. |
Знать характерные признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах. Употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами |
77 |
Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова |
Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. |
Знать характерные признаки однородных членов предложения с обобщающим словом, правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом. Обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом |
78 |
Обращение |
Предложения, осложненные обращениями. Обращение, выраженное словом или словосочетанием. |
Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки препинания |
79 |
Синтаксический разбор простого предложения |
Простое осложненное предложение. Порядок синтаксического разбора. |
Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, конструировать простое предложение по заданной схеме |
80 |
Обобщение знаний по теме «Простое предложение» |
Главные и второстепенные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания. |
Определять место пунктограммы. Объяснять условия постановки знаков препинания в связном тексте |
81 |
Контрольное тестирование по теме «Простое предложение» |
Главные и второстепенные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания. |
Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание |
82 |
Сложное предложение |
Сложное предложение. |
Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Определять количество основ в предложении, роль союза И в предложении, составлять сложные предложения с союзом И. определять количество грамматических основ в предложении, границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам |
83 |
Изложение с элементами сочинения «Отчаянный воробей» |
Основная мысль текста. Заголовок. План. Стиль текста. |
Слушать текст. Определять тему и основную мысль. Анализировать языковые особенности текста составлять план текста. Анализировать трудные орфограммы и пунктограммы. Пересказывать текст письменно |
84 85 |
Прямая речь |
Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. |
Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять элементарные схемы предложений с прямой речью |
86 |
Диалог |
Диалог. Реплика. Знаки препинание при диалоге. |
Знать, что такое диалог и реплика. Правильно ставить знаки препинания при диалоге на заданную тему; вести диалог; интонационно правильно читать диалоги. Правильно произносить и писать термины русского языка, связанные с синтаксисом и пунктуацией |
88 |
Типы речи. Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение |
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. |
Иметь общее представление о б основных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Разграничивать типы речи на основе их значения, используя при затруднении прием «фотографирования» |
89 |
Оценка действительности |
|
Иметь представление о способах выражения оценки действительности посредством типового фрагмента текста, предложения, отдельных слов, сочетаний слов. Расширить активный словарь частотной лексики для выражения положительной и отрицательной оценки предмета, действий и состояний. Создавать художественные тексты, используя в них оценочные высказывания. |
90 |
Строение текста типа рассуждения-доказательства |
Тип речи – рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. |
Иметь представление о рассуждении – доказательстве как разновидности типа речи» рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-доказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис – аргумент, примеры – вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждения – доказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения – доказательства, отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется…?», «Почему В предложении…следует поставить запятую?» и т.п. оформлять в виде рассуждения-доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический, стилистический и т. д.) |
91 |
Повторение и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации |
Повторение и обобщение по разделу синтаксис и пунктуация. |
Закреплять изученные ранее орфограммы и пунктограммы. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания |
92 |
Контрольный диктант |
Главные и второстепенные предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания. |
Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации и синтаксиса |
93 |
Морфология. Правописание. Глагол. Что обозначает глагол |
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства глагола. Словари грамматических трудностей.
|
Уметь рассказывать (на основе изученного) о глаголе как части речи в форме научного описания. Уметь доказать, что данное слово является глаголом. Работать над обогащением словаря учащихся различными группами глаголов. Тренироваться в умении опознавать в тексте глаголы различных тематических групп |
94 |
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами (закрепление) |
Раздельное написание НЕ с глаголами. Глаголы- исключения. |
Используя известное правило, писать глаголы с данной орфограммой раздельно. Использовать орфографический словарь для самоконтроля слитного написания глаголов-исключений |
95 |
Как образуются глаголы |
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую |
Знать основные способы образования глаголов. Тренироваться в умении образовывать глаголы. Совершенствовать умение опознавать глаголы в тексте |
96 |
Виды глаголов |
Глаголы совершенного и несовершенного вида. |
Знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Иметь представление о значениях видов глаголов |
97 |
Корни с чередованием букв Е – И |
Буквы Е-И в корнях глаголов с чередованием: -БЕР-БИР-, -ДЕР-ДИР-, -МЕР-МИР-, -ПЕР-ПИР-, -ТЕР-ТИР-, -СТЕЛ-СТИЛ-. |
Знать перечень корней с чередование букв Е-И. владеть способом определения написания корней с чередующимися гласными, используя правила и орфографический словарь |
98 |
Неопределенная форма глагола (инфинитив) |
Инфинитив на –ТЬ (-ТЬСЯ), -ТИ (-ТИСЬ), -ЧЬ (-ЧЬСЯ) |
Знать, какая форма является для глагола начальной. Опознавать неопределенную форму глагола в тексте. Знать правописание неопределенной формы глагола |
99 |
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах (закрепление) |
Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах |
Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой. |
100 |
Наклонение глагола |
Наклонение глагола как непостоянный грамматический признак. Изменение глагола в изъявительном наклонении |
Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола |
101 |
Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола |
Образование глаголов условного наклонения, значение, изменение форм условного наклонения |
Знать, как образуется сослагательное наклонение глагола. Находить в тексте глаголы в форме сослагательного наклонения. Уметь образовывать глаголы в форме сослагательного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно писать частицу БЫ с соответствующими глаголами |
102 |
Как образуется повелительное наклонение глагола |
Образование глаголов повелительного наклонения, значение, изменение форм повелительного наклонения |
Знать, как образуется повелительное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме повелительного наклонения. Образовывать глаголы в форме повелительного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно употреблять в устной и письменной речи формы глаголов повелительного наклонения, избегая ошибок . использовать орфоэпический словарь для исправления подобных ошибок. Знаить и применять порядок и образец морфологического разбора глагола |
103 |
Времена глагола |
Вид и время глагола. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида. |
Совершенствовать умение верно определять морфологические признаки глагола, в том числе время. Правильно образовывать и произносить глаголы в форме прошедшего времени, используя орфографический словарь |
104 |
Спряжение глагола. Лицо и число |
I и II спряжение глагола, глаголы –исключения. Способ определения спряжения глаголов. |
Знать, что такое спряжение глагола. Спрягать глаголы и определять окончания глаголов Iи II спряжения определять лицо и число глаголов, данных в тексте |
105 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
Правописание безударных личных окончаний глагола |
Распознавать в тексте глаголы с безударным личным окончанием, знать окончания глаголов I и II спряжения наизусть. Знать и применять способ определения верного написания окончания глаголов, сопровождая свои действия примерами с опорой на орфографические правила |
106 |
Безличные глаголы |
Безличные глаголы, их лексическое значение, формы употребления. Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении |
Иметь представление, какие глаголы считаются безличными, а какие – переходными и непереходными. Уметь находить в тексте безличные (и личные в безличной форме), переходные и непереходные глаголы и правильно использовать их в собственной речи |
107 |
Контрольный диктант |
Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов |
Проверить усвоение правописания орфограмм и пунктограмм, связанных с глаголом |
108 |
Текст. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях |
Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. |
Иметь представление о «данном» и «новом» в предложениях: знать, что «данное» обеспечивает связь между предложениями, а «новое» - развитие мысли в тексте. Находить «данное» в предложениях текста путем сопоставления этого предложения с предыдущим; находить «новое» посредством постановки вопроса от одного предложения текста к другому по краткому ответу на этот вопрос. Знать основное правило порядка слов: «данное» находится в начале предложения «новое» - в конце. Выразительно читать тексты, выделяя «новое» посредством логического ударения. Находить и исправлять ошибки в порядке слов. Избегать неуместного повтора слов в составе «данного» |
109 |
Строение текста типа повествования |
|
Иметь представление о строении повествования. Находить в «большом» тексте фрагменты повествования. Уметь замечать и исправлять ошибки в построении повествовательных текстов. Создавать повествовательные зарисовки (этюды) по картине, по предложенной или самостоятельно выбранной теме |
110 |
Сочинение-повествование «Как я…» (упр. 674) |
Тип речи – повествование. Композиция рассказа. |
Уметь прогнозировать типологическую структуру создаваемого высказывания. Составлять не только план, но и типологическую схему текста сочинения. |
111 112 |
Имя существительное. Что обозначает имя существительное |
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного. |
Рассказать (на основе изученного ранее) об имени существительном как части речи в форме научного описания. Доказать, что данное слово является именем существительным. Тренироваться в умении опознавать имена существительные, образованные от прилагательных и глаголов ( признак и действие выражены через значение предметности). Тренироваться в умении составлять план к лингвистическому тексту в форме вопросов. Работать над обогащением словаря с различными группами имен существительных |
113 |
Как образуются имена существительные |
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую |
Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей речи. Знать основные способы образования имен существительных. Опознавать в тексте имена существительные со значением отвлеченного действия и признака. Пользоваться школьным словообразовательным словарем и словарем морфем |
114 |
Употребление суффиксов имен существительных -ЧИК-, -ЩИК- |
Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК- и -ЩИК-. Выбор написания в существительных суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-. Отличие слов с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК-. |
Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу. Образовывать существительные с суффиксами –ЧИК- , -ЩИК- и правильно писать их. Пользоваться орфографическим словарем |
115 |
Употребление суффиксов имен существительных -ЕК-, -ИК- (-ЧИК-) |
Образование существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- Выбор написания суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных. Образование существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК-. Выбор написания суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных. |
Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу.Овладеть способом определения верного написания суффиксов –--- ЕК-, - ИК-. Пользоваться орфографическим словарем |
116 |
Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными |
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Условия выбора написания НЕ с именами существительными. Образование существительных с помощью приставки НЕ-. |
Знать и применять способ определения случаев, когда НЕ является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. |
117 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных |
Знать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными. Иметь представление об использовании приема олицетворения в художественной литературе. Распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные |
118 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений» выделение их названий кавычками. |
Знать, на чем основываются различия между собственными и нарицательными именами существительными. Распознавать в тексте имена собственные и правильно их писать тренироваться в умении пересказывать лингвистический текст. Иметь представление о словаре Ф.Л.Агеенко «Собственные имена в русском языке» |
119 |
Род имен существительных |
Род как постоянный признак существительного |
Знать способ определения рода имен существительных. Научиться использовать различные словари в случае сомнений в определении рода имен существительных. |
120 |
Существительные общего рода |
Имена существительные общего рода, определение рода этих имен существительных. Согласование сказуемого и подлежащего – существительного общего рода. Употребление в речи имен существительных общего рода. |
Образовывать и правильно употреблять в речи существительные общего рода |
121 |
Род несклоняемых имен существительных |
Несклоняемые существительные. Употребление несклоняемых существительных в косвенных падежах. Способы определения рода несклоняемых им. существительных. Согласование прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми существительными |
Знать, как определяется род несклоняемых имен существительных; тренироваться правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные |
122 |
Число имен существительных |
Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного и только единственного числа. |
Иметь представление о значении форм числа имени существительного. Тренироваться в умении правильно образовывать трудные формы множественного числа. Иметь представление о существительных, обладающих формами только единственного или множественного числа. Учиться точно, уместно стилистически целесообразно употреблять имена существительные в речи |
123 |
Падеж и склонение имен существительных |
Система падежей в русском языке. Типы склонений имён существительных. |
Определять склонение и падеж имени существительного. Знать, как склоняются существительные среднего рода на – МЯ и существительное ПУТЬ |
124 |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных |
Падежные окончания существительных. Окончания существительных на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ в родительном, дательном и предложном падежах. |
Распознавать в тексте имена существительные с безударным окончанием, обозначаемым буквой Е или И. знать случаи написания окончаний Е и И в безударном положении в единственном числе |
125 |
Употребление имен существительных в речи |
Правильное употребление имен существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы. |
Обобщить сведения о синтаксической роли имен существительных. Совершенствовать умения синтаксического разбора предложений и словосочетаний |
126 |
Текст. Строение текста типа описания предмета |
Тип речи описание. Описание предмета. |
Иметь представление об описании предмета как разновидности типа речи «описание». Знать, как строится текст типа описания предмета. Опознавать в «большом» тексте фрагменты со значением описания предмета, находить в них «данное» и «новое» |
127 |
Контрольное сочинение «Знакомьтесь, мой друг…» |
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова) |
Уметь последовательно раскрывать в сочинении основную мысль, соблюдать абзацное членение, использовать необходимые типы речи, использовать языковые средства (оценочные и изобразительные) |
128 129 |
Контрольная работа по морфологии |
Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи. |
Проверка уровня сформированности умений в области орфографии и пунктуации |
130 |
Имя прилагательное. Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные |
Общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного. Роль имен прилагательных в тексте. Деление прилагательных на три разряда. Смысловые и грамматические отличия качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Правильное написание и употребление в речи прилагательных разных разрядов |
Рассказывать (на основе изученного) об имени прилагательном как части речи в форме научного описания. Доказывать, что слово является именем прилагательным |
131 |
Что обозначает имя прилагательное. Разряды прилагательных (продолжение темы) |
Деление прилагательных на три разряда. Смысловые и грамматические отличия качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Правильное написание и употребление в речи прилагательных разных разрядов |
Знать, на какие разряды делятся имена прилагательные. Знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Опознавать и различать в тексте прилагательные различных разрядов. Работать над обогащением словаря учащихся именами прилагательными различных разрядов |
132 |
Правописание окончаний имен прилагательных |
Падежные окончания прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. |
Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания. Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания |
133 |
Образование имен прилагательных |
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую |
Знать основные способы образования имен прилагательных и типичные морфемы. Уметь образовывать имена прилагательные. совершенствовать умение опознавать в тексте имена прилагательные |
134 |
Прилагательные полные и краткие |
Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам. Синтаксическая роль в предложении полных и кратких прилагательных. |
Различать и правильно образовывать полную и краткую форму прилагательных. Находить в тексте краткие и полные прилагательные и определять их синтаксическую роль. Знать, что в кратких прилагательных на шипящий не пишется Ь; верно писать слова в сопоставлении с существительными и глаголами с шипящими на конце. Использовать орфографический словарь |
135 |
Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных |
Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в превосходной степени |
Иметь представление о том, как различаются по значению сравнительная и превосходная степени имен прилагательных. Знать, как образуются степени сравнения, и тренироваться в умении их образовывать и записывать орфографически правильно. Находить в тексте данные формы имен прилагательных |
136 |
Повторение и обобщение по разделу «Фонетика» и «Орфоэпия» |
Систематизация знаний, полученных в разделе «Фонетика» и «Орфография» |
Проводить комплексную работу с текстами по теме данного раздела |
137 |
Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология» |
Систематизация знаний, полученных в разделе «Лексика и фразеология» |
Проводить комплексную работу с текстами по теме данного раздела |
138 |
Повторение раздела «Морфология» и «Орфография» |
Систематизация знаний, полученных в разделе «Морфология» и «Орфография» |
Проводить комплексную работу с текстами по теме данного раздела |
139 |
Повторение раздела «Синтаксис» и «Пунктуация» |
Знаки препинания выделительные и разделительные. Предложения простые и сложные |
Проводить комплексную работу с текстами по теме данного раздела |
140 |
Контрольное тестирование по пройденному материалу |
|
Проверить усвоение изученного за курс |