ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Преимущества и недостатки применения компьютерных обучающих систем
Глава I общие представления об спользовании компьютерых технологий в учебном процессе
1.1. Основные характеристики применения компьютерных технологий
1.3 Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий
Глава II применение персональнных компьютеров в учебном процессе
2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера
2.2 Особенности мультимедиа курсов по видам учебной деятельности
2.3. Программные средства учебного назначения
Глава III преимущества и недостатки в использовании компьютерных технологий в учебном процессе
3.1 Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении
3.2 Основные проблемы компьютеризации обучения.
3.3 Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем.
компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач;
компьютерные технологии вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;
использование компьютерных технологий в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;
компьютерные технологии позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;
компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
1.3 Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий
В настоящее время реальностью стало использование компьютерной техники в обучении, все более пристальное внимание педагогов и исследователей уделяется эффективности использования новых информационных и компьютерных технологий в учебном процессе.
Механизмом обучения с помощью компьютерных технологий является управление учебной деятельностью. Усилия создателей компьютерных обучающих систем направлены на создание автоматизированных систем, осуществляющих эффективное управление процессом обучения.
Глобальной, общей проблемой электронного обучения является создание и эффективное использование информационно - образовательной среды на основе информационных компьютерных технологий.
В дидактическом плане существуют три наиболее важных частных проблемы разработки и использования такой среды:
1. Организация самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся.
2. Организация индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого обучающегося преподавателями.
3. Организация групповой учебной работы обучающихся (дискуссий, совместной работы над проектами и т.п.).
Управление в любых системах, в том числе и педагогических, предусматривает сбор и переработку информации обратной связи с целью выработки корректирующих воздействий. Средством обратной связи в обучении является контроль учебной деятельности обучаемого, при контроле задания должны отвечать целям обучения и ответы на задания должны позволять однозначно определить уровень сформированности у обучаемых требуемых знаний, умений и навыков. Одной из форм контроля в настоящее время является проверка знаний обучаемых на основе систем компьютерного тестирования и телекоммуникационных технологий.
Одним из центральных понятий компьютерных технологий обучения является модель обучаемого, с помощью которого описывается множество точно представленных фактов об обучаемом, которые описывают различные стороны его состояния: знания, личностные характеристики, профессиональные качества и т.д. Моделирование обучаемого является развивающимся направлением искусственного интеллекта в обучении. В своей работе я остановлюсь на таком аспекте модели обучаемого, как готовность к обучению с помощью информационных компьютерных технологий.
Исследования по использованию компьютерных систем учебного назначения показывают, что использование обучающих систем различного назначения на занятиях по учебным дисциплинам должно производиться с учетом конкретных целей профессиональной подготовки учащихся, при этом эффективность их использования зависит от мотивации учения студентов и уровня усвоения знаний в предметной области учебной дисциплины. Повышение уровня мотивации учения является необходимым условием повышения уровня усвоения знаний, формирования готовности и способности у студентов к выполнению заданий творческого характера, повышения эффективности обучения с помощью компьютерных обучающих систем.
В таблице 1.1 приведены типы обучающих систем, использование которых целесообразно для достижения различных уровней усвоения знаний и уровни мотивации учения студентов, необходимые для их эффективного использования.
Таблица 1.1-Типы обучающих систем, использование которых целесообразно для достижения различных уровней усвоения знаний и уровни мотивации учения студентов, необходимые для их эффективного использования
Уровень усвоения знаний |
Уровни мотивации учения |
Типы компьютерных обучающих систем |
Управление учебной деятельностью |
Продолжение таблицы 1.1
-
Уровень идентификации ранее изученного
Первый- четвертый
Тесты
первого уровня
Компьютер
Электронные лекции
Компьютер, преподаватель
Уровень воспроизведения знаний
Первый- четвертый
Контролирующие системы,
тесты
второго уровня
Компьютер
Электронные учебники
Компьютер,
преподаватель
Уровень использования знаний
в стандартных ситуациях
Второй- четвертый
Контроль третьего уровня
Преподаватель
Электронные учебники, программы- тренажеры, компьютерные практикумы, моделирующие системы
Компьютер
Творческий уровень (использование
Третий- четвертый
Творческие
Задания
Преподаватель
Продолжение таблицы 1.1
знаний в нетипичных ситуациях)
|
|
|
Специальные системы по управлению решением учебных творческих задач, экспертные системы, САПР |
Компьютер |
|
Предъявление учебного материала на первом уровне усвоения знаний - уровне идентификации - возможно с помощью электронных учебников или электронных лекций, содержащих теоретические основы заданной дисциплины. Оценить усвоение знаний на первом уровне позволяет использование компьютерных тестов. Задания для теста первого уровня должны содержать в явном виде все компоненты задачи: цель, ситуацию и деятельность по ее решению. От учащегося только требуется узнавание ранее изученного.
Контроль знаний на втором уровне знаний - уровне воспроизведения - требует создания сложных контролирующих систем с вводом конструируемых ответов и развитой системой распознавания ответов, поскольку задания для теста второго уровня должны содержать цель и ситуацию, а учащемуся по памяти надо воспроизвести подходящую деятельность для достижения заданной цели в заданной ситуации.
Задания для тестов третьего уровня - уровня использования знаний в стандартных ситуациях - должны содержать цель и неполную ситуацию, которую учащемуся необходимо дополнить, чтобы применить известную деятельность. Для достижения третьего уровня усвоения знаний могут использоваться программы - тренажеры и обучающие компьютерные системы, ориентированные на использование знаний в типичных ситуациях, к которым относятся также и моделирующие программы.
Повышение уровня знаний до четвертого уровня - творческого - требует специальных обучающих систем, ориентированных на достижение субъективно новых для учащихся знаний в нестандартных учебных ситуациях. Развитию творческих способностей учащихся способствует включение в процесс обучения задач творческого характера, под которыми понимаются такие задачи, для решения которых учащиеся не имеют готовых учебных приемов и способов.
На современном уровне развития учебного программного обеспечения существует возможность передачи управления учебной деятельностью на первом и втором уровне усвоения знаний компьютеру, но проведенные нами исследования по использованию компьютерных систем учебного назначения показали, что в центре реального учебного процесса в настоящее время студенты предпочитают видеть преподавателя, отводя компьютеру роль вспомогательного средства. Обучение на третьем и четвертом уровне усвоения знаний в настоящее время может проводиться под управлением компьютерных систем только эпизодически в связи с трудностью технической реализации обучающих систем такого уровня, при этом эффективность компьютерного обучения также зависит от уровня мотивации учения студентов.
К числу важнейших дидактических требований к организации учебного процесса относится индивидуальный подход к каждому обучаемому. Использование компьютерных обучающих систем предполагает высокую степень индивидуализации познавательной деятельности по сравнению с традиционными методами. Возможность выбора индивидуальной траектории изучения учебного материала, регулирование темпа его усвоения фактически превращают учебную деятельность студентов в самостоятельную когнитивную деятельность.