ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 350
Скачиваний: 0
Соблюдение формальностей переписки
Нередко люди склонны пренебрегать формальностями. Но если фиксировать плоды своей деятельности – можно сберечь много времени и сил. Ведь каждый документ является отображением очередного важного шага, связанного с судьбой ребенка!
Действия родителей должны обязательно начаться с письменного за-
явления, зарегистрированного в канцелярии соответствующего ведомства. Родителям всегда необходимо помнить, что любой сотрудник может быть переведен на другую должность, пойти на повышение и т.д. И если не останется документального подтверждения истории вопроса, то новый человек, оказавшийся на этой должности, будет вынужден все начать с начала – пройденный отрезок пути будет аннулирован…
После составления письменного заявления (в нескольких экземплярах) необходимо сдать его в канцелярию ведомства и получить входящий номер на заранее заготовленной копии, которая останется у родителей. В крайнем случае, если делопроизводство в учреждении не отвечает принятым стандартам, на копии нужно получить подпись сотрудника, принявшего заявление, с датой его приема. Если по каким-либо причинам у родителей отказываются принять заявление, то его необходимо отправить по почте с уведомлением о вручении; пришедшее семье уведомление о вручении будет свидетельством того, что письмо достигло адресата.
Итак, официально подать заявление можно одним из двух способов: отнести в канцелярию ведомства либо отправить по почте, но – с обязательным соблюдением необходимых формальностей, описанных выше.
Законом установлена необходимость письменного ответа государственного органа или учреждения в течение 1 месяца на каждое поступив-
шее обращение, поэтому независимо от способа передачи заявления – «из рук в руки» или по почте – родители вправе ожидать от адресата ответного письма.
И конечно же, родителям необходимо оставлять себе копии всех документов, возникших в процессе переписки. Никакие устные заявления во внимание не принимаются и не приближают взаимодействующие стороны к решению проблемы.
Использование документов
Основное правило, имеющее отношение к обсуждаемой теме: никогда нельзя отдавать оригинал документа. Так, например, родителю, получившему на руки карту индивидуальной программы реабилитации (см. часть
17
«О самом главном: индивидуальная программа реабилитации (ИПР)» в главе 5 «Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку»), или рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (см. подраздел «Как пройти ПМПК и получить заключение» в главе 6 «Образование особого ребенка»), или иные заключения экспертов, прежде всего необходимо сделать несколько копий, чтобы иметь возможность использовать их в качестве приложений в различной переписке. То же
самое правило относится к документам, удостоверяющим личность (кроме случая подачи документа в суд), т.е. к паспорту родителя и свидетельству о рождении ребенка; к справке об инвалидности; к документам об оплате реабилитационных услуг (квитанции, приходные ордера, договора, расписки и т.п.); к письмам, полученным в процессе предыдущей переписки; к почтовым квитанциям и уведомлениям о вручении.
Ссылаясь на документы в различной переписке (письмах, заявлениях, жалобах и пр.), перечисляя их в качестве приложений, необходимо указывать реквизиты упоминаемых документов: номера и даты экспертных заключений, договоров, справок, квитанций; входящие номера и даты писем в различные организации.
Вынужденная мера: обращение в суд
В идеале взаимодействие родителей и специалистов различных ведомств должно происходить в духе взаимного уважения и соблюдения действующего законодательства: ведь обе стороны должна объединять общая цель
–вместе помочь ребенку. Поэтому, если удается преодолеть возникшее
непонимание и начать сотрудничать, не прибегая к формальному языку суда, обе стороны выигрывают в значительно большей степени – как в человеческом плане, так и в плане приближения к общей цели.
Однако бывают ситуации, когда взаимодействие сторон может зайти в тупик. Такие случаи можно в целом разделить на следующие два типа.
1.Выше мы упоминали о «хаосе» в нормативных актах, регулирующих работу социальной сферы. Сплошь и рядом здесь встречаются ситуации, решение которых в правовых актах не урегулировано либо регулируется нечетко. Многие прогрессивные правовые механизмы пока не запущены
–ведомственные инструкции не приведены в соответствие с действующим
законодательством. Государственные служащие не имеют права игнорировать ведомственную инструкцию, а ее изменения изнутри самого ведомства – это длительный и крайне инерционный процесс, возможный лишь при наличии доброй воли и высокой правовой грамотности работников социальной сферы. Если даже эти оба условия выполняются (у сотрудников
18
ведомств есть и желание, и профессионализм) – чиновники всегда страшно перегружены работой… В такой ситуации – и это признают сами работники социальной сферы, зачастую предлагая этот вариант в качестве выхода! – быстрым решением конкретного вопроса может стать обращение родителей в суд. Получив разъяснение суда (судебное решение), сотрудники ведомств в дальнейшем будут обязаны ему следовать, отбросив опасения нарушить инструкции и уверенно руководствуясь собственной
совестью, «развязав себе руки» в оказании максимальной помощи ребенку. Это – наиболее цивилизованный способ решения подобных проблем.
Отметим, что большая€ часть случаев, требующих вмешательства суда, относится именно к этому типу.
2. Второй тип ситуаций возникает тогда, когда функционер социальной сферы, недостаточно ориентирующийся в существующем законодательстве и принципах правовой поддержки особого ребенка, опирается в решении вопроса на привычные и понятные ему категории, твердо усвоив, к примеру, установку на общую экономию средств. Желая подобным образом «перестраховаться», такой сотрудник, как правило, выбирает политику «строгости» и запретов и отказывает семье особого ребенка в предоставлении полагающихся услуг. Чтобы выйти из создавшего положения, родители оказываются вынужденными перенести решение дела в суд.
В случае рассмотрения дела в судебном порядке необходимо иметь в виду следующее.
Если родители вынуждены обратиться в суд – следует во что бы то ни стало попытаться заручиться поддержкой юриста. Юрист должен быть хорошо знаком с ситуацией, сложившейся в конкретном случае, включая ее предысторию, и, по возможности, представлять родителя в суде (в оптимальном случае – вместе с самим родителем). Если такой воз-
можности нет – необходимо, по крайней мере, дистанционно проконсультироваться с юристом, хорошо разбирающимся в проблеме1. Без юриста обращаться в суд имеет смысл только тогда, когда родители хорошо ориентируются в правовом поле вокруг спорной проблемы, знают основы процессуального законодательства и уверены в правильном применении своей правовой эрудиции.
Напомним, что если в качестве заявителя выступает законный представитель ребенка, при подаче заявления в суд он освобождается от уплаты государственной пошлины2.
Мы не ставили задачу дать родителям и сотрудникам социальной сфе-
ры исчерпывающую информацию обо всех коллизиях, которые могут
1О том, где найти такого редкого специалиста, см. главу 10 «Если рядом нет специалистов».
2На основании статьи 333.36 части 2 Налогового кодекса РФ, поскольку заявление подается в интересах несовершеннолетнего.
3. Как достичь эффективного сотрудничества 19
встретиться в реальной ситуации на пути организации реабилитации особого ребенка: очевидно, что такую задачу решить вряд ли возможно. Мы хотели лишь рассказать о наиболее распространенных случаях нарушения прав особых детей на образование и реабилитацию и о наиболее действенных механизмах защиты и реализации этих прав. В случае же, если родители считают, что решение какой-либо структуры ущемляет интересы их ребенка и противоречит действующему законодательству, они должны всегда помнить о своем праве обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию, в прокуратуру или в приемную уполномоченного по защите прав человека или прав ребенка1.
К счастью, здравое мышление и прогрессивная практика государственных ведомств в этой сфере постепенно отвоевывают все больше позиций. Поэтому подробности и особенности обращения в суд мы будем здесь рассматривать только в случаях, когда без этого пока невозможно обойтись, – в твердой надежде на то, что проблемы организации эффективной помощи особому ребенку удастся, руководствуясь настоящей брошюрой, решить внесудебным путем.
1Более подробную информацию можно получить, обратившись к электронному тренажеру для родителей в правовых разделах сайтов Центра лечебной педагогики (Москва) osoboedetstvo.ru или ccp.org.ru.
20
4. Идеология правозащиты
Взгляд на стратегию и тактику защиты прав особого ребенка, положенный в основу настоящего руководства, базируется на общепринятой в цивилизованном мире социальной модели «инвалидности», а также парадигме социального государства (Россия относит себя к таковым), нашедших отражение и в российском законодательстве.
Здесь необходимо отметить следующее.
Попытка общества на «верхнем» уровне разработать отдельные правовые схемы для тех, кто является «особенным», свидетельствует о приверженности такого общества к сегрегации. Эта проблема многократно усугубляется, если речь идет о детях с нарушениями и особенностями развития. Еще несколько десятков лет назад детей-инвалидов и их обычных ровесников разделял тонкий «пограничный» слой: слой детей, у которых врачи не находят видимых отклонений здоровья, но которые регулярно сталкиваются с проблемами в обучении и общении со сверстниками. Сейчас пограничный слой неимоверно расширился: в предисловии мы уже упоминали, что число таких детей на порядок превышает количество детейинвалидов. Но помощи для «пограничных» детей пока не предусмотрено: «Станьте инвалидами! – предлагает им государство. – Тогда получите помощь и льготы». Не имея необходимой поддержки в школе – многие из таких молодых людей, выросши, не могут работать… Именно с этим связано фактическое отсутствие в стране квалифицированной ранней помощи и профилактики инвалидности: если ребенок еще не свалился в пропасть инвалидности – помощь ему не финансируется.
На смену идеологическому разделению на «инвалидов» и «неинвалидов» должно прийти понимание, что есть разные люди, каждому из которых надо подобрать адекватные его потребностям виды и объемы помощи. Это осознание должно произойти на государственном уровне! Когда-нибудь так и будет. А пока мы, с одной стороны, опираемся на российское законодательство, гарантирующее помощь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от того, оформлена ли у него инвалидность; а с другой – на законодательство, конкретизирующее и углубляющее обязательство государства по отношению к тем, кто имеет в России статус инвалида или ребенка-инвалида.
Приведем кратко базовые правовые принципы поддержки особого
ребенка в России.
1. Правовое пространство вокруг особого ребенка определено еще в нашей Конституции: Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достой-
21