ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шаг 1: оформление инвалидности

Для оформления инвалидности необходимо обратиться к районному педиатру в поликлинику, в которой наблюдается ребенок, за направлением на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Лечащий доктор в таком случае обычно просит обойти с ребенком несколько необходимых врачей-спе- циалистов. Смысл этого обхода – знать мнение каждого специалиста о

необходимых с его стороны реабилитационных мероприятиях. Поэтому при обследовании у каждого врача-специалиста родители должны вы-

яснить, что6 ребенку необходимо для успешной реабилитации, и попросить записать это в карте.

Мы должны твердо понимать: основная цель оформления инвалидности – в максимальной степени реализовать реабилитационный потенциал ребенка. Именно поэтому при признании ребенка инвалидом для него в обязательном порядке должна быть разработана индивидуальная программа реабилитации – базовый документ, на основании которого осуществляется реабилитация инвалида.

Чтобы ИПР ребенка оказалась комплексной и оптимальной, необхо-

димо заранее подготовиться к последующему прохождению комиссии МСЭ. А значит, родители должны:

1) ознакомиться с формой индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (Приложение 5.4) и посмотреть, что€ может быть в нее включено;

2)проконсультироваться со специалистами о том, какие реабилитационные услуги и технические средства реабилитации необходимы ребенку;

3)собрать письменные рекомендации специалистов о необходимых ребенку реабилитационных услугах и технических средствах реабилитации, а также о возможных исполнителях услуг. Рекомендации понадобятся для включения их в ИПР ребенка.

Желательно, чтобы рекомендации были как можно более конкретными и подробными, включающими виды и объемы реабилитационных услуг. Так, например:

рекомендация о потребности ребенка в кресле-коляске должна содержать требования о необходимых антропометрических (вес, рост ребенка) и эргономических (Приложение 5.5) показателях, о необходимости

оснащения специальными приспособлениями (специальный ортопедический стульчик, нагрудник для пристегивания ребенка, быстросъемный

столик с установленной на нем антиспастической ручкой и др.);

рекомендации по санаторно-курортному лечению должны содержать лечебный профиль, кратность, срок и сезон рекомендуемого лечения, указание на необходимость сопровождения инвалида к месту лечения и во время проведения лечения;

28


рекомендации по психолого-педагогической коррекции должны содержать перечень видов необходимых занятий, периодичность занятий в неделю, продолжительность одного занятия.

При составлении рекомендаций к ИПР желательно по возможности придерживаться формы карты ИПР по соответствующим разделам реабилитационных мероприятий. Это существенно облегчит сотрудникам МСЭ работу по включению этих рекомендаций в ИПР.

Приведем рациональные форму и порядок заполнения бланка рекомендаций к ИПР на одном из наиболее распространенных примеров – составления специалистами, занимающимися с ребенком, рекомендаций по психолого-педагогической коррекции.

Рекомендации для составления индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида Фамилия Имя Отчество

Ф.И.О., дата рождения, получает реабилитационно-образовательную помощь в название реабилитационной организации (лицензия на осуществление образовательной деятельности № __ от число, месяц, год, лицензия на осуществление медицинской деятельности № __ от число, месяц, год) с (указать срок начала занятий в реабилитационной организации согласно карте первичного приема. Если занятия проводятся не в организации, а со специалистом – индивидуальным предпринимателем, то после слов «получает реабилитационно-образовательную помощь» здесь и далее везде вместо названия реабилитационной организации и реквизитов лицензий нужно написать: «от индивидуального предпринимателя специальность Ф.И.О., № регистрационного свидетельства в качестве индивидуального предпринимателя»).

По итогам наблюдения, диагностики и реабилитационно-образова- тельных мероприятий специалисты название реабилитационной организации пришли к выводу, что ребенок нуждается в мероприятиях I типа [см. ниже], а также: мероприятиях II типа [см. ниже] – в форме индивидуальных и групповых занятий в название реабилитационной организации

на срок 1 год (если не оговорен меньший срок).

Кроме того, ребенок нуждается в мероприятиях III типа [см. ниже], в связи с чем просим внести эти мероприятия в ИПР и указать ответственного за их осуществление исполнителя.

Исходя из изложенного и с учетом требований Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспер-

5. Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку 29


тизы, порядка их разработки и реализации», рекомендуем заполнить соответствующие разделы ИПР Ф.И.О. ребенка следующим образом.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации

Перечень

 

Срок

 

Исполнитель

 

Отметка

мероприятий

 

проведения

 

проведения

 

о выполнении

психолого-

 

мероприятий

 

мероприятий

 

или

педагогической

 

психолого-

 

психолого-

 

невыполнении

реабилитации

 

педагогической

 

педагогической

 

(указать причину)

 

 

реабилитации

 

реабилитации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение

 

1 год

 

Название

 

 

психолого-педагогической

 

 

 

реабилитацион-

 

 

коррекции.

 

 

 

ной организации

 

 

Виды психолого-педаго-

 

 

 

или

 

 

гической коррекции,

 

 

 

Индивидуальный

 

 

в которой нуждается

 

 

 

предприниматель

 

 

ребенок-инвалид

 

 

 

Фамилия

 

 

(нужное подчеркнуть):

 

 

 

Имя

 

 

коррекция

 

 

 

Отчество

 

 

несформированных

 

 

 

 

 

 

высших психических функ-

 

 

 

 

 

 

ций, эмоционально-

 

 

 

 

 

 

волевых нарушений

 

 

 

 

 

 

и поведенческих реакций,

 

 

 

 

 

 

речевых недостатков,

 

 

 

 

 

 

взаимоотношений

 

 

 

 

 

 

в семье, детском

 

 

 

 

 

 

коллективе, с учителями;

 

 

 

 

 

 

формирование

 

 

 

 

 

 

мотивации к обучению,

 

 

 

 

 

 

социально-бытовых

 

 

 

 

 

 

и других навыков

 

 

 

 

 

 

(вписать каких) вписать

 

 

 

 

 

 

мероприятия II типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственный специалист

Подпись

Расшифровка

(должность)

 

подписи

Руководитель организации

Подпись

Расшифровка

(зам. руководителя)

 

подписи

число, месяц, год

 

 

В качестве мероприятий I типа специалист-педагог указывает необходимые для ребенка мероприятия из следующего списка:

30



коррекция несформированных высших психических функций;

коррекция эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций;

коррекция речевых недостатков;

коррекция взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями;

формирование мотивации к обучению;

формирование социально-бытовых навыков.

Формулировки должны строго соответствовать терминологии заполняемого раздела/подраздела карты ИПР. Указанные мероприятия должны реально проводиться с ребенком специалистами организации или специалистом – индивидуальным предпринимателем.

Вкачестве мероприятий II типа специалист-педагог указывает другие необходимые для ребенка мероприятия, которые с ним проводятся специалистами этой организации или специалистом – индивидуальным предпринимателем. Эти мероприятия не охватываются списком мероприятий I типа, поэтому их приводят дополнительно к списку. Например:

– стимуляция речи;

– развитие коммуникативных навыков;

– сенсорная стимуляция;

– игровая терапия;

– музыкальная терапия;

– другое.

Вкачестве мероприятий III типа указываются мероприятия и технические средства, в которых нуждается ребенок и которые содержатся в других разделах карты ИПР, но не осуществляются данной реабилитационной организацией или специалистом – индивидуальным предпринимателем. Например:

– социально-средовая реабилитация;

– социально-педагогическая реабилитация;

– социально-психологическая реабилитация;

– социокультурная реабилитация;

– социально-бытовая адаптация;

– физкультурно-оздоровительные мероприятия;

– санаторно-курортное лечение (указать какое);

– протезирование и ортезирование (указать какое);

– получение дошкольного, школьного, профессионального образования (указать, в каком учреждении, в какой форме, в соответствии с требованиями бланка ИПР);

– другое.

Рекомендации могут быть даны как специалистами государственных учреждений, так и специалистами негосударственных организаций, име-

5. Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку 31