ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 352
Скачиваний: 0
Шаг 1: оформление инвалидности
Для оформления инвалидности необходимо обратиться к районному педиатру в поликлинику, в которой наблюдается ребенок, за направлением на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Лечащий доктор в таком случае обычно просит обойти с ребенком несколько необходимых врачей-спе- циалистов. Смысл этого обхода – знать мнение каждого специалиста о
необходимых с его стороны реабилитационных мероприятиях. Поэтому при обследовании у каждого врача-специалиста родители должны вы-
яснить, что6 ребенку необходимо для успешной реабилитации, и попросить записать это в карте.
Мы должны твердо понимать: основная цель оформления инвалидности – в максимальной степени реализовать реабилитационный потенциал ребенка. Именно поэтому при признании ребенка инвалидом для него в обязательном порядке должна быть разработана индивидуальная программа реабилитации – базовый документ, на основании которого осуществляется реабилитация инвалида.
Чтобы ИПР ребенка оказалась комплексной и оптимальной, необхо-
димо заранее подготовиться к последующему прохождению комиссии МСЭ. А значит, родители должны:
1) ознакомиться с формой индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (Приложение 5.4) и посмотреть, что€ может быть в нее включено;
2)проконсультироваться со специалистами о том, какие реабилитационные услуги и технические средства реабилитации необходимы ребенку;
3)собрать письменные рекомендации специалистов о необходимых ребенку реабилитационных услугах и технических средствах реабилитации, а также о возможных исполнителях услуг. Рекомендации понадобятся для включения их в ИПР ребенка.
Желательно, чтобы рекомендации были как можно более конкретными и подробными, включающими виды и объемы реабилитационных услуг. Так, например:
– рекомендация о потребности ребенка в кресле-коляске должна содержать требования о необходимых антропометрических (вес, рост ребенка) и эргономических (Приложение 5.5) показателях, о необходимости
оснащения специальными приспособлениями (специальный ортопедический стульчик, нагрудник для пристегивания ребенка, быстросъемный
столик с установленной на нем антиспастической ручкой и др.);
– рекомендации по санаторно-курортному лечению должны содержать лечебный профиль, кратность, срок и сезон рекомендуемого лечения, указание на необходимость сопровождения инвалида к месту лечения и во время проведения лечения;
28
– рекомендации по психолого-педагогической коррекции должны содержать перечень видов необходимых занятий, периодичность занятий в неделю, продолжительность одного занятия.
При составлении рекомендаций к ИПР желательно по возможности придерживаться формы карты ИПР по соответствующим разделам реабилитационных мероприятий. Это существенно облегчит сотрудникам МСЭ работу по включению этих рекомендаций в ИПР.
Приведем рациональные форму и порядок заполнения бланка рекомендаций к ИПР на одном из наиболее распространенных примеров – составления специалистами, занимающимися с ребенком, рекомендаций по психолого-педагогической коррекции.
Рекомендации для составления индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида Фамилия Имя Отчество
Ф.И.О., дата рождения, получает реабилитационно-образовательную помощь в название реабилитационной организации (лицензия на осуществление образовательной деятельности № __ от число, месяц, год, лицензия на осуществление медицинской деятельности № __ от число, месяц, год) с (указать срок начала занятий в реабилитационной организации согласно карте первичного приема. Если занятия проводятся не в организации, а со специалистом – индивидуальным предпринимателем, то после слов «получает реабилитационно-образовательную помощь» здесь и далее везде вместо названия реабилитационной организации и реквизитов лицензий нужно написать: «от индивидуального предпринимателя специальность Ф.И.О., № регистрационного свидетельства в качестве индивидуального предпринимателя»).
По итогам наблюдения, диагностики и реабилитационно-образова- тельных мероприятий специалисты название реабилитационной организации пришли к выводу, что ребенок нуждается в мероприятиях I типа [см. ниже], а также: мероприятиях II типа [см. ниже] – в форме индивидуальных и групповых занятий в название реабилитационной организации
на срок 1 год (если не оговорен меньший срок).
Кроме того, ребенок нуждается в мероприятиях III типа [см. ниже], в связи с чем просим внести эти мероприятия в ИПР и указать ответственного за их осуществление исполнителя.
Исходя из изложенного и с учетом требований Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспер-
5. Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку 29
тизы, порядка их разработки и реализации», рекомендуем заполнить соответствующие разделы ИПР Ф.И.О. ребенка следующим образом.
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации
Перечень |
|
Срок |
|
Исполнитель |
|
Отметка |
мероприятий |
|
проведения |
|
проведения |
|
о выполнении |
психолого- |
|
мероприятий |
|
мероприятий |
|
или |
педагогической |
|
психолого- |
|
психолого- |
|
невыполнении |
реабилитации |
|
педагогической |
|
педагогической |
|
(указать причину) |
|
|
реабилитации |
|
реабилитации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение |
|
1 год |
|
Название |
|
|
психолого-педагогической |
|
|
|
реабилитацион- |
|
|
коррекции. |
|
|
|
ной организации |
|
|
Виды психолого-педаго- |
|
|
|
или |
|
|
гической коррекции, |
|
|
|
Индивидуальный |
|
|
в которой нуждается |
|
|
|
предприниматель |
|
|
ребенок-инвалид |
|
|
|
Фамилия |
|
|
(нужное подчеркнуть): |
|
|
|
Имя |
|
|
коррекция |
|
|
|
Отчество |
|
|
несформированных |
|
|
|
|
|
|
высших психических функ- |
|
|
|
|
|
|
ций, эмоционально- |
|
|
|
|
|
|
волевых нарушений |
|
|
|
|
|
|
и поведенческих реакций, |
|
|
|
|
|
|
речевых недостатков, |
|
|
|
|
|
|
взаимоотношений |
|
|
|
|
|
|
в семье, детском |
|
|
|
|
|
|
коллективе, с учителями; |
|
|
|
|
|
|
формирование |
|
|
|
|
|
|
мотивации к обучению, |
|
|
|
|
|
|
социально-бытовых |
|
|
|
|
|
|
и других навыков |
|
|
|
|
|
|
(вписать каких) вписать |
|
|
|
|
|
|
мероприятия II типа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответственный специалист |
Подпись |
Расшифровка |
(должность) |
|
подписи |
Руководитель организации |
Подпись |
Расшифровка |
(зам. руководителя) |
|
подписи |
число, месяц, год |
|
|
В качестве мероприятий I типа специалист-педагог указывает необходимые для ребенка мероприятия из следующего списка:
30
–коррекция несформированных высших психических функций;
–коррекция эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций;
–коррекция речевых недостатков;
–коррекция взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями;
–формирование мотивации к обучению;
–формирование социально-бытовых навыков.
Формулировки должны строго соответствовать терминологии заполняемого раздела/подраздела карты ИПР. Указанные мероприятия должны реально проводиться с ребенком специалистами организации или специалистом – индивидуальным предпринимателем.
Вкачестве мероприятий II типа специалист-педагог указывает другие необходимые для ребенка мероприятия, которые с ним проводятся специалистами этой организации или специалистом – индивидуальным предпринимателем. Эти мероприятия не охватываются списком мероприятий I типа, поэтому их приводят дополнительно к списку. Например:
– стимуляция речи;
– развитие коммуникативных навыков;
– сенсорная стимуляция;
– игровая терапия;
– музыкальная терапия;
– другое.
Вкачестве мероприятий III типа указываются мероприятия и технические средства, в которых нуждается ребенок и которые содержатся в других разделах карты ИПР, но не осуществляются данной реабилитационной организацией или специалистом – индивидуальным предпринимателем. Например:
– социально-средовая реабилитация;
– социально-педагогическая реабилитация;
– социально-психологическая реабилитация;
– социокультурная реабилитация;
– социально-бытовая адаптация;
– физкультурно-оздоровительные мероприятия;
– санаторно-курортное лечение (указать какое);
– протезирование и ортезирование (указать какое);
– получение дошкольного, школьного, профессионального образования (указать, в каком учреждении, в какой форме, в соответствии с требованиями бланка ИПР);
– другое.
Рекомендации могут быть даны как специалистами государственных учреждений, так и специалистами негосударственных организаций, име-
5. Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку 31