ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 357
Скачиваний: 0
Приложение 6.57.
Из нормативных актов, регулирующих обучение на дому
Всоответствии со статьей 10 Закона РФ «Об образовании», с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осва-
иваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Статья 51 Закона РФ «Об образовании»: «Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или
влечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации».
Всоответствии со статьей 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.
Приложение 6.58. Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях и освобождаются от посещения массовой школы
(Направлен Письмом Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186)
Соматические заболевания
1.Ревматизм в активной фазе с непрерывно рецидивирующим тече-
нием.
2.Панкардит (после выписки из стационара или санатория дети нуждаются в индивидуальных занятиях в течение года и более).
340
3.Врожденные пороки сердца в стадии субкомпенсации и декомпенсации.
4.Тетрада Фалло тяжелой степени с частыми одышечно-цианотичес- кими приступами.
5.Хроническая пневмония III стадии при распространенном процессе и наличии выраженной интоксикации.
6.Бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами или длитель-
ным астматическим состоянием.
7.Хронический нефрит с нефротическим синдромом.
8.Хронический диффузный гломерулонефрит с симптомами почечной недостаточности.
9.Хронический пиелонефрит с рецидивирующим течением и симптомами почечной недостаточности.
10.Тяжелые формы муковисцидоза.
11.Хронический гепатит и цирроз печени с явлениями асцита.
12.Злокачественные новообразования различных органов.
13.Нарушение свертываемости крови в случаях затруднения передвижения (тяжелая форма гемофилии).
Неврологические заболевания
1.Миопатия, нарушение функций опорно-двигательного аппарата при торзионной дистонии и других стойких гиперкинетических синдромах врожденной и наследственной природы.
2.Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата после перенесения полиомиелита.
3.Тяжелые остаточные явления после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита.
Хирургические заболевания
1.Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функции тазовых органов.
2.Дневное недержание мочи различной этиологии (эктопия мочевого пузыря, тотальная эписпадия, атония мочевых путей – декомпенсированная форма).
3.Атрезия заднего прохода с недержанием кала.
4.Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях.
5.Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент
нахождения в кокситной гипсовой повязке (хронический остеомиелит, костно-суставной туберкулез).
6.Состояние после операции на опорно-двигательном аппарате по поводу врожденных заболеваний или травм в случае затруднения передвижения до окончания лечения.
Приложения к главе 6 341
7. Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.
Кожные заболевания
1.Экземы, распространенные в состоянии обострения.
2.Диффузные нейродермиты в состоянии обострения.
3.Псориатические эритродермии.
4.Артропатический псориаз.
5.Пруриго Гебра.
6.Дерматит Дюринга (в период обострения).
7.Ихтиозоформная эритродермия.
8.Эпидермолизис буллеза (тяжелые формы).
9.Акродерматит энтерпатика (тяжелые формы).
10.Острая красная волчанка.
11.Прогрессирующая распространенная склеродермия.
Психоневрологические заболевания
1.Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.
2.Эпилепсия в стадии обострения.
3.Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.
4.Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).
5.Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенса-
ции.
Примечание. Не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности.
Показания для индивидуального обучения детей на дому по программе вспомогательной школы
1.Олигофрения в степени дебильности, осложненная следующими синдромами:
а) развернутыми дневными эпилептическими припадками; б) нарушениями опорно-двигательного аппарата; в) выраженным энцефалоастеническим состоянием;
г) синдромом двигательной расторможенности; д) энкопрезом и дневным энурезом; е) реактивным состоянием.
2.Эпилепсия со слабоумием (развернутые дневные припадки).
3.Шизофрения, дефектное состояние в стадии декомпенсации.
342
4.Травматическое и эндокринологическое слабоумие в стадии декомпенсации.
5.Текущие органические процессы в состоянии обострения.
Показания для освобождения от обучения на длительное время полный учебный год) учащихся,
страдающих психоневрологическими заболеваниями
По общеобразовательным школам
1.Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии в острой фазе).
2.Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.
3.Операция на мозге.
4.Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.
5.Тяжелые неврозы (неврастении, психастении).
По вспомогательным школам
1.Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в острой фазе.
2.Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.
3.Операция на мозге.
4.Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.
Показания для создания облегченного режима учащимся, страдающим соматическими, психоневрологическими заболеваниями (дополнительный выходной день, освобождение от некоторых уроков, неполный перевод на индивидуальное обучение)
По общеобразовательным школам
Соматические заболевания
1.Врожденная сфероцитарная анемия (форма средней тяжести и тяжелая).
2.Гемофилия.
3.Гипопластическая анемия.
Психоневрологические заболевания
1.Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии неполной компенсации.
2.Эпилепсия в стадии обострения (учащение приступов, наличие дисфорий).
Приложения к главе 6 343
3.Церебральная недостаточность на отдаленных этапах после операций на мозге.
4.Выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм
черепа и тяжелых инфекционных заболеваний.
Организация индивидуального обучения учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом отдельном случае, районного (городского) отдела народного образования.
Приложение 6.59. Преимущества организации обучения на дому в школе надомного обучения
Министерство образования Российской Федерации в Письме от 28 февраля 2003 г. № 27/2643-6 «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» признало, что «существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья: ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются образовательные учреждения дополнительного образования». В указанном Письме рекомендовано создание школ надомного обучения.
Положительные особенности школ надомного обучения:
–разные сроки освоения образовательных программ, которые могут
быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии – по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида;
–вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении (индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе), на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому.
Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психо-
физического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обуча-
344
ющегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в классе (группе).
Например, обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают устные формы работы, обучаются в классе, а на предметах, где преобладают письменные виды работ, индивидуально;
– гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. При этом вариативная часть его
позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-меди- ко-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Кроме этого, возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания.
Приложение 6.60. Организация условий для получения образования ребенком с нарушениями
и особенностями развития: правовые основания
Статья 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:
«Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инва- лидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов РФ.
Приложения к главе 6 345