ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 356

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации».

Из Закона РФ «Об образовании»:

статья 5: «6. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и/или пси-

хическом развитии (далее – с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов»;

статья 29: «1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся:

<…> 6.2) организация предоставления общедоступного и бесплатного до-

школьного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в

соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации»;

статья 50: «10. Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество».

Приложение 6.61. Пример регионального законодательства, регулирующего семейное образование

Из «Положения о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы»

346

(Приложение к Постановлению Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. № 827-ПП)

«4. Организация обучения в форме семейного образования

4.1.Освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или

спомощью родителей (законных представителей) несовершеннолетнего

обучающегося освоение общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в данном образовательном учреждении.

4.2.Отношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося регулируются договором, условия которого не должны ограничивать права сторон. Примерная форма договора утверждается Департаментом образования города Москвы.

4.3.В договоре указываются образовательная программа, по которой обучающийся будет получать общее образование в семье, формы и сроки проведения промежуточной аттестации по предметам Московского регионального базисного учебного плана, сроки выполнения практических и лабораторных работ, финансовые взаимоотношения сторон.

4.4.Для выполнения лабораторных и практических работ, получения консультативной и методической помощи, прохождения промежуточной аттестации обучающийся в семье приглашается на учебные, практические и иные занятия, соответствующие срокам выполнения лабораторных и практических работ, проведения промежуточной аттестации обучающихся по очной форме по расписанию образовательного учреждения.

4.5.Промежуточная аттестация обучающегося по общеобразователь-

ным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования при обучении в форме семейного образования осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами и графиком ее проведения.

Результаты аттестации фиксируются в классном журнале и дневнике обучающегося.

4.6.Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации обучающегося при наличии медицинских показаний или по требованию психолога данного образовательного учреждения и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения обучающимся общеобразовательных программ.

4.7.Образовательное учреждение вправе расторгнуть договор, если родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося не обеспечили:

Приложения к главе 6 347


освоение обучающимся определенных договором общеобразовательных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в установленные сроки;

явку обучающегося в образовательное учреждение в определенные договором сроки для выполнения лабораторных и практических работ, прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

4.8. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспи-

тание и обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе обучения в государственном образовательном учреждении, определяемом в соответствии с финансовыми нормативами затрат. Выплаты производятся за счет средств учредителя государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей».

Приложение 6.62.

О заявлении на участие в государственной (итоговой) аттестации

Заявление на участие в государственной (итоговой) аттестации подается в аккредитованное образовательное учреждение, реализующее основные общеобразовательные программы, не позднее чем за три месяца до начала ее проведения.

Решение о допуске обучающихся к государственной (итоговой) атте-

стации (см. главу 6 «Образование особого ребенка», раздел «Освоение образовательных программ, аттестация, документы об образовании» принимается при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, проводимой образовательным учреждением, в которое они подали заявление, по всем общеобразовательным предметам инвариантной части учебного плана образовательного учреждения.

Приложение 6.63. Об изменении формы получения образования

В соответствии со статьей 52 Закона РФ «Об образовании» родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на лю-

348


бом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в очной форме – в школе.

Таким образом, если родители решили, что ребенку целесообразнее обучаться в очной форме получения образования, то они должны:

во-первых, расторгнуть договор с образовательным учреждением об обучении в семейной форме;

во-вторых, подать заявление о приеме в выбранное ими образовательное учреждение с приложением необходимых документов (см. главу 6 «Образование особого ребенка», раздел «Обычные общеобразовательные учреждения: прием в школу»).

Отказать в приеме ребенка в школу не имеют права. Даже если обучающийся имеет по итогам предыдущего учебного года академическую задолженность по одному предмету, то он переводится в следующий класс условно. Т.е. если по итогам промежуточной аттестации ребенок получил двойку по одному предмету, затем проучился две четверти следующего учебного года по программе следующего года обучения в семейной форме, а затем родители решили, что ребенок будет учиться в школе по очной форме, отказ в приеме в школу на основании неудовлетворительной оценки на промежуточной аттестации незаконен. В такой ситуации ребенок должен обучаться в классе, пытаться ликвидировать неудовлетворительную оценку, а если по итогам года это не произойдет, то образовательное учреждение должно действовать в соответствии с нормами Закона РФ «Об образовании», регулирующими ситуации неосвоения обучающимися образовательных программ (см. там же, подраздел «Трудности организации обучения…»).

Приложение 6.64. Запись в ИПР ребенка-инвалида о «Мероприятиях психолого-педагогической реабилитации»

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-пра- вовых форм и форм собственности. Поэтому если условия получения образования включены в ИПР ребенка-инвалида, то мы можем говорить о том, что органы власти, учреждения образования обязаны исполнять ИПР ребенка-инвалида.

Надо иметь в виду, что раздел ИПР ребенка-инвалида «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации» предполагает заполнение граф:

Приложения к главе 6 349


«Тип школьного образовательного учреждения (общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах, при соблюдении специального режима учебного процесса); коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с указанием вида)», «Условия получения общего обра-

зования (в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении)», «Форма получения общего образования», «Режим занятий (учебная нагрузка в день, объем изучаемого материала».

Практика составления ИПР показывает, что учреждения медико-соци- альной экспертизы могут по своему усмотрению заполнить указанные выше графы, могут просить представить заключение ПМПК, могут принять во внимание рекомендации педагогов, занимающихся с ребенком (см. главу 5 «Реабилитация…», часть «Шаг 2: прохождение медико-социаль- ной экспертизы»).

Приложение 6.65. Примерное обращение в орган управления образованием о создании

возможности обучения для детей с нарушениями развития

Наименование и почтовый адрес органа управления образованием Ф.И.О. родителя ребенка или группы родителей с домашними адресами или контактной информацией

Группа детей, проживающих в название общего населенного пункта, района, имеют нарушения развития и признаны инвалидами. В соответствии с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии (см. приложения) им рекомендовано обучение в классе «Особый ребенок» специальной (коррекционной) школы ___ вида. Соответствующая рекомендация об обучении в классе «Особый ребенок» специальной (коррекционной) школы ____ вида включена и в индивидуальные программы реабилитации детей (см. приложения). В нашем населенном пункте отсутствует школа соответствующего вида и не организован класс «Особый ребенок» ____ вида.

Просим в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О соци-

альной защите инвалидов в Российской Федерации», статьями 5, 29, 50 Закона РФ «Об образовании» создать условия для получения образования нашими детьми и организовать специальный класс для обучающихся со сложным дефектом развития, организация работы которого описана в Письме Министерства образования Российской Федерации от 3 апреля

350