ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 351
Скачиваний: 0
Функциональная схема поддерживаемого трудоустройства, описываемая Регламентом
Открытый рынок труда |
Открытый рынок труда |
Специализированный |
|
|
центр занятости |
|
|
(«Центр поддерживаемого |
|
|
трудоустройства») |
|
|
службы занятости |
Бюро медико- |
|
Департамента труда |
||
социальной |
||
и занятости г. Москвы |
||
экспертизы |
||
|
||
Экспертная комиссия (ЭК) |
(МСЭ) |
|
|
||
Информационно- |
|
|
координационный |
|
|
центр (ИЦ) |
|
Учреждения |
Учреждения |
социально-трудовой |
профессионального |
адаптации (СТА) |
образования |
Служба социально-трудового сопровождения (учредитель – Департамент социальной защиты населения г. Москвы)
Открытый рынок труда |
Открытый рынок труда |
Приложения к главе 7 357
Описание функционирования схемы поддерживаемого трудоустройства
1.Гражданин с ограничениями жизнедеятельности, нуждающийся в специальной поддержке трудовой деятельности, направляется органами медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) в случае, если у него оформлена инвалидность в установленном порядке, либо общей службой занятости Департамента труда и занятости населения г. Москвы, либо само-
стоятельно в Специализированный центр занятости для лиц с ограничениями жизнедеятельности («Центр поддерживаемого трудоустройства»; далее – Центр).
Центр является основным управляющим звеном, организующим и координирующим обеспечение поддержки трудоустройства лиц с ограничениями жизнедеятельности, учреждением службы занятости Департамента труда и занятости населения г. Москвы. Центр, помимо структурных подразделений, организуемых в обычных центрах занятости, включает в себя два дополнительных подразделения: экспертную комиссию (ЭК) и информационно-координационный центр (ИКЦ).
Экспертная комиссия собирается из специалистов-экспертов учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений социально-трудовой адаптации и службы социально-трудового сопровождения, непосредственно осуществляющих специальную поддержку при организации трудовой деятельности для лиц с ограничениями жизнедеятельности. ЭК определяет маршрут трудоустройства лица с ограничениями жизнедеятельности (включая обучение профессии), обратившегося в Центр поддерживаемого трудоустройства, а также формы и объемы специальной поддержки этого лица, необходимой для его трудоустройства. Экспертная комиссия вырабатывает рекомендации по необходимой такому лицу специальной поддержке (в случае наличия у лица статуса «инвалид» составляет рекомендации для органов МСЭ для включения их
вИПР, в разделы «Мероприятия профессиональной реабилитации» и «Мероприятия социальной реабилитации»).
Информационно-координационный центр ведет учет и мониторинг процесса организации поддерживаемого трудоустройства для всех лиц, зарегистрированных в Центре, учет и мониторинг учебных и рабочих вакансий для таких лиц, а также осуществляет связь с другими организациями. В частности, ИЦ осуществляет запись обратившихся в Центр лиц на собеседование (консультирование) в ЭК, передает рекомендации ЭК в
службу социально-трудового сопровождения и другие учреждения, задействованные в процессе организации поддерживаемого трудоустройства.
2.В соответствии с рекомендациями ЭК при согласии лица с ограничениями жизнедеятельности или его законного представителя при участии службы социально-трудового сопровождения организуется процесс
358
поддерживаемого трудоустройства для данного лица. Служба социальнотрудового сопровождения (далее – Служба) является учреждением социального обслуживания населения Департаментом социальной защиты населения г. Москвы и содействует адаптации лица с выраженными ограничениями жизнедеятельности к выполняемой трудовой функции (функции обучения профессии), трудовому (учебному) коллективу, а также адаптацию трудового (учебного) коллектива к такому человеку. Служба обе-
спечивает также временное или постоянное1 сопровождение человека в процессе профессионального обучения, трудоустройства или трудовой деятельности специально подготовленными социальными помощниками
– работниками этой Службы. Служба может являться также структурным подразделением иного учреждения социального обслуживания населения, например, комплексного центра социального обслуживания. Кроме того, допускается создание собственной службы сопровождения в учреждениях профессионального образования путем включения в штат соответствующих должностей (если имеются структурные подразделения, специализирующиеся на обучении лиц с различными ограничениями жизнедеятельности).
Таким образом, в процессе организации трудоустройства лица с ограничениями жизнедеятельности осуществляется оперативное взаимодействие Специализированного центра занятости и социальных служб, обеспечивающих соответствующее сопровождение.
3. Части лиц с ограничениями жизнедеятельности, и прежде всего – лицам с выраженными ограничениями жизнедеятельности, после получения профессиональных навыков необходимо дополнительное время трудовой адаптации для того, чтобы они смогли в дальнейшем реализовать свои возможности трудовой деятельности на постоянном (в том числе – специальном) рабочем месте в соответствии с требованиями реальных вакантных рабочих мест. Для социально-трудовой адаптации этих лиц необходимо создание специализированных учреждений социально-тру- довой адаптации (СТА). В учреждениях СТА будущие работники из числа таких лиц учатся взаимодействовать с работодателем, трудовым коллек-
1Практический опыт показывает, что непосредственное (физическое) сопровождение социальным помощником нуждающегося в этом лица может длиться в течение определенного периода времени и заканчивается, когда сопровождаемый работник, работодатель, трудовой коллектив адаптировались друг к другу. Далее достаточно дистанционного сопровождения работника Службой (при этом контрольное наблюдение, решение проблем взаимоотношений работник – работодатель – трудовой коллектив осуществляется тем же социальным помощником, который физически сопровождал работника изначально). Однако некоторые люди в силу значительного затруднения взаимодействия с внешним миром нуждаются в постоянном сопровождении.
Приложения к главе 7 359
тивом, адаптируются к рабочим местам, максимально приближенным к реальным. Кроме того, такие учреждения дают возможность приобретения опыта непосредственного труда. Конечный результат адаптации в учреждении СТА – фактическое трудоустройство на открытом рынке труда1.
Учреждения социально-трудовой адаптации могут размещаться на территории учреждений социального обслуживания населения (в том числе психоневрологических интернатов), лечебно-профилактических учреж-
дений (лечебно-трудовые мастерские), учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, психоневрологических интернатов, негосударственных организаций, имеющих необходимые лицензии, других организаций; иметь обособленные подразделения, территориально размещенные при учреждениях социального обслуживания, лечебно-профилактических учреждениях, других учреждениях и организациях в целях обеспечения государственными услугами по социально-трудовой адаптации лиц с выраженными ограничениями жизнедеятельности, обучающихся или находящихся в указанных учреждениях.
4.В соответствии с рекомендациями экспертной комиссии Специализированного центра занятости гражданин, ставший на учет в Центр, на конкретном этапе организации трудоустройства может направляться для получения профессиональных навыков в учреждения начального и среднего профессионального образования. При прохождении обучения в этих учреждениях лицу с ограничениями жизнедеятельности в соответствии
срекомендациями экспертной комиссии силами службы социально-трудо- вого сопровождения обеспечивается необходимая социальная поддержка.
По окончании срока обучения лица с ограничениями жизнедеятельности методическим советом учреждения профессионального образования
совместно с экспертной комиссией Специализированного центра занятости решается вопрос о продолжении его маршрута поддерживаемого трудоустройства.
5.Гражданин с ограничениями жизнедеятельности, получивший поддержку в трудоустройстве в Специализированном центре занятости, под-
1При отсутствии на открытом рынке реального рабочего места, на котором может работать конкретный клиент учреждения СТА (речь, как правило, идет о лицах с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности), такое лицо посещает учреждение СТА неопределенно долгий срок. При этом не следует опасаться постепенного (с годами) заполнения учреждений СТА гражданами этой категории. Следует учитывать, вопервых, что доля таких лиц в популяции и среди лиц с ограничениями жизнедеятельности весьма мала. Во-вторых, отток таких лиц из учреждений СТА будет связан с необходимостью в будущем решения для таких лиц проблем жизнеустройства; соответственно, решение проблем социально-трудовой адаптации будет во многих случаях территориально перенесено в места жизнеустройства таких людей.
360
готовленный к работе на реальном рабочем месте в соответствии с рекомендациями экспертной комиссии, при поддержке Специализированного центра занятости трудоустраивается на конкретном рабочем месте на открытом рынке труда. Содействие работодателю в создании специальных условий для работы такого лица и содействие самому работнику оказывают Специализированный центр занятости и служба социально-трудового сопровождения. Специализированный центр занятости проводит регу-
лярный мониторинг процесса трудовой адаптации такого работника на реальном рабочем месте.
К предприятиям открытого рынка в числе организаций любых орга- низационно-правовых форм и форм собственности относятся специализированные предприятия для лиц с различными ограничениями жизнедеятельности. К предприятиям открытого рынка относятся также предприятия, организованные на базе учреждений социально-трудовой адаптации при возникновении соответствующего экономического смысла, где работают клиенты учреждения социально-трудовой адаптации.
Проект целиком см. в правовых разделах сайтов Центра лечебной педагогики osoboedetstvo.ru и ccp.org.ru.
Приложение 7.2. Правовые основания организации поддерживаемого трудоустройства по договору социальных услуг
Из статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации:
«4. Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации».
Из статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»:
«5. Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации».
Статья 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»:
«4. Временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные
Приложения к главе 7 361