ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 355
Скачиваний: 0
–нельзя подписывать бумаги, не прочитав или не поняв их;
–любая просьба относительно реабилитационных мероприятий, средств реабилитации или исполнителя реабилитационных мероприятий должна быть оформлена в виде письменного заявления и передана в бюро МСЭ. Это может быть сделано как до проведения медико-социальной экспертизы, так и во время ее проведения. Повторим: в любом случае у родителей должен оставаться документ, подтверждающий факт передачи заявления (отметка о приеме на копии или почтовое уведомление о вручении).
Обычно в ходе заседания комиссия бюро МСЭ принимает решение об установлении статуса «ребенок-инвалид» и – что самое важное! – составляет для ребенка карту ИПР. Однако и здесь не всегда можно пройти кратчайшей дорогой, поэтому надо понимать, как проделать этот путь успешно и без моральных потерь. В частности, бюро МСЭ может потребовать пройти дополнительное обследование (к примеру, на ПМПК). В этом случае бюро МСЭ должно составить программу дополнительного обследования1, которая утверждается руководителем бюро МСЭ и с которой родителей обязаны ознакомить.
Родители вправе отказаться от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов. Для этого достаточно написать письменное заявление об отказе в проведении дополнительного обследования.
Втаком случае решение о признании или об отказе в признании ребенка инвалидом бюро МСЭ примет на основании уже имеющихся данных. Если ребенка не признали инвалидом, по запросу родителей бюро МСЭ выдает им справку о результатах медико-социальной экспертизы. В случае несогласия родителей с решением бюро МСЭ, они могут в течение месяца написать жалобу (Приложение 5.7) в вышестоящее бюро МСЭ, отнести
или послать ее заказным письмом с уведомлением, соблюдая необходимые
формальности переписки. К жалобе прилагаются копии документов, которые могут быть учтены при вынесения решения (непосредственно на заседании бюро МСЭ предоставляются оригиналы).
Если же по результатам МСЭ ребенка признали инвалидом, то датой
установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления от законного представителя ребенка о проведении медикосоциальной экспертизы. Будем также иметь в виду, что категория «ребе- нок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет (Приложение 5.8).
1Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро МСЭ, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.
5. Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку 37
Бюро МСЭ выдает родителям два обязательных документа: справку, подтверждающую факт установления инвалидности, и индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида – самый «главный» документ, заслуживающий того, чтобы на нем остановиться подробнее.
О самом главном: индивидуальная программа реабилитации (ИПР)
Смысл и роль ИПР
Замечательный механизм реализации права особого ребенка на реабилитационную помощь уже заложен в российском законодательстве. Это индивидуальная программа реабилитации (ИПР) – «реабилитационный паспорт», куда записываются, в соответствии с собранными рекомендациями, все реабилитационные мероприятия, необходимые инвалиду (в нашем случае – ребенку-инвалиду) для интеграции в обществе. В частности, что особенно важно для ребенка-инвалида, рамки этого документа вполне соответствуют современным представлениям о реабилитационной поддержке образования. В действующей форме ИПР есть место для внесения всех необходимых ребенку-инвалиду видов реабилитации: медицинской, профессиональной, социальной, психолого-педагогической.
Механизм ИПР, как он задуман законодателем, позволяет консолидировать усилия разных ведомств с целью организации реабилитационной
поддержки всех сторон жизни конкретного ребенка-инвалида: жизни в семье, здоровья, воспитания и образования, профессионализации и в конечном счете – интеграции в обществе. Сосредоточивая различные финансовые потоки на помощи конкретному ребенку, ИПР представляет собой модель эффективной адресной помощи. От того, насколько правильно составлена ИПР, зависит в дальнейшем возможность успешной реабилитации. И поскольку еще не везде сотрудники органов МСЭ привыкли к новой парадигме реабилитации – попытаемся понять, как реализовать на благо ребенку потенции, заложенные в механизме ИПР.
Проверка формальных параметров при составлении ИПР
Индивидуальная программа реабилитации (Приложение 5.4) разрабатывается специалистами бюро МСЭ для гражданина (в том числе ребен-
38
ка), признанного инвалидом, и утверждается руководителем соответствующего бюро. ИПР ребенка-инвалида может быть разработана на любой срок; как правило, она составляется на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18 лет. Если с ребенком занимаются специалисты (а к этому надо стремиться), то независимо от срока установленной инвалидности целесообразно разрабатывать ИПР не более чем на 1–2 года. Оптимально (особенно если ребенок еще не достиг подросткового возраста) обновлять
ИПР ежегодно: ребенок растет и развивается быстро, вместе с развитием меняется и тактика реабилитации, поэтому ИПР год от года может существенно обновляться, а вместе с ней – услуги и технические средства реабилитации, которые государство обязалось бесплатно обеспечить ре- бенку-инвалиду. Единственная оговорка: в этом случае родители должны быть готовы ежегодно заново вместе с ребенком проходить всех специалистов, чьи рекомендации фиксируются в ИПР. Но составленная в результате качественная и актуальная ИПР и эффективная реабилитация ребенка на ее основе – того стоят!
Необходимо обратить внимание на правильное заполнение карты
ИПР:
–во всех таблицах в графах, где указывается срок проведения реабилитационных мероприятий, должны быть указаны даты начала и окончания проведения реабилитационного мероприятия либо стоять запись «до достижения возраста 18 лет» (особенности определения сроков реабилитационных мероприятий обсуждаются в Приложении 5.9);
–графы, где указывается исполнитель проведения реабилитационных мероприятий (исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальный орган социальной защиты населения; государственные учреждения службы занятости населения
субъектов Российской Федерации; работодатель; территориальные органы управления здравоохранением, образованием; медицинские, образовательные, реабилитационные организации либо сам инвалид), должны быть заполнены.
Формой ИПР предусмотрена подпись ребенка-инвалида или его законного представителя как выражение согласия с содержанием ИПР. Имеет смысл ставить подпись как в случае согласия, так и несогласия. Дело в том, что Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н, предусмотрено, что
вслучае отказа инвалида (его законного представителя) подписать сформированную индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенкаинвалида) она приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина, а по заявлению инвалида (его законного представителя) ему выдается копия такой ИПР. Но по копии ИПР невозможно исполнение тех
5. Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку 39
реабилитационных мероприятий, с которыми инвалид согласен. В связи с этим родителям целесообразно подписывать ИПР, а затем при несогласии с ее содержанием пользоваться правом на обжалование.
ИПР составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр выдается ребен- ку-инвалиду (его законному представителю) на руки, о чем делается запись в журнале выдачи индивидуальных программ реабилитации, другой
– приобщается к акту освидетельствования в бюро МСЭ.
Содержание ИПР: чего следует добиваться
В настоящее время по всей России действует единый формат карты ИПР, созданный на высоком профессиональном уровне. Возникает естественный вопрос: почему в таких благоприятных «стартовых» условиях правильное заполнение ИПР не происходит «автоматически»? Проблема состоит в том, что составление программы комплексной реабилитации ребенка требует скрупулезной работы целой команды бюро МСЭ, квалифицированных кадров в сфере реабилитации, среди которых должны быть как врачи, так и специалисты по реабилитации, по социальной работе, психологи1. Все они в течение небольшого промежутка времени должны прийти к консенсусу о методах реабилитации, необходимых конкретному ребенку. Поэтому сотрудники бюро МСЭ, как правило, видящие ребенка первый или второй раз в жизни (при установлении инвалидности или очередном переосвидетельствовании), обычно руководствуются заключениями и рекомендациями специалистов о том, какие реабилитационные меры нужны ребенку и кого следует назначить их исполнителем. Это естественное и правильное решение в такой ситуации, поэтому к моменту встречи в бюро МСЭ родители и должны запастись рекомендациями от различных специалистов (для облегчения работы Комиссии целесообразно составить их в формате мероприятий, перечисленных в карте ИПР, как мы уже упоминали в части «Шаг 1: оформление инвалидности»).
Основные нормы права, регулирующие вопросы составления и реализации ИПР, содержатся в статье 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно указанной статье Закона, «индивидуальная программа реабилитации инвалида – разрабо-
1Приказ Федерального медико-биологического агентства Минздравсоцразвития РФ от 8 октября 2008 г. № 355 «Об утверждении примерной структуры главного бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главного бюро, осуществляющего медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населению отдельных территорий».
40
танный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности». ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (Приложение 5.10), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от орга- низационно-правовых форм и форм собственности. Таким образом, ИПР
должна содержать все необходимые инвалиду реабилитационные услуги и технические средства реабилитации – как включенные в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и не включенные в него. Необходимо четко понимать, что Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, – это перечень тех услуг и технических средств реабилитации, обеспечение которыми гарантируется государством за счет средств федерального бюджета (статья 10 Закона). Иные реабилитационные мероприятия, входящие в ИПР (например, общее образование, социальное обслуживание), гарантируются за счет средств региональных
бюджетов.
Вписать в ИПР можно (и нужно!) все, что необходимо ребенку. Свою просьбу об этом к бюро МСЭ желательно подкреплять рекомендациями специалистов. Для того чтобы вписать все необходимое в ИПР, следует:
1)иметь документальное (заключения специалистов) подтверждение того, что данные услуги или средства нужны ребенку;
2)в письменной форме просить бюро МСЭ включить данные услуги в
ИПР; 3) обладать настойчивостью и внутренней готовностью донести до со-
трудников МСЭ рекомендации специалистов, свидетельствующие о потребностях ребенка в тех или иных реабилитационных услугах, и твердым намерением обжаловать возможные незаконные решения, ущемляющие права ребенка.
Если реабилитационное мероприятие или техническое средство реабилитации не включено в Федеральный перечень, то региональные от-
5. Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку 41