ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 348
Скачиваний: 0
проект и закрепляет как одну из задач органов опеки и попечительства организацию и/или содействие в организации оптимального управления имуществом подопечного в целях обеспечения достойного уровня жизни недееспособного гражданина.
Задачи органов опеки и попечительства предлагается дополнить и задачей по оказанию содействия опекунам и попечителям. Создание систе-
мы содействия, поддержки опекунам со стороны органов опеки и попечительства в исполнении их опекунских функций будет способствовать снижению боязни людей ответственности, бремени, которые несет принятие на себя опекунских функций.
Законопроектом предлагается обязать органы опеки и попечительства в доступной для подопечного форме разъяснять порядок обжалования действий или бездействий опекуна или попечителя.
Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об опеке и попечительстве”»
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» следующие изменения:
1) пункт 3 статьи 4 дополнить и изложить в следующей редакции: «3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных и реализации
их прав во всех сферах жизнедеятельности»;
2) статью 5 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4) уважение прав, воли и предпочтений лица, признанного недееспособным; развитие или восстановление способности лица, признанного недееспособным, управлять своими делами»;
3) статью 6 дополнить частью 6 следующего содержания:
«6. При органах опеки и попечительства создается общественный орган по защите прав и законных интересов подопечных с обязательным представительством общественных организаций, занимающихся вопросами жизнеустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, опекунов лиц, признанных недееспособными. Порядок создания и деятельности общественного органа по защите прав и законных интересов подопечных при органах опеки и попечительства устанавливается субъектом РФ.
Общественный орган по защите прав и законных интересов подопеч-
ных выражает мнение о соответствии решений (проектов решений) органа опеки и попечительства интересам лиц, признанных недееспособными, на основании обращений лиц, признанных недееспособными, их опекунов, иных заинтересованных лиц, по своей инициативе или по инициативе органа опеки и попечительства»;
Приложения к главе 7 367
4) пункт 2 части 1 статьи 7 дополнить, изложив в следующей редакции: «2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дее-
способные граждане, а также оказание им необходимого содействия»;
5) пункт 3 части 1 статьи 7 дополнить, изложив в следующей редакции: «3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в отношении лиц, признанных недееспособными, – организация и/или содействие в организации оптимального управления имуществом подопечного в целях обеспечения подопечному достойного уровня жизни»;
6) пункт 8 части 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:
«8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и/или законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных или опекун недееспособному гражданину не назначен и опекунские функции в отношении недееспособного гражданина не исполняются образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, под надзор которых помещен недееспособный гражданин»;
7) пункт 11 части 1 статьи 8 дополнить, изложив в следующей редакции: «11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества
и/или управления имуществом в интересах подопечного, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в
соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона»;
8) часть 1 статьи 8 дополнить пунктом 12 следующего содержания: «12) организация жизни недееспособного гражданина при невозмож-
ности назначения опекуна лицу, признанному недееспособным (отсут-
368
ствие кандидатов в опекуны, отказ органов опеки и попечительства в назначении лица опекуном, иное), обеспечение управления его имуществом в его интересах»;
9) дополнить закон новой статьей 9.1 следующего содержания: «Статья 9.1. Права и обязанности органов опеки и попечительства при
организации жизни лица, признанного недееспособным
1.Органы опеки и попечительства при решении вопросов, отнесенных
ких компетенции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, в отношении лиц, признанных недееспособными, обязаны выяснять и учитывать мнение лица, признанного недееспособным, выраженное им до и/или после признания недееспособным, а также обязаны учитывать мнение родителей недееспособного гражданина и/или мнение прежнего опекуна недееспособного гражданина, добросовестно исполнявшего свои обязанности, по решаемым вопросам.
При выяснении мнения недееспособного гражданина орган опеки и попечительства предоставляет в доступной для него форме полную информацию, необходимую для выражения им своего мнения по решаемому вопросу. При необходимости к выяснению мнения недееспособного гражданина должен быть привлечен специалист.
Порядок выяснения мнения лица, признанного недееспособным, по указанным в настоящей статье вопросам, устанавливается Правительством РФ.
Мнение совершеннолетнего лица об организации его жизни на случай признания его недееспособным, мнение лица, признанного недееспособным, об организации его жизни, мнение родителей несовершеннолетнего лица об организации его жизни по достижении совершеннолетия на случай признания его недееспособным, мнение опекуна об организации
жизни подопечного на случай невозможности исполнения опекунских обязанностей (смерть, болезнь, признание недееспособным, иное) может быть выражено в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Мнение об организации жизни недееспособного лица может быть выражено по всем вопросам его жизнеустройства, в том числе о месте и условиях проживания, получении социальных услуг (исполнитель, виды и формы услуг, оплата услуг).
2.Орган опеки и попечительства при определении опекуна лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки, или при решении других во-
просов, касающихся организации жизни недееспособного гражданина и входящих в его компетенцию, обязан запросить информацию о выражении мнения по указанным вопросам в порядке части 1 настоящей статьи в органах опеки и попечительства по прежним местам жительства лица, признанного впоследствии недееспособным.
Приложения к главе 7 369
3.При решении вопросов, указанных в части 1 настоящей статьи, орган опеки и попечительства вправе учитывать мнение общественного органа по защите прав и законных интересов подопечных, создаваемого при органах опеки и попечительства в порядке, установленном частью 6 статьи 6 настоящего Федерального закона.
4.Орган опеки и попечительства принимает решение, не соответствующее мнению совершеннолетнего лица об организации его жизни на
случай признания его недееспособным, мнению лица, признанного недееспособным, об организации его жизни, мнению родителей несовершеннолетнего лица об организации его жизни по достижении совершеннолетия на случай признания его недееспособным, мнению опекуна об организации жизни подопечного, только в случае, если решение в соответствии с таким мнением противоречит законодательству РФ либо интересам лица, признанного недееспособным.
5.При невозможности назначения опекуна лицу, признанному недееспособным, (отсутствие кандидатов в опекуны, отказ органов опеки и попечительства в назначении лица опекуном, иное) орган опеки и попечительства организует жизнь недееспособного гражданина, основываясь на следующих принципах:
– уважение прав, воли и предпочтений лица, признанного недееспособным;
– развитие или восстановление способности лица, признанного недееспособным, управлять своими делами;
– поддержка самостоятельного образа жизни и вовлеченности в местное сообщество;
– минимизация ограничительных условий проживания»;
10) статью 10 дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. Опекун (опекуны) лица, признанного недееспособным, определяется в соответствии с мнением совершеннолетнего лица, над которым устанавливается опека, выраженным им до и/или после признания его недееспособным в порядке статей 9.1, 13.1 настоящего Федерального закона, а также мнением его родителей, выраженным в порядке статьи 13 настоящего Федерального закона, мнением его прежнего опекуна, добросовестно исполнявшего свои обязанности, выраженным в порядке статьи
13.1настоящего Федерального закона»;
11)дополнить закон статьей 13.1 следующего содержания:
«Статья 13.1. Назначение опекуна лицу, признанному недееспособным, по заявлению самого недееспособного лица, его опекуна
1. Совершеннолетнее лицо вправе определить себе опекуна (опекунов) на случай признания недееспособным.
370