ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 360

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

абилитационной организации, например, Департамент социальной защиты населения или Департамент образования. Обращение родителей должно включать информацию о ребенке, о содержании его ИПР, о реабилитационных мероприятиях, которые проводит реабилитационная организация, и о том, что€ именно в их реализации родителей не устраивает. Суть обращения: ребенок нуждается в соответствии с ИПР в определенном объеме реабилитационных услуг; реабилитационная организация такой объем предоставить не может; в связи с этим просим содействовать в обеспечении исполнения ИПР ребенка, которая согласно статье 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

2) Условия проведения и требования к реабилитационным мероприятиям, осуществляемым реабилитационной организацией, не соответствуют реабилитационным потребностям ребенка и не определены в ИПР

Вситуациях, когда родителей не устраивает качество реабилитационных услуг, а в ИПР ничего не отмечено по этому поводу, значение имеют экспертные заключения. Предположим, в ИПР включены занятия с логопедом и указан исполнитель – детская поликлиника по месту жительства.

Вполиклинике логопедом проводятся занятия, но лишь 1 раз в неделю продолжительностью 10 минут. Неспециалисту трудно оценить эффективность занятий такой периодичности и продолжительности. Поэтому

– еще раз подчеркнем – очень важно, особенно на стадии подготовки к прохождению освидетельствования в бюро МСЭ, собирать подробные

рекомендации специалистов (см. часть «Шаг 1: оформление инвалидности»).

Например, если родители считают, что продолжительность занятия недостаточная, им стоит обратиться непосредственно к специалисту, который занимается с ребенком, и узнать его мнение о продолжительности занятия и возможности ее увеличения. Специалисту, в свою очередь, следует объяснить родителям причины, по которым занятие продолжается столь короткое время (ребенок устает, начинает нервничать, отказывается заниматься и т.п.), или предложить конкретный срок, в течение которого можно будет увеличить продолжительность занятий. Если родителям не удается найти взаимопонимание со специалистом, они могут обратиться к администрации реабилитационной организации и попытаться найти решение волнующего их вопроса на другом уровне.

Вслучае, если в ИПР ребенка записаны, например, логопедические занятия, и указанный в карте исполнитель сам определяет продолжитель-

5. Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку 47


ность занятий, но эта продолжительность не удовлетворяет родителей, целесообразно проконсультироваться у иного специалиста (эксперта), который не представляет организацию-исполнителя ИПР по этому реабилитационному мероприятию. Родителям следует взять у эксперта письменные рекомендации о необходимости ребенку занятий определенной продолжительности и периодичности (эксперт может указать и другие особенности проведения занятий для конкретного ребенка). Затем необходимо подать заявление в бюро МСЭ, составившее ИПР ребенку, с просьбой уточнить условия проведения логопедической помощи, включенной в ИПР, и включить в ИПР ребенка условия о продолжительности и периодичности занятий и другие условия.

Бюро МСЭ обязано уточнить в ИПР условия проведения реабилитационных мероприятий в течение месяца. Если положительного ответа по истечении этого срока не будет, следует действовать согласно советам, изложенным в разделе «Содержание ИПР: чего следует добиваться».

4. Реализация реабилитационных услуг в организации, которую выбрали родители

Следует помнить, что родители вправе выбирать реабилитационную организацию, в которой ребенок будет получать реабилитационные услуги. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ИПР (как целиком, так и отдельные ее пункты, в том числе «Исполнитель») имеет для инвалида рекомендательный характер: инвалид вправе самостоятельно решить во-

прос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации.

В соответствии с пунктом 12 Порядка разработки и реализации инди-

видуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) реализацию ИПР осуществляют организации независимо от их организаци-

онно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. Часть 3 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорит о том, что ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от органи-

зационно-правовых форм и форм собственности.

Практика показала, что в дальнейшем значительно легче получить компенсацию расходов, если в ИПР вписана именно та организация, в кото-

48


рой ребенок получает помощь. Поэтому родителям имеет смысл обжало-

вать содержание ИПР и просить указать исполнителем конкретного реабилитационного мероприятия выбранную ими реабилитационную организацию (Приложение 5.12.1).

Если родители выбрали для ребенка определенную реабилитационную организацию и ребенок будет проходить там реабилитацию независимо от того, возместит ли государство эти расходы, то, если такая организация предоставляет платные услуги, они заключают с организацией договор об оказании услуг. Экземпляр договора нужно сохранить. Также следует собрать все документы, подтверждающие оплату и предоставление услуг. Если реабилитационный центр, указанный исполнителем в ИПР, отказался предоставлять реабилитационные услуги и родителям пришлось самостоятельно искать подходящую ребенку реабилитационную организацию, то крайне желательно также приложить копии письменного отказа реабилитационного центра от реализации ИПР или, если не удалось такой отказ получить, копии заявлений с просьбой обеспечить исполнение ИПР, подаваемых в реабилитационный центр или орган социальной защиты населения (с отметкой о вручении или с приложением копий уведомлений о вручении). После проведения курса реабилитации нужно обратиться

в орган социальной защиты с заявлением о компенсации расходов по исполнению ИПР (Приложение 5.15).

Если родители получили письменный отказ в выплате компенсации расходов на самостоятельное приобретение услуг, то, заручившись поддержкой юриста, они могут обратиться в суд.

5. О компенсации расходов по исполнению ИПР

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регулирует основные вопросы реабилитации инвалидов. В том числе он устанавливает гарантию оплаты за счет средств федерального бюджета реабилитационных мероприятий и услуг, включенных в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р. В то же время мероприятия психолого-педагогической реабилитации в указанный Федеральный перечень не включены. Однако это не означает, что услуги по психолого-педагогической реабилитации инвалид может получать только за счет собственных средств.

Обратимся к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Согласно указанному Закону, государство гарантирует оказание реабилитационных услуг, включая помощь в профессиональной, социальной,

5. Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку 49


психологической реабилитации инвалидам, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (статьи 7, 23 Закона).

В соответствии со статьей 16 указанного Закона социальное обслуживание детей-инвалидов в государственной системе социальных служб осуществляется бесплатно.

Таким образом, оказание услуг по психолого-педагогической реабилитации детям-инвалидам гарантирует субъект Российской Федерации за счет средств своего бюджета.

Норма статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что «если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду».

Исходя из приведенных норм законодательства, считаем, что собственные затраты семьи ребенка-инвалида на оплату услуг по психологопедагогической реабилитации, включенные в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида, подлежат компенсации в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет средств бюджета субъекта РФ. При этом необходимо иметь в виду, что каждый субъект РФ принимает свой территориальный перечень социальных услуг, предоставление которых гарантируется на своей территории (статья 4 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»). Исходя из этого, право на компенсацию возникает только на те социаль-

ные услуги, которые включены в такой перечень.

Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» гарантируется помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации. Более того, на федеральном уровне приняты стандарты социального обслуживания, среди которых – Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (Постановление Госстандарта России от 24 ноября 2003 г. № 327-ст) (Приложение 5.16), согласно которому государство должно обеспечить предоставление в том числе социально-психологических и со- циально-педагогических услуг. Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что субъекты Российской Федерации при определении гарантированного территориального перечня социальных услуг должны включать в него мероприятия по психолого-педагогической реабилитации.

50