Файл: holostova_e_i_teoriya_socialnoy_raboty_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 693

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-7975-0060-4

Isbn 5-7975-0060-4

Введение

РазделIсоциальная работа как вид научного знания Глава 1. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности § 1. Исторические корни развития социальной помощи в России

§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен

§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 2. Сущность социальной работы, ее объект и предмет § 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи

§ 2. Объект и предмет социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 3. Категории, закономерности и принципы социальной работы § 1. Категории и закономерности теории социальной работы

§ 2. Основные принципы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 4. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар § 1. Уровни социальной работы

§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 5. Типы теорий и моделей социальной работы § 1. Связь между теориями и моделями социальной работы

§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 7. Философские основания социальной работы § 1. Предмет и проблематика философии социальной работы

§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте

§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы

§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы

§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы

§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

РазделIiiсоциальная работа и общественное развитие Глава 11. Человек как объект целостного познания и субъект социальной работы § 1. Целостное представление о человеке в теории социальной работы

§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 12. Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы § 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе

§ 2. Типы социальных отношений

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 13. Нравственно-гуманистический характер социальной работы § 1. Понятие гуманизма и гуманистическое содержание социальной работы

§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 14. Социокультурные аспекты социальной работы § 1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы

§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 16. Нормативно-правовые основы социальной работы § 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы

§ 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 17. Специфика социальной работы с различными группами населения § 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека

§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Филантропический подход к социальной работе

§ 3. Социальная работа в религиозных организациях

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 19. Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества §1. Профессиональные требования к социальному работнику

§ 2. Личностные качества социального работника

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 20. Критерии эффективности социальной работы § 1. Сущность эффективности социального обслуживания населения

§ 2. Критерии эффективности социальной работы

§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности

Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Организационные аспекты социального образования

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 22. Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе § 1. Модели подготовки специалистов по социальной работе

§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 23. Инновационные формы подготовки кадров для социальной работы § 1. Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы

§ 2. Некоторые инновационные образовательные технологии

Вопросы для самоконтроля

Литература

Раздел I социальная работа как вид научного знания 5

Вопросы для самоконтроля

1. Почему имеет смысл говорить о философских основаниях социальной работы?

2. Каковы особенности философского осмысления проблем социальной работы в современном российском обществе?

3. Рассмотрите теоретические источники философии социальной работы.

4. Обсудите основные понятия и категории философии социальной работы.

5. Каким образом связаны философия и этика социальной работы?

Литература

Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской социологии// Вопросы социологии. 1992. № 2. С. 5-7.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7-180.

Бубер М. Избранные произведения. М., 1990.

Жуков В.И. Россия. Состояние, перспективы, противоречия развития. М.: Союз, 1995.

Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы // Защитить человека. М., 1994.

Зимняя И.Л. Социальный работник: проблемы формирования новой профессии в плане подготовки специалистов// Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. 1. М., 1992.

Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. М.: Союз, 1993.

Профессиональные этические нормы социальной работы. М., 1993.

Социальная работа в системе Человек — Общество — Культура. Саратов, 1994.

Социальная сфера: преобразование условий тру да и быта. М.: Наука, 1988. С. 122-123,

Теория и методика социальной работы. Т. 1,2. М.: Союз, 1994.

109

Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1, 2. М., Тула, 1993.

Хайдеегер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., 1993. С. 63-176.

Энциклопедия социальной работы. Т. I-III. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1993-1994.

Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы

Социальная работа как явление общественной жизни уже более столетия выступает в качестве объекта изучения различных научных дисциплин. Иначе говоря, ее научное обеспечение, совершенствование опирается отнюдь не только на различные теории социальной работы, методики ее осуществления, но и на теоретические положения целого ряда других социальных наук, наук о человеке. В полной мере данное обстоятельство касается социологии.


Социальный работник — практик, преподаватель теории и методики социальной работы, специалист — исследователь проблем социальной защиты населения — каждый по-своему использует социологию как науку в своей деятельности. Важнейшей предпосылкой эффективности этого процесса во всех его контекстах (практика, обучение, исследование) в современных условиях является существование и развитие социологии социальной работы как отраслевой, среднеуровневой социологической теории.

Впрочем, научное обеспечение решения проблем социальной работы определяется отнюдь не только ее социологическим видением, учитывающим закономерности развития социальной сферы, такого общественного института, как социальная работа, но и эмпирическим социологическим знанием, а также большими социологическими теориями, теоретико-методологическим социологическим знанием. При этом все уровни социологического знания так или иначе акцентируют внимание на том, как влияет деление общества на классы, социальные группы и слои на решение проблем социальной защиты.

В отечественной научной литературе эта группа проблем получает в 90-е годы все более обстоятельное осмысление. Появились публикации, отражающие серьезную роль социологии в совершенствовании социальной работы.22 Все это позволяет сегодня вполне определенно обозначить основной спектр направлений влияния социологии на социальную работу.

В главном эти направления могут быть сведены к следующему: во-первых, использование результатов изучения социологами социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социологического знания в практической деятельности, организации труда, учреждений социальной работы; во-вторых, применение этих данных в подготовке и переподготовке, воспитании социальных работников; в-третьих, анализ самой социальной работы с точки зрения участия в ней разных групп социальных работников, учреждений, экспертов смежных научных дисциплин, практиков, работников образования, социальных педагогов и др. Именно эти вопросы, проблемы их решения рассматриваются в данной главе учебного пособия.

Рассмотрим сначала особенности использования изучения социологической проблематики в практической деятельности, организации труда специалистов и учреждений социальной работы. Это позволит нам установить соотношение социологии как науки и социальной работы как деятельности и общественного института.


Прежде всего в этой связи констатируем тот факт, что социальный работник опирается на знания, рекомендации, социальные проекты, разрабатываемые в рамках социологии управления как отраслевой социологической теории, опирающейся на эмпирические исследования и различные социологические парадигмы (социология конфликта, этносоциология, понимающая социология, системная социология и др.). По существу, эта область социологического знания является базовой для развития тех моделей социальной работы, которые объединены так называемой структурной социальной работой, ориентированной на организацию социальной защиты коллективными средствами. Это направление влияния социологии на социальную работу выражается и в существовании различных социологоориентированных теорий и технологий организации помощи нуждающимся социальным слоям.

Социология управления требует четкого определения субъекта социальной работы, социального работника как специалиста, занимающего определенную должность, выполняющего известные функции, учреждения социальной работы, группы социальных работников или волонтеров, выполняющих эту работу на добровольческой основе и др. При этом специально рассматриваются управленческий процесс, управленческий цикл, технологии управления и планирование социальной работы.

В рамках взаимодействия социологии и социальной работы существенную роль играет такой раздел этой отрасли социологического знания, как управление персоналом, что имеет прямое отношение к деятельности различных учреждений социальной работы, отделов (комитетов) социальной защиты администраций городов и районов, краев и областей нашей страны. Еще одной стороной этого взаимодействия выступает социологическое обеспечение деятельности социальных работников. Особенно важно учитывать социальную политику государства, правительства страны, региональных и муниципальных организаций, отдельных крупных фирм, политических партий, общественных организаций (церкви, профсоюзов и др.).

Принципиально важно обозначить взаимодействие социологии семьи с решением проблем социальной работы, с деятельностью социальных работников. Влияние социологии семьи на эффективность социальной работы сказывается прежде всего в том, что она помогает точнее осуществить экспертизу семейного положения клиента, а также социального положения, материальной обеспеченности разных семей, их групп.

Весьма полезно знать социальную историю (социальное время) семьи, которая на разных этапах своего развития решает достаточно типичные задачи. Без социологического осмысления этого фактического материала, социальных ситуаций социальный работник чаще всего не может понять проблем, которые возникают у клиента, определить пути их решения.


Не менее значимо влияние на социальную работу социологии труда как отрасли социологического знания и области социальной практики, организующей целесообразную деятельность современного человека. Характеризуя специфику положения и образа жизни различных профессиональных и должностных групп населения, характер их трудовой деятельности, социология труда дает социальному работнику возможность понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально-трудовой среды, характерных черт работников различного профиля, уровня их обеспеченности как следствия труда на конкретном рабочем месте.

Принципиально важно и то, что социология труда акцентирует внимание на профессиональных заболеваниях, стереотипах мышления, традиционных видах поведения представителей различных социально-профессиональных групп. Это позволяет социальному работнику использовать весь спектр подходов к решению проблем клиентов, оптимизировать стратегию организации социальной помощи нуждающимся, а также воздействовать на социальную политику фирм, государственных органов управления, общественных организаций.

Социология труда исследует и комплекс проблем занятости, безработицы, оптимальной организации рабочего места, собственно социальной защиты работника в трудовом коллективе. А это имеет прямое отношение к тем проблемам, которые социальный работник решает вместе с клиентом.

В 90-е годы все более серьезное практическое значение для социальных работников приобретает социология духовной жизни, которая предоставляет им данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентации представителей различных социокультурных групп, общностей людей, разделенных по духовно-идеологическим, нравственно-этическим, художественно-эстетическим, смысложизненным, региональным ориентациям. Это явление связанно с усложнением внутреннего мира человека, с проблемами духовно-культурного развития современного общества.

В данном плане примечательно внимание социологии духовной жизни и социальной работы к дифференциации клиентов по типам и видам их «Я-концепции», представлений человека о себе самом, своих правах и возможностях, перспективах развития. Иначе говоря, взаимодействие социологии духовной жизни и социальной работы опирается здесь на психологию и философию, особенно на экзистенциальную и гуманистическую психологию и философию. В этой связи существенно важно иметь в виду то влияние на социальную работу, которое приобретает социология культуры. Роль учреждений культуры как фактора и условия оказания помощи нуждающимся, учет данных о дифференциации населения по ориентациям на те или иные культурные ценности — новое, но весьма перспективное направление развития социальной работы. В данном плане показательно развитие социальной работы на базе библиотек, музеев, культурно-образовательных центров, включение в эту деятельность библиотекарей, музейных и других работников учреждений культуры.


Учет культурного контекста бытия клиента, его пристрастий в мире культурных ценностей — важное условие эффективной помощи нуждающимся, особенно тем, кто переживает экзистенциальный кризис, рассогласование смысложизненных ориентации и реального социального положения. Не менее важен здесь и учет образа жизни социальных групп, различающихся по их культурно-образовательному облику.

Наконец, подчеркнем существенное значение для практической деятельности социальных работников социологии социальной работы как новой отрасли социологического знания, а также близкой ей социологии «третьего сектора», объединяющего неправительственные организации социального профиля. Эти новые отрасли социологического знания предоставляют характеристику особенностей деятельности различных групп социальных работников, активистов неправительственных и некоммерческих организаций, занимающихся социальной защитой нуждающихся в помощи, а также учреждений и общественных объединений данного профиля.

Несмотря на то что эти отрасли социологии только формируются, определяют свое место в системе современного социологического знания, они чрезвычайно важны для практики социальной работы. С их помощью происходит оптимизация профессиональной и добровольческой социальной работы, прежде всего в организационном и технологическом плане. Принципиальное значение имеет то, что эти отрасли научного социального знания позволяют обеспечить мониторинг развития социальной работы как деятельности и общественного института, а также обеспечить целостность, разносторонность научного сопровождения и организации социальной работы.