ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 695
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен
§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке
§ 2. Объект и предмет социальной работы
§ 2. Основные принципы социальной работы
Глава 4. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар § 1. Уровни социальной работы
§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы
§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками
§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте
§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы
Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы
§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе
Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы
§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе
Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы
§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе
§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности
§ 2. Типы социальных отношений
§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы
§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы
§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения
§ 2. Филантропический подход к социальной работе
§ 3. Социальная работа в религиозных организациях
§ 2. Личностные качества социального работника
§ 2. Критерии эффективности социальной работы
§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности
Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения
§ 2. Организационные аспекты социального образования
§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса
§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе
Второе базовое направление влияния социологии на социальную работу связано с ее воздействием на подготовку и переподготовку, повышение квалификации социальных работников, оптимизацию развития данного сектора социального образования. В этой связи мы отметим только наиболее существенное, что стратегически определяет характер рассматриваемой группы процессов.
Прежде всего отметим наличие социологических дисциплин в базовом учебном плане государственного образовательного стандарта по специальности «социальная работа», основу которого составляет содержание программ социально-гуманитарного цикла. Здесь социология как учебная дисциплина включена в цикл общепрофессиональных дисциплин. Это — большой учебный курс, который содержит не только характеристику объекта, предмета, структуры и принципов построения социологического знания, но и рассматривает ряд конкретных социальных проблем социологического мышления, отраслей социологического знания, составляющих основу научно-методического освоения социальной работы. Кроме того, очевидно наличие социологического содержания и в таких общепрофессиональных учебных дисциплинах, как «Менеджмент социальной работы» и «Конфликтология».
К этому следует добавить и очевидную близость социологии многих тем учебных курсов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: философии, культурологии, истории, экономики, политологии. Например, в программе курса «Философия» предлагается изучение таких тем, как «Общество», «Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта», «Человек в мире культуры», «Личность: проблемы свободы и ответственности», «Человек в информационно-техническом мире», «Человечество перед лицом глобальных проблем» и др. Не менее социологична и программа по истории. Курс политологии также опирается на систему социологического знания, характеризуя в комплексе общественные отношения как специфические политические отношения. На этом фоне рассматриваются и политические взаимодействия, политическая культура, политические процессы, политическая система и организация общества.
Социологическое содержание образовательной программы, учебных планов специальности «социальная работа» определяется базовыми требованиями Госстандарта к тому, что должен знать и уметь бакалавр, специалист и магистр данного профиля. Так, например, бакалавр по специальности «социальная работа», в частности, должен:
знать специфику работы в различной социальной среде; уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой — между различными общественными и государственными структурами;
уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом;
уметь оказывать влияние на отношения между людьми, ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально значимой деятельности;
иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных отношениях и социальных группах, видах и результатах действия социальных процессов;
знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций;
владеть основами социологического анализа; знать национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции регионов23 и др.
Социологическое содержание программы подготовки социальных работников задается и характеристикой сферы и объектов их профессиональной деятельности. Так, в частности, для бакалавров социальной работы эта характеристика сводится к следующему: «Деятельность бакалавра направлена на анализ целостных социальных структур, уровней и форм жизнедеятельности человека в различных социокультурных, региональных и национальных условиях, а также на работу с различными социальными, возрастными, половыми, религиозными и этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите»24.
Третье крупное направление влияния социологии на социальную работу связано с анализом самой социальной работы в контексте осмысления характера участия в ней разных групп социальных работников, видов учреждений, экспертов смежных научных дисциплин и сфер профессиональной деятельности, эволюции социальной работы как общественного института, определенным образом организованной специфической социальной деятельности. Иначе говоря, в данном случае сама социальная работа предстает как объект социологического анализа, что составляет основу формирования новой отрасли современного социологического знания — «социологии социальной работы».
В этом плане прежде всего отметим обозначившееся осмысление различных групп социальных работников, специализирующихся на решении характерных задач оказания помощи нуждающимся. Особенности их деятельности — существенная часть характеристики социального облика специалиста — профессионала в области социальной работы. В современных условиях чаще всего выделяют следующие социально-профессиональные группы социальных работников:
1. Специалисты по работе с семьей.
2. Специалисты в области проблем занятости.
3. Специалисты в области работы с группами риска.
4. Социальные работники в здравоохранении.
5. Социальные работники системы образования.
6. Специалисты социальной работы в Вооруженных Силах.
7. Специалисты социальной работы в исправительных учреждениях.
8. Специалисты по социальной защите молодежи.
9. Специалисты по работе с пожилыми людьми.
10. Специалисты служб социального обеспечения.
11. Специалисты в области организации социальной работы, менеджмента в социальной сфере и др.
В будущем вероятно введение такой специализации, как социальные работники системы экологической защиты. В качестве относительно самостоятельного направления становления профессиональной деятельности по оказанию помощи нуждающимся развивается валеология — наука о физическом и психическом здоровье человека.
Одно из важнейших направлений совершенствования социальной защиты населения связано с воссозданием, сохранением и совершенствованием системы охраны труда. В годы перестройки и либерально-демократических реформ эта часть социальной защиты пострадала наиболее сильно. Она оказалась почти полностью разрушенной и требует восстановления и развития в новых условиях.
Очевидно и другое — специализация социальных работников по отраслям народного хозяйства. Ясно, что деятельность социального работника на предприятиях металлургической, горнодобывающей, угольной промышленности, в сельском хозяйстве, в торговле, на транспорте существенно различается, так как в этих отраслях разный уровень условий и оплаты труда, социальных льгот, распространенности профессиональных заболеваний и др.
Обозначились существенные различия в деятельности социальных работников, занятых в сельской и городской местности. Это связано прежде всего с неодинаковой развитостью социальной инфраструктуры городов и районов, краев и областей нашей страны, с характером занятости населения, его национальной, половозрастной и социальной структурой, с доминирующей хозяйственной деятельностью.
Не менее важно в социологическом осмыслении социальной работы и то, что здесь оценивается оптимальность создания и организации деятельности как отдельных учреждений социальной работы, так и их комплексов в различных поселениях, административных районах и регионах. Характер и численность учреждений социальной работы должны быть адекватны остроте проблем социальной защиты наиболее «слабых» слоев населения, а также возможностям их решения в конкретных социокультурных условиях за счет государства, бизнеса, деятельности общественных организаций «третьего сектора».
Социологическое осмысление логики, основных направлений развития, структуры социальной работы как общественного института — важная предпосылка не только совершенствования этого вида деятельности самого по себе, но и сохранения, укрепления жизнестойкости современного человека и общества в целом. Оно особым образом характеризует общественный интеллект современного человечества, культуру его социальной организации на пороге XXI в.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем определяется место социологии в социальной работе?
2. Каковы требования к социологической подготовке специалиста по социальной работе?
3. Какие новые тенденции развития социологических аспектов социальной работы Вы можете отметить?
Литература
1. Григорьев СМ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.
2. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы. М., 1992.
3. Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. М., 1994.
4. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы
Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб.
Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).
Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.
В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.