Файл: holostova_e_i_teoriya_socialnoy_raboty_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 733

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-7975-0060-4

Isbn 5-7975-0060-4

Введение

РазделIсоциальная работа как вид научного знания Глава 1. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности § 1. Исторические корни развития социальной помощи в России

§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен

§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 2. Сущность социальной работы, ее объект и предмет § 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи

§ 2. Объект и предмет социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 3. Категории, закономерности и принципы социальной работы § 1. Категории и закономерности теории социальной работы

§ 2. Основные принципы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 4. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар § 1. Уровни социальной работы

§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 5. Типы теорий и моделей социальной работы § 1. Связь между теориями и моделями социальной работы

§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 7. Философские основания социальной работы § 1. Предмет и проблематика философии социальной работы

§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте

§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы

§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы

§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы

§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

РазделIiiсоциальная работа и общественное развитие Глава 11. Человек как объект целостного познания и субъект социальной работы § 1. Целостное представление о человеке в теории социальной работы

§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 12. Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы § 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе

§ 2. Типы социальных отношений

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 13. Нравственно-гуманистический характер социальной работы § 1. Понятие гуманизма и гуманистическое содержание социальной работы

§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 14. Социокультурные аспекты социальной работы § 1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы

§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 16. Нормативно-правовые основы социальной работы § 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы

§ 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 17. Специфика социальной работы с различными группами населения § 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека

§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Филантропический подход к социальной работе

§ 3. Социальная работа в религиозных организациях

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 19. Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества §1. Профессиональные требования к социальному работнику

§ 2. Личностные качества социального работника

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 20. Критерии эффективности социальной работы § 1. Сущность эффективности социального обслуживания населения

§ 2. Критерии эффективности социальной работы

§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности

Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Организационные аспекты социального образования

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 22. Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе § 1. Модели подготовки специалистов по социальной работе

§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 23. Инновационные формы подготовки кадров для социальной работы § 1. Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы

§ 2. Некоторые инновационные образовательные технологии

Вопросы для самоконтроля

Литература

Раздел I социальная работа как вид научного знания 5

1) образование и коррекция межличностных отношений;

2) активизация самоосознания личности средствами самовыражения.

Музыка эффективно используется при работе психолога как с индивидом, так и с группой. Варианты различны: простое прослушивание музыки, заранее отобранной и подходящей для конкретных случаев; прослушивание музыки с последующим обсуждением в группе (дополнительный социально-психологический эффект). Возможны и активные формы, такие, как исполнение музыки испытуемыми на инструментах, пение, сочинение музыки, исполнение танцев под музыку. Известен метод музыкальной графики — рисование под музыку, активизирующее самостоятельность, улучшающее внимание, память, оказывающее успокаивающее и расковывающее воздействие.

Перед практикой социальной работы сегодня стоит серьезная задача использования различных технических приемов, технологий воздействия на клиентов, нуждающихся в помощи. Это одно из основных направлений интеграции психологии и социальной работы.


§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе

Истоки психологических теорий восходят к 3. Фрейду, который впервые описал бессознательное в психике человека и его влияние на поведение и личность. Он с позиций последовательного детерминизма утверждал, что все психическое вызывается и определяется предшествующими событиями, впечатлениями детства. Сознание, подсознание, бессознательное — три уровня психического. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.

Фрейд считал, что могут наблюдаться социальные ограничители, такие, как бессознательное чувство вины. Развивая эту мысль, К. Юнг, последователь Фрейда, описал коллективное бессознательное — то, что накоплено человечеством, глубинные психологические образования, которые передаются от одного поколения к другому в виде архетипов. Архетипы — это образования, существующие уже при рождении ребенка и содержащие опыт предыдущих поколений. Именно архетип, по мнению Юнга, направляет и организует психику. Архетипы проявляют себя в виде символов, в мифах, традициях и др. В соответствии с современной терминологией эту структуру можно назвать Сверх-Я.

Важной особенностью психоаналитической концепции является конституирование ведущей роли бессознательного. Отсюда основной путь помощи человеку — добиться осознания проблем, истоки которых всегда кроются в детстве. Осознание становится контролируемым, управляемым и позволяет человеку избавиться от тревожащих его проблем.

А. Адлер в отличие от приверженцев ортодоксального психоанализа выстроил собственное понимание бессознательного содержания личности, сущность которого состоит в признании господства индивидуализма. Когда человек выполняет свою жизненную цель, он стремится быть «особым человеком», поднимаясь над свои комплексом неполноценности, от которого хочет избавиться с помощью цели.

У ребенка формируются цели и жизненные планы, которым он сознательно или бессознательно следует, равняясь на образец, — достижения и пример других победителей в определенных культурных рамках. Из этого возникают мировоззрение, интересы, желания личности или тормозные механизмы. Индивидуальная психология Адлера, кроме стремления личности к превосходству (приобретенное в жизни), признает и чувство общности (врожденное). Таким образом, Адлер предпринял попытку гуманизировать человеческую личность, не ставить ее в жесткие рамки зависимости от неуправляемых сил бессознательного.


Современный психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. Поэтому центральным понятием является конфликт — непознанные («бессознательные») моменты, которые возникли в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжились в жизни взрослого. Такие конфликты — манера поведения — были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Полагается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация поведения (совокупность чувств, мыслей и манер), оказывающая воздействие на нынешнее восприятие мира. Если она выражается в неадекватных условиям реакциях, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изменить эти «организующие системы», способствуя тому, чтобы в будущем информация и опыт у личности структурировались иначе. От тревоги и неуверенности человека спасает своеобразный механизм, названный психологической защитой, который действует на подсознательном уровне.

Типичными для психодинамического подхода являются такие теории, как эго-психология (А. Фрейд), Я-психология (X. Кохут), трансактный анализ (Э. Берн), кризисная интервенция (Г. Голан).

Одним из признанных направлений в психодинамике является эго-психология, основоположником которого была Анна Фрейд — талантливая дочь знаменитого психоаналитика. Эго-психология завоевала особую популярность в 40-50-е годы и оказала значительное влияние на формирование теории, практики и индивидуальной работы с людьми. До сих пор эго-психология не теряет своей значимости для индивидуальной работы.

В отличие от традиционного психоанализа психические воззрения, оформившиеся в эго-психологию, проникнуты верой в человека, в силы его личности, что в значительной степени приближает их к гуманистическому направлению. Использование идей психоаналитического направления в целом и эго-психологии в частности в практике социальной работы связано с пониманием и учетом защитных механизмов личности.

Еще в большей степени отмеченная тенденция характерна для одной из современных психодинамических теорий, получившей название Я-психология (self-psychology). Основная сущность Я-психологии, созданной X. Кохутом29, состоит в рассмотрении Я как рефлексивной структуры, выполняющей функцию самоотражения и самоотношения. Эта теория относительно нова и является мостом, соединяющим психоанализ с экзистенциональной и гуманистической психологией. Временем ее возникновения считается конец 50-х годов. В настоящее время она рассматривается как одна из теорий, альтернативных глубинной психологии: большое значение придается чувствам (эмпатии), анализу субъективного опыта и образа жизни индивида.


Отмеченная тенденция к гуманизации относится и к теоретическим построениям Э. Берна — трансактному анализу30. Трансактный (или структурный) анализ — совершенно новый оригинальный взгляд на поведение человека, в основе которого лежат неосознаваемые, запрограммированные игры, в которые он играет в течение всей жизни. Берн в этой связи отмечал тот факт, что каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным, набором психических свойств (системой чувств, поведенческими схемами своего Я). Репертуар этих состояний он назвал так: «Родитель» (сходное с образом родителей), «Взрослый» (субъективный реальный опыт) и «Ребенок» (начало, действующее с раннего детства).

Все три составные важны для человека: Ребенок — источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости; Взрослый — рациональности; Родитель — мудрости. Каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной, и все они должны находиться в оптимальном равновесии. Проблемы возникают обычно при неадекватности их сочетаний, что проявляется в особых играх.

Игры — типичная модель невыраженных компромиссов (трансактов), которая постоянно повторяется, превращается в стереотипы и способствует созданию дискредитирующих ситуаций. Взаимодействие этих состояний, игру можно проследить на примере деятельности социального работника, который может использовать ее в своей профессиональной деятельности.

Психологическая сущность кризисно-интервентной модели состоит в признании необходимости применения кризисного краткосрочного вмешательства (они могут соединяться в серии) в психический мир клиента. В этих случаях предполагается, что важно установить причину кризиса, его характер и методы восстановительной работы.

Кризисное вмешательство (четко регламентированное, базирующееся на методах психологического воздействия) является действием, которое прерывает серию событий, ведущих к нарушению нормальной жизни людей. Поэтому кризисное краткосрочное вмешательство рассматривается как общая теория решения проблем клиентов.

Видный представитель этого направления в социальной работе Г. Голан разработала и описала основные теоретические положения кризисного краткосрочного вмешательства. При этом важное внимание, как практически в любой теории психодинамического подхода, уделяется изучению истории кризиса и происхождению переживаний. Основанная на психодинамических идеях кризис-интервентная модель социальной работы наиболее эффективно применима для помощи людям, пережившим несчастье, с тем, чтобы они могли снова приспособиться к жизни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.


Фокус помощи — эмоциональные реакции клиента на кризис и долгосрочные изменения в его способностях справляться с ежедневными проблемами преимущественно прагматическим путем. Решающее значение в работе с клиентами отводится психологическим условиям: четкому определению жизненных и перспективных целей, задач, временных рамок их реализации, демонстрации опыта решения проблем.

Кризисная интервенция предполагает экстренное вмешательство, отсутствие времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации «здесь и сейчас» с помощью ресурсов, имеющихся как у самой личности, так и в ее социальном окружении.

Гуманистическое направление в психологии возникло и стало активно использоваться психологами в последние десятилетия. К этому направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Фрица Перлса (гештальт-традиции).

Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных психологических подходов трудно переоценить по двум причинам: во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы являются гуманными и, во-вторых, эти подходы позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением. Рассмотрим каждый из названных подходов в отдельности.

Сущность гуманистической психологии К. Роджерса — акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий интенциональности — необходимости для нормального существования человека свободы, гуманности, выбора. По глубокому убеждению Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека — конструктивны, и если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность.

Согласно такому подходу решающую роль в жизни и развитии человека имеют его представления о самом себе: Я-концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценности». Через всю психологическую теорию личности у Роджерса красной нитью проходит идея — каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремится к росту, прогрессу, более полной реализации своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели «личностного роста», основанной на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальной работе.