Файл: holostova_e_i_teoriya_socialnoy_raboty_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 711

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-7975-0060-4

Isbn 5-7975-0060-4

Введение

РазделIсоциальная работа как вид научного знания Глава 1. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности § 1. Исторические корни развития социальной помощи в России

§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен

§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 2. Сущность социальной работы, ее объект и предмет § 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи

§ 2. Объект и предмет социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 3. Категории, закономерности и принципы социальной работы § 1. Категории и закономерности теории социальной работы

§ 2. Основные принципы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 4. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар § 1. Уровни социальной работы

§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 5. Типы теорий и моделей социальной работы § 1. Связь между теориями и моделями социальной работы

§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 7. Философские основания социальной работы § 1. Предмет и проблематика философии социальной работы

§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте

§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы

§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы

§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы

§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

РазделIiiсоциальная работа и общественное развитие Глава 11. Человек как объект целостного познания и субъект социальной работы § 1. Целостное представление о человеке в теории социальной работы

§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 12. Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы § 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе

§ 2. Типы социальных отношений

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 13. Нравственно-гуманистический характер социальной работы § 1. Понятие гуманизма и гуманистическое содержание социальной работы

§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 14. Социокультурные аспекты социальной работы § 1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы

§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 16. Нормативно-правовые основы социальной работы § 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы

§ 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 17. Специфика социальной работы с различными группами населения § 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека

§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Филантропический подход к социальной работе

§ 3. Социальная работа в религиозных организациях

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 19. Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества §1. Профессиональные требования к социальному работнику

§ 2. Личностные качества социального работника

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 20. Критерии эффективности социальной работы § 1. Сущность эффективности социального обслуживания населения

§ 2. Критерии эффективности социальной работы

§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности

Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Организационные аспекты социального образования

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 22. Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе § 1. Модели подготовки специалистов по социальной работе

§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 23. Инновационные формы подготовки кадров для социальной работы § 1. Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы

§ 2. Некоторые инновационные образовательные технологии

Вопросы для самоконтроля

Литература

Раздел I социальная работа как вид научного знания 5

На современном этапе большой интерес представляют официальные документы и материалы различных министерств и ведомств по вопросам, имеющим отношение к социальным службам. Их анализ свидетельствует о наличии двух особенностей в подходе к организации и развитию социальных служб. Первая выражается в попытке обосновать необходимость создания сети социальных служб (учреждений) для отдельных категорий населения - молодежи, детей, женщин, семьи и т.д.; вторая - в обосновании необходимости формирования территориальных систем социального обслуживания, состоящих из государственных, муниципальных, общественных и частных учреждений и предприятий социального обслуживания, в стремлении к координации и регулированию деятельности всех социальных служб независимо от их ведомственной подчиненности.

На нынешнем этапе реформирования страны потребность в дальнейшей творческой разработке теории социальной работы и различных социальных технологий, в осмыслении современного опыта социального обслуживания населения становится еще более актуальной. Новые возможности для плодотворного обобщения опыта работы социальных служб, отдельных учреждений и специалистов по социальной работе, проведение исследований как фундаментальных, так и прикладных проблем открываются на междисциплинарной основе, на границе различных наук, как гуманитарных, социально-экономических, так и естественных. Эти возможности следует использовать в полной мере, не ограничиваясь односторонним подходом к изучению современного состояния социального обслуживания населения.

В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных парадигм социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методик социального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт (в одних случаях - общеобразовательных школ, детских садов, детских домов, профилакториев, интернатов, в других - опыт больниц, поликлиник и санаториев, в третьих - спецучреждений МВД), предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб. Естественно, что при таком подходе организаторы учреждений нового типа - территориальных центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, кризисных центров для женщин, центров психолого-педагогической помощи и др. - испытывают нередко больше неудач, чем успехов в деле социального обслуживания различных категорий населения, что проявляется не только в разочаровании ряда клиентов социальных учреждений, но и в обострении противоречий между органами соцзащиты, образования, здравоохранения и др.


Поэтому сегодня так важно выйти за пределы обыденных рассуждений на этот счет, отказаться от традиционно описательных рекомендаций и умозрительных построений и стать на путь отработки территориальных моделей социального обслуживания на научной основе, постановки современного социального эксперимента с предварительным теоретическим осмыслением проблемы, использованием отечественного и зарубежного опыта социальной работы.

Следует, во-первых, усилия в области становления сети учреждений социального обслуживания, нередко поверхностные, сделать более конкретными, ведущими к становлению действительно эффективной и необходимой для населения системы социального обслуживания; во-вторых, профессионализм и высокую нравственность поступков работников социальных служб сделать постоянным качеством системы социального обслуживания населения; в-третьих, деятельность администраций регионов направить на координацию усилий различных ведомственных служб (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости, миграционных, молодежных и др.) для удовлетворения нужд и потребностей населения в целом, отдельных социальных групп, различных типов семей и отдельной личности, в какой бы трудной жизненной ситуации они ни находились.

Очевидно, что ни одно из перечисленных ведомств в одиночку не может успешно решить многочисленные и многоуровневые задачи в области социального обслуживания населения. Нет сомнения и в правильности комплексного подхода к развитию различных типов социальных учреждений на одной территории, например социальные приюты не могут заменить детские дома, а последние могут более эффективно выполнять свои функции при наличии территориальных центров социальной помощи семье и детям, эффективной деятельности социальных приютов и центров социальной реабилитации детей и подростков. Противопоставление социальных учреждений разной ведомственной подчиненности является непродуктивным.

Простая констатация состояния сети ведомственных учреждений социального обслуживания, существующей в Российской Федерации, еще не содержит указания на границы изменений в этой сети служб. При этом можно предполагать, что комплекс учреждений одного ведомства, который постепенно превращается в подсистему социального блока, может называться таковым тогда, когда четко разработаны структура, программы, принципы управления, социальные технологии и есть способность к самоограничению. В этом случае ограничение с экономической точки зрения может быть оптимальным, а с социологической - контингентным. В современных условиях не обязательно должна возникать система. Однако если сеть ведомственных и территориальных, государственных и негосударственных служб находится в стадии становления системы, то, безусловно, эта совокупность учреждений должна быть способна к самоограничению и автономному существованию; при помощи этого механизма она имеет возможность выжить и развиваться, приспосабливаясь к окружающей среде и не утрачивая различий в своей функциональной предназначенности.


Система может существовать при наличии собственных инструментов познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах, а сегодня такого инструмента нет, он только формируется. Прежде всего нет методологических гарантий, нет теории, позволяющей адекватно оценить потребности населения в социальном обслуживании и создать предпосылки для его становления и эффективного развития. Можно утверждать, что на современном этапе происходит отработка моделей территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности на уровне здравого смысла, на основе опыта специалистов по социальной работе и исследователей, которые только последние пять лет занимаются разработкой этих проблем.

С позиции перечисленных выше критериев сформированности территориальной системы социального обслуживания населения и развитости служб можно, очевидно, подвести некоторые итоги развития учреждений социального обслуживания на современном этапе.

Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практически осуществляется только на четверти территории Российской Федерации. Говорить о продуманной, хорошо развитой системе учреждений, более или менее полно учитывающей нужды населения, можно только в отношении крайне незначительной части территорий (Краснодарский и Красноярский края, Московская, Пермская, Курская и ряд других областей).

Примерно четверть субъектов Федерации имеют всего по 3-5 учреждений социального обслуживания семьи и детей, причем в основном они созданы в краевых (областных) центрах. Если говорить о видах учреждений, то преимущественное, ускоренное развитие получили только социальные приюты, хотя в 1995 г. предпринимались попытки создать центры социальной помощи семье и детям (около 170), а в центрах социального обслуживания - отделения социальной помощи семье и детям (их около 200).

Не может не тревожить тот факт, что, несмотря на очевидное для подавляющей части территорий обострение социальных проблем, усиление социально-психологической напряженности, слабо развиваются центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В1995 г. их было всего 200, хотя в системе образования психологические службы получили широкое распространение.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах Российской Федерации пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семье и детям, а отделения (нередко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждений социального обслуживания. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе.


К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим подросткам.

Несогласованность действий учреждений просматривается также там, где они подчинены разным ведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социальной помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке единых требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности.

В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям препятствуют различные факторы:

слабая правовая база системы социального обслуживания;

ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;

низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Для более интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях (в том числе в небольших городах, в районах, в поселках, в сельской местности) в соответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ, предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности. Видимо, целесообразно ввести в местном бюджете такую строку, которая бы предусматривала гарантированную защищенность деятельности органов местного самоуправления по развитию системы социальных услуг. Необходимо упорядочить рассмотрение вопросов, связанных с передачей освобождающихся зданий под учреждения социального обслуживания населения. Имеется острая потребность в обеспечении в первоочередном порядке учреждений социального обслуживания помещениями, оборудованием, транспортными средствами, материально-техническими ресурсами. При формировании соответствующих бюджетов следует предусматривать выделение средств для целевого финансирования социальных служб, предоставлять им в пределах компетенции налоговые льготы.


В целях повышения статуса работников учреждений социального обслуживания необходимо рассмотреть комплекс вопросов, связанных с улучшением оплаты труда работников социальных служб, увеличением продолжительности их отпусков, предоставлением бесплатного проезда на городском транспорте и др. Видимо, особое внимание следует уделять повышению квалификации специалистов по социальной работе и на базе высших и средних профессиональных учебных заведений осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников.

Необходимо принять меры по разграничению сфер деятельности однотипных социальных служб разной ведомственной подчиненности, действующих на одной и той же территории (например, психологические службы систем образования и социальной защиты населения).

Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо провести подготовительную работу по созданию в субъектах Российской Федерации служб лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов. Важнейшим направлением современной социальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов Российской Федерации в области развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа; развитие межрегионального и международного сотрудничества; информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Большое значение имеет также государственная поддержка кадрового обеспечения сети учреждений социального обслуживания населения.

Принятые в 1995 г. федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стали основой правового регулирования деятельности социальных служб, которое распространяется на все субъекты Российской Федерации и вносит новые компоненты в правовые отношения, возникающие между федеральными органами государственной власти и органами управления субъектов Российской Федерации, создают правовое поле для формирования в регионах единых комплексов социальных служб и их кадрового обеспечения.