ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 700
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен
§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке
§ 2. Объект и предмет социальной работы
§ 2. Основные принципы социальной работы
Глава 4. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар § 1. Уровни социальной работы
§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы
§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками
§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте
§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы
Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы
§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе
Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы
§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе
Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы
§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе
§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности
§ 2. Типы социальных отношений
§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы
§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы
§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения
§ 2. Филантропический подход к социальной работе
§ 3. Социальная работа в религиозных организациях
§ 2. Личностные качества социального работника
§ 2. Критерии эффективности социальной работы
§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности
Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения
§ 2. Организационные аспекты социального образования
§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса
За последние пять лет разработано немало социальных нормативов, регламентирующих как деятельность территориальных социальных служб, учреждений социального обслуживания, так и отдельных работников социальных служб. Но система нормативов еще не сложилась. Необходимо провести серьезные теоретические и прикладные исследования, направленные на обоснование оптимального перечня нормативов, принципов и методов их формирования, наиболее эффективное их использование в социальном обслуживании населения.
В то же время в условиях современной политической и социально-экономической ситуации, сложившейся в стране, весьма сложно теоретически обосновать и построить систему социальных нормативов. Об этом свидетельствует предложенный Минэкономики России проект федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах» (1996). Особенно затруднено широкое применение социальных нормативов в управлении становлением системы социального обслуживания в различных регионах Российской Федерации. Не определены оптимальный перечень общедоступных и бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетов различных уровней нормы и нормативная обеспеченность различных категорий населения услугами учреждений социального обслуживания, устанавливаемые на основании государственных стандартов Правительством РФ.
Опыт социальной работы в зарубежных странах и развития учреждений социального обслуживания в России диктует необходимость сочетания разработки и принятия указанных выше нормативов с развитием социального нормирования в самих социальных службах, в первую очередь в опорно-экспериментальных учреждениях социального обслуживания семьи, детей, женщин и мужчин. В этом вопросе необходим прочный союз практиков и исследователей, социальных работников и правоведов.
Практическое использование социальных нормативов различных ведомств, входящих в блок социальной сферы, уже сегодня позволяет решать более широкий круг задач в организации и функционировании учреждений нового типа.
Далеко не всегда творчески и всесторонне используются сегодня нормы ст. 25 Федерального закона «Кадровое обеспечение социальных служб», устанавливающие порядок предоставления гарантий и льгот работникам государственной системы социальных служб (субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные гарантии и льготы, опираясь на собственный бюджет) и предусматривающие сохранение льгот для медицинских и педагогических кадров, перешедших на работу в систему социального обслуживания.
В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 36. Права социальных работников) четко зафиксирован перечень прав социальных работников, занятых в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания. При этом п. 3 ст. 36 Закона предусматривает установление субъектами Российской Федерации дополнительных льгот.
Некоторые субъекты Российской Федерации, опираясь на указанные федеральные законы, приняли свои законы, которые устанавливают дополнительные гарантии и льготы работникам социальных служб, например упомянутый выше Закон Калужской области «О статусе работника социальной службы Калужской области» (27 сентября 1996 г. № 538), где в разделе III «Основы социально-правового положения работников социальной службы» предусмотрены гарантии и льготы для работников социальной службы, определен порядок оплаты их труда, предусмотрено повышение должностных окладов за звание «Заслуженный работник социальной защиты Российской Федерации», а также другие (моральные) поощрения.
Социальные нормы и нормативы имеют прежде всего социально-экономическую природу, они играют важную роль в установлении объективных (оптимальных) норм затрат труда специалистов в учреждениях социального обслуживания населения. Сегодня нельзя сказать, что, например, в полустационарных и нестационарных учреждениях социального обслуживания на научной основе регламентированы затраты времени на предоставление различных видов социальных услуг, определены и закреплены в нормативно-правовых актах оптимальные нормативы времени в определенных условиях труда.
В сборнике нормативных актов Минсоцзащиты России «Организация социального обслуживания населения» (1993-1994) опубликованы примерные положения учреждений социального обслуживания семьи и детей с соответствующими приложениями — примерными штатными расписаниями. Но при этом необходимо иметь в виду, что все примерные положения о центрах и штатные расписания являются ведомственными подзаконными актами, утвержденными приказами министров. Несмотря на это они являются исходной нормативной базой, которая может уточняться и расширяться на местах с учетом специфики субъектов Федерации и особенностей социальных служб.
Новые задачи в области социальной работы, естественно, требуют и новых, нестандартных и оперативных правовых решений. Субъекты Федерации не могут долго ждать новых федеральных законов, которые так медленно принимаются Государственной Думой. Рамочный Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно разрабатывать и принимать необходимые законы и подзаконные акты, регулирующие социальное обслуживание различных категорий населения, семьи, женщин и детей.
Вместе с тем диалектика устойчивости и изменчивости в развитии региональных социальных служб предполагает разработку и обновление на федеральном уровне нормативного обеспечения социальной политики в области социального обслуживания. Немалую помощь здесь может оказать зарубежный опыт53.
Представляет интерес законодательство в области социального обеспечения и социального обслуживания Великобритании, Дании, Польши, Финляндии, ФРГ, Швеции, США и других стран Европы и Америки. Заслуживает внимания, изучения и адаптации к российской действительности шведский «Закон о поддержке и обслуживании граждан с отдельными функциональными недостатками» (1994). Зарубежное законодательство в сфере социального обеспечения и социального обслуживания содержит многовариантные подходы к нормативному управлению развитием социальной работы и социального обслуживания населения.
Не менее актуален вопрос об использовании федеральных законов и подзаконных актов для развития системы социального обслуживания в различных регионах Российской Федерации, их финансовое обеспечение.
Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания населения в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.
Необходимо сосредоточить внимание на полной реализации следующих федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ:
Федеральные законы:
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
(1995);
О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (1995);
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993);
Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (1995);
О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (1995).
Указы Президента Российской Федерации:
О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы (1992);
«Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей) (1995);
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995);
О мерах по социальной поддержке многодетных семей (1992);
Постановления Правительства Российской Федерации:
О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 годы (1996);
О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993);
О федеральной программе «Дети России» (1993);
О порядке разработки и структуре Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года (1994).
Таким образом, для работников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.
Вопросы для самоконтроля
1. Что Вы понимаете под нормативным правовым обеспечением социальной работы?
2. Какие нормативные правовые акты по вопросам социального обслуживания различных категорий населения приняты в 90-е годы?
3. В чем состоит значение Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»?
4. Какое значение имеют стандарты и нормативы в регулировании социальной работы?
Литература
1. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей): Сб. нормативных актов. М., 1996.
2. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нормативных актов. М.: Минсоцзащиты России, 1996.
3. О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад 1995. М., 1996.
4. Сборник нормативных правовых актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях Ч I II М., 1997.
5. Топчий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. М., 1997; Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М.: Институт социальной работы 1997.
6. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 1995.
Глава 17. Специфика социальной работы с различными группами населения § 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека
Глубокий социально-политический кризис в современной России привел к серьезным негативным последствиям прежде всего в социальной сфере, обнажив незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшения условий его жизнедеятельности, невозможности по не зависящим от него причинам раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал.
Поэтому особую актуальность и значимость приобретает обеспечение социальной защищенности членов общества, реализация целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и обеспечивающих охрану коренных жизненных интересов человека во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, социальной, политической и духовной. Необходимо развивать систему социальной защиты «с человеческим лицом», ориентированную на всех членов общества, с учетом особенностей социального положения каждого.