Файл: holostova_e_i_teoriya_socialnoy_raboty_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 717

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-7975-0060-4

Isbn 5-7975-0060-4

Введение

РазделIсоциальная работа как вид научного знания Глава 1. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности § 1. Исторические корни развития социальной помощи в России

§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен

§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 2. Сущность социальной работы, ее объект и предмет § 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи

§ 2. Объект и предмет социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 3. Категории, закономерности и принципы социальной работы § 1. Категории и закономерности теории социальной работы

§ 2. Основные принципы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 4. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар § 1. Уровни социальной работы

§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 5. Типы теорий и моделей социальной работы § 1. Связь между теориями и моделями социальной работы

§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 7. Философские основания социальной работы § 1. Предмет и проблематика философии социальной работы

§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте

§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы

§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы

§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы

§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

РазделIiiсоциальная работа и общественное развитие Глава 11. Человек как объект целостного познания и субъект социальной работы § 1. Целостное представление о человеке в теории социальной работы

§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 12. Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы § 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе

§ 2. Типы социальных отношений

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 13. Нравственно-гуманистический характер социальной работы § 1. Понятие гуманизма и гуманистическое содержание социальной работы

§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 14. Социокультурные аспекты социальной работы § 1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы

§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 16. Нормативно-правовые основы социальной работы § 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы

§ 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 17. Специфика социальной работы с различными группами населения § 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека

§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Филантропический подход к социальной работе

§ 3. Социальная работа в религиозных организациях

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 19. Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества §1. Профессиональные требования к социальному работнику

§ 2. Личностные качества социального работника

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 20. Критерии эффективности социальной работы § 1. Сущность эффективности социального обслуживания населения

§ 2. Критерии эффективности социальной работы

§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности

Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Организационные аспекты социального образования

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 22. Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе § 1. Модели подготовки специалистов по социальной работе

§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 23. Инновационные формы подготовки кадров для социальной работы § 1. Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы

§ 2. Некоторые инновационные образовательные технологии

Вопросы для самоконтроля

Литература

Раздел I социальная работа как вид научного знания 5

Сотрудниками Дома, его активистами разработаны различные программы, в том числе «Доброта без границ», «Территориальные агентства», «Доступный транспорт» и др. В муниципальных округах города создано 45 территориальных агентств, строящих свою работу на основе гражданской инициативы и социальной активности жителей. Их деятельность организуется на основе труда добровольцев непосредственно по месту жительства, где создается среда взаимопомощи. Для бедных людей открыта сеть столовых бесплатного питания, проводятся недели милосердия, праздничные мероприятия и т.д. В год Московский Дом милосердия оказывает различные виды услуг более чем 150 тысячам нуждающимся в них людей.

Также в качестве примера может быть приведен опыт работы благотворительного фонда «Сопричастность», оказывающего необходимую психиатрическую и психологическую помощь душевнобольным и их родственникам. Работа фонда строится с позиций так называемой социальной психиатрии, предусматривающей попытки интегрировать больного в общество. Для пациентов проводятся консультации специалистов в области психиатрии, психологии, права. Работают клубы родственников, широко развито движение волонтеров, активно развиваются формы самопомощи и взаимопомощи. Кроме того, фонд работает с людьми пожилого возраста. Разработана специальная программа «Геронтология», включающая такие направления, как оказание социальной помощи на дому, медицинское консультирование, информационное обслуживание, социально-психологическая адаптация к пенсии и т.д.

В Перовском районе г. Москвы с 1991 г. существует благотворительный фонд «Душа человека» — негосударственная некоммерческая общественная организация помощи лицам с душевными заболеваниями и их семьям. Учредителями выступили 15 частных лиц. Основным содержанием работы фонда стала комплексная программа реабилитации «Душевное здоровье», направленная на помощь и психологическую поддержку душевнобольного человека в период выздоровления и ремиссии. Формы работы: консультации, финансовая помощь инвалидам и их семьям, обеспечение продуктами, лекарствами и одеждой, трудоустройство, организация групп общения, клубов, работа с родственниками. Фонд регулярно обеспечивает своих подопечных продовольствием и одеждой, организовано ежедневное бесплатное питание 75 человек в диетической столовой, работают три клуба психологической поддержки, проводятся медицинские, психологические и юридические консультации.


Как это ни удивительно, инвалиды-душевнобольные «выпали» из системы собеса, их социальной защитой никто не занимается, они воистину игнорируются государством, хотя и живут в нашем обществе. В Москве, например, на учете состоят более 300 тысяч инвалидов по душевным заболеваниям, и еще множество людей находятся на грани срыва. Опыт свидетельствует, что они представляют собой незадействованный творческий потенциал. Среди шизофреников очень много талантливых людей и немалый резерв умелых рабочих рук. Часть из них — это обездоленные и одинокие люди, ведь на их месте может оказаться любой из нас.

Традиции российской благотворительности продолжает благотворительный фонд «Метрополь». Еще в начале века он был задуман Саввой Морозовым не только как гостиница, но и как культурный центр. Обстоятельства помешали осуществлению этого проекта, однако гостиница всегда поддерживала связи с ведущими деятелями культуры, что определило направленность работы современного фонда «Метрополь» — помощь талантливым деятелям культуры. Фонд не выделяет денежных средств, а бесплатно предоставляет номера в гостинице для участников и гостей концертов и фестивалей. Фондом был поддержан фестиваль, посвященный 100-летию Сергея Прокофьева, благотворительные концерты М. Кабалье и ряд других. Кроме того, фонд помогает детям, наиболее нуждающимся сегодня в поддержке, устраивая рождественские утренники для детей-сирот.

Подобные благотворительные организации созданы и в других городах Росии. Например, в Санкт-Петербурге успешно работает Ассоциация помощи беженцам. В начале 1993 г. здесь было официально зарегистрировано около 2 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, а к концу года — уже 3 тысячи. Национальный состав беженцев многообразен: 60% составляют русские, 10% — украинцы, 20% — армяне, осетины, абхазы. Более половины семей имеют смешанный состав. Около трети беженцев — инвалиды и пенсионеры по возрасту, каждый пятый — ребенок до 16 лет. Деятельность Ассоциации направлена на достижение двух целей: восстановление гражданских прав беженцев (в том числе права на жилье, работу, социальную защиту, собственность), а также создание разумной системы их адаптации на новом месте проживания. Прибывшим оказывается оперативная помощь, предоставляется временное жилье, для них организуются рабочие места. Ассоциация представляет интересы беженцев на всех уровнях, арендует для них жилые помещения, распределяет гуманитарную помощь, заботится о судьбе детей и стариков.


В г. Барнауле работает организация «Алтай-СПИД», занимающаяся профилактикой и борьбой со СПИДом. Она выпускает специальную газету, рассказывающую о проблемах, связанных с этой болезнью, ведет просветительную работу с молодежью по вопросам сексуальной жизни, активно обследует «группы риска» и т.д.

Общественные фонды и ассоциации привлекают к благотворительной деятельности немало спонсоров из коммерческих структур. Так, например, успешно возрождает традиции российской благотворительности ЦК профсоюза работников среднего и малого бизнеса. Профсоюзные организации переводят деньги непосредственно в адрес конкретных семей, пенсионеров, инвалидов ВОВ, воинов-афганцев, детских домов, школ-интернатов, медицинских учреждений. Минуя местные распределительные органы, они выделяют бесплатные путевки в санатории, пансионаты, детские оздоровительные лагеря. Алтайский краевой, Курский, Белгородский, Тюменский и другие комитеты безвозмездно передают в пользование мебель, оборудование, различный инвентарь, организуют бесплатное питание. Краснодарский краевой и Тульский областной профсоюзы оплачивают работу патронажных сестер. Практически каждый из 58 региональных комитетов помогает больным детям. Значительные суммы на лечение детей за границей выделили Московский городской, Магаданский, Курганский, Тульский, Ульяновский областные, Адыгейский республиканский комитеты.

В местные отделения Детского фонда, общества Красного Креста, фондов милосердия, других фондов региональные комитеты профсоюзов передают средства для поддержания деятельности этих организаций.

В настоящее время принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование благотворительной деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает условия для широкого развития деятельности благотворительных организаций путем установления им льгот. В Законе: определяются направления благотворительной деятельности, ее цели, формы реализации; создается благоприятный правовой режим для осуществления благотворительной деятельности в различных формах; установлен эффективный механизм реализации прав и ответственности участников благотворительной деятельности; обеспечивается действенная государственная поддержка благотворительной деятельности, прежде всего путем создания правовой основы для упорядочения и повышения обоснованности налоговых и других льгот.


Создание законодательства о благотворительной деятельности является необходимым этапом построения гражданского общества в России и вносит заметный вклад в решение насущных социальных проблем. Кроме того, благотворительные организации России начинают приближаться к уровню подобных организаций за рубежом, входящих в так называемый третий сектор экономики.

Доля этого сектора в валовом национальном продукте, например в США, составляет 4%, а его рост опережает рост коммерческого сектора. В сфере охраны здоровья количество коек в некоммерческих госпиталях составляет 56%, в государственных — 33%, в коммерческих — 11% от их общего числа. Затраты, соответственно, в некоммерческих, т.е. в благотворительных, госпиталях — 65%, в государственных — 25%. Половину финансирования некоммерческих благотворительных организаций осуществляет государство, оставшаяся часть — плата за услуги, которые взимают благотворительные фонды с высокообеспеченной части населения, 5-7% составляет доля пожертвований. Американский третий сектор экономики включает в настоящее время свыше 1 млн. организаций, несущих основной груз социальной защиты. Б. О'Коннел, президент Независимого сектора экономики США, называя цели благотворительности, ставит социальную помощь лишь на четвертое место. Приоритетными являются такие направления, как «расширение границ познания», «совершенствование личности», «реализация потенциала». И лишь затем следуют «развитие духовной жизни», «понимание и сохранение жизни».

Широко развит негосударственный сектор также в странах Западной Европы. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов под социальные программы или на основе принципа субсидиарности. Такой подход позволяет государству выступать накопителем средств, распределяющим их по направлениям, заказчиком тех или иных работ и их контролером.

Рост числа и расширение форм благотворительных организаций России оказывают благоприятное влияние на становление социальной работы. Они объединяют на добровольной основе тысячи специалистов, работающих в области социальной защиты населения, создают условия для быстрейшего выхода России из социального кризиса.


§ 3. Социальная работа в религиозных организациях

Участие религиозных организаций в оказании разносторонней социальной помощи имеет давние исторические традиции. Деятельность конфессиональных институтов чрезвычайно многогранна как по сферам (милосердие, благотворительность, миротворчество и т.д.), так и по формам, методам деятельности. Наряду с материальной помощью нуждающимся она направлена на морально-психологическую поддержку страждущих, успокоение отчаявшихся, смягчение социальной напряженности, улаживание этнических и национальных конфликтов, нейтрализацию общественных язв и неурядиц, постигающих в первую очередь наиболее уязвимые и обездоленные слои населения.

Традиции духовной и материальной помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и не имеющим сил (возможностей) самостоятельно ее преодолеть, — органическая часть религиозно-нравственной культуры всех существовавших и существующих на Земле цивилизаций, социально-нравственных доктрин различных конфессий, важнейшая часть их идеологии и практики.

Исторические традиции участия в социальной деятельности имеются и у религиозных конфессий, традиционно существующих в России, прежде всего у Русской Православной Церкви. В последнее время российские конфессиональные организации — христианские (православные, католические, протестантские), мусульманские, буддистские, иудаистские — значительно активизировали свою социальную активность. Так, для координации социальной деятельности православной церкви при Московском Патриархате создан специальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в рамках католицизма успешно работает организация «Каритас» и т.д. Правовые запреты, прежде существовавшие в этой сфере, были преодолены принятием в сентябре 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Начало процесса возрождения общественной — светской и конфессиональной — милосердно-благотворительной деятельности в нашей стране в конце 80-х годов в политическом плане было одним из симптомов развития общественной самодеятельности граждан. В идеологическом плане оно было свидетельством честного признания реалий жизни, наличия масс людей, нуждающихся в помощи и милосердной заботе религии. В опыте социального служения религиозных институтов много положительного и поучительного, что, к сожалению, пока еще не всегда пользуется вниманием светских социальных работников, хотя формы, методы милосердной конфессиональной деятельности прошли испытания веками и оправдали себя в различных этнических и социальных сообществах.