Файл: holostova_e_i_teoriya_socialnoy_raboty_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 647

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-7975-0060-4

Isbn 5-7975-0060-4

Введение

РазделIсоциальная работа как вид научного знания Глава 1. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности § 1. Исторические корни развития социальной помощи в России

§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен

§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 2. Сущность социальной работы, ее объект и предмет § 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи

§ 2. Объект и предмет социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 3. Категории, закономерности и принципы социальной работы § 1. Категории и закономерности теории социальной работы

§ 2. Основные принципы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 4. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар § 1. Уровни социальной работы

§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 5. Типы теорий и моделей социальной работы § 1. Связь между теориями и моделями социальной работы

§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 7. Философские основания социальной работы § 1. Предмет и проблематика философии социальной работы

§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте

§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы

§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы

§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы

§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

РазделIiiсоциальная работа и общественное развитие Глава 11. Человек как объект целостного познания и субъект социальной работы § 1. Целостное представление о человеке в теории социальной работы

§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 12. Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы § 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе

§ 2. Типы социальных отношений

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 13. Нравственно-гуманистический характер социальной работы § 1. Понятие гуманизма и гуманистическое содержание социальной работы

§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 14. Социокультурные аспекты социальной работы § 1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы

§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 16. Нормативно-правовые основы социальной работы § 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы

§ 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 17. Специфика социальной работы с различными группами населения § 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека

§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Филантропический подход к социальной работе

§ 3. Социальная работа в религиозных организациях

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 19. Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества §1. Профессиональные требования к социальному работнику

§ 2. Личностные качества социального работника

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 20. Критерии эффективности социальной работы § 1. Сущность эффективности социального обслуживания населения

§ 2. Критерии эффективности социальной работы

§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности

Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Организационные аспекты социального образования

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 22. Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе § 1. Модели подготовки специалистов по социальной работе

§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 23. Инновационные формы подготовки кадров для социальной работы § 1. Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы

§ 2. Некоторые инновационные образовательные технологии

Вопросы для самоконтроля

Литература

Раздел I социальная работа как вид научного знания 5

К сожалению, чем более эффективна машинная образовательная технология, тем большие требования она предъявляет к качеству оборудования, к самому наличию высококлассной техники. У нас же пока даже в Москве, безусловно выделяющейся на общем фоне, менее 10% всех семей имеют дома компьютер (в исследовании учитывались все модификации).

Одной из удачных и наиболее распространенных методик является использование видеоматериалов — от иллюстрации отдельных положений лекции фрагментом записи на кассете до специально созданных видеофильмов или целых лекционных видеокурсов. Трудность развития данного направления состоит в том, что создание профессиональной видеопродукции непомерно дорого и недоступно ни социальной, ни образовательной сфере. Самодеятельные же видеофильмы нередко сильно проигрывают в качестве. Однако преимущество наглядности, а также тот факт, что видеомагнитофон перестал быть в нашем быту редкостью, обеспечивают подобной технологии большой потенциал развития.

Конечно, приобщение к Интернету или другой глобальной информационной сети способно многократно усилить поисково-информационные возможности, однако в настоящих условиях доступ к ним — пока достаточно редкое явление.

Не требует больших средств или сложного технического оформления, но обещает большую отдачу технология государственного заказа создания учебных планов и реализации образовательных программ по специализациям, которые заказчики в лице федеральных или региональных органов социальной защиты считают особенно нужными и актуальными.

Так, Министерством труда и социального развития РФ в рамках программы «Дети-инвалиды» была огранизована разработка программ профессиональной переподготовки сотрудников социальных служб и целевое переобучение их силами ряда вузов с целью присвоения специализации «социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями». Учебный процесс пользуется большим вниманием среди студентов, которые высоко оценивают значимость подобной переподготовки для своей будущей профессиональной деятельности.

Конечно, внедрение инновационных форм и технологий обучения во многом зависит от социально-экономических возможностей вузов и от социальной ситуации. Однако расширение масштаба активных методик обучения, разработка и издание ролевых игр и сборников ситуационных задач, создание электронных пособий не требуют чрезмерно больших затрат. Инновационный подход требует в первую очередь внутренней мотивации, наличия у преподавателей желания донести свои знания до студентов, а у студентов - воспринять эти знания.



Вопросы для самоконтроля

1. Каковы условия развития социального образования в нашей стране?

2. В чем причина роста потребности в образовании?

3. Какие организационные инновации в сфере социального образования Вы

знаете?

4. Какие технические новшества используются в организации дистантного обучения?

Литература

1.Березкин Ю.К., Сидоров В.Н. Социальный педагог. Общие подходы к его подготовке // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., Тула, 1993. Т. 2.

2. Билквист Л. Организация педагогического процесса в учебном заведении // Социальная работа. М., 1992. Вып. 1.

3. Болобонов В.Л. Педагогические аспекты подготовки социальных работников // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. М., 1991. Вып. 2.

4. Зимняя И.А. Практика в системе подготовки социальных работников // Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования. Екатеринбург, 1993.

5. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989.

6. Пригожин A.M. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Раздел I социальная работа как вид научного знания 5

Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН И ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

§ 1. Исторические корни развития социальной помощи в России 5

§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен 8

§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке 12

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 18

ЛИТЕРАТУРА 18

Глава 2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ 19

§ 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи 19

§ 2. Объект и предмет социальной работы 25

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 31

ЛИТЕРАТУРА 31

Глава 3. КАТЕГОРИИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 33

§ 1. Категории и закономерности теории социальной работы 33

§ 2. Основные принципы социальной работы 37

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 40

ЛИТЕРАТУРА 41

Глава 4. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР 42

§ 1. Уровни социальной работы 42

§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе 45

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 46


ЛИТЕРАТУРА 46

Глава 5. ТИПЫ ТЕОРИЙ И МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 47

§ 1. Связь между теориями и моделями социальной работы 47

§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы 53

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 61

ЛИТЕРАТУРА 61

Раздел II ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ НАУК 62

Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 62

§ 1. Сущность социальной работы как науки 62

§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками 69

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 72

ЛИТЕРАТУРА 73

Глава 7. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ 74

РАБОТЫ 74

§ 1. Предмет и проблематика философии социальной работы 74

§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте 77

§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы 81

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 86

ЛИТЕРАТУРА 86

Глава 8. СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 87

§ 1. Роль социологии в организации социальной работы 87

§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе 90

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 93

ЛИТЕРАТУРА 94

Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 95

§ 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы 95

§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе 105

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 114

ЛИТЕРАТУРА 114

Глава 10. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 116

§ 1. Теория систем как методология социальной службы 116

§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе 118

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 125

ЛИТЕРАТУРА 125

Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ 126

Глава 11. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ЦЕЛОСТНОГО ПОЗНАНИЯ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 126

§ 1. Целостное представление о человеке в теории социальной работы 126

§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности 130

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 136

ЛИТЕРАТУРА 136

Глава 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 137

§ 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе 137

§ 2. Типы социальных отношений 141

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 144

ЛИТЕРАТУРА 144

Глава 13. НРАВСТВЕННО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 146

§ 1. Понятие гуманизма и гуманистическое содержание социальной работы 146

§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы 150

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 152

ЛИТЕРАТУРА 152

Глава 14. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 153


§ 1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы 153

§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы 157

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 161

Раздел IV ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 163

Глава 15. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 163

§ 1. Социальное обслуживание населения: понятие, сущность, признаки, классификация 163

§ 2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации 168

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 177

ЛИТЕРАТУРА 178

Глава 16. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 179

§ 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы 179

§ 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации 183

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 190

ЛИТЕРАТУРА 190

Глава 17. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ 191

§ 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека 191

§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения 194

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 198

ЛИТЕРАТУРА 198

Раздел V СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 199

Глава 18. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 199

§ 1. Понятие профессиональной деятельности 199

§ 2. Филантропический подход к социальной работе 203

§ 3. Социальная работа в религиозных организациях 208

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 211

ЛИТЕРАТУРА 211

Глава 19. ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА 212

§1. Профессиональные требования к социальному работнику 212

§ 2. Личностные качества социального работника 218

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 226

ЛИТЕРАТУРА 226

Глава 20. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 227

§ 1. Сущность эффективности социального обслуживания населения 227

§ 2. Критерии эффективности социальной работы 229

§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности 234

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 238

ЛИТЕРАТУРА 238

Раздел VI СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 239

Глава 21. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ 239

§ 1. Проблемы содержания социального образования 239