Файл: holostova_e_i_teoriya_socialnoy_raboty_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 743

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-7975-0060-4

Isbn 5-7975-0060-4

Введение

РазделIсоциальная работа как вид научного знания Глава 1. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности § 1. Исторические корни развития социальной помощи в России

§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен

§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 2. Сущность социальной работы, ее объект и предмет § 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи

§ 2. Объект и предмет социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 3. Категории, закономерности и принципы социальной работы § 1. Категории и закономерности теории социальной работы

§ 2. Основные принципы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 4. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар § 1. Уровни социальной работы

§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 5. Типы теорий и моделей социальной работы § 1. Связь между теориями и моделями социальной работы

§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 7. Философские основания социальной работы § 1. Предмет и проблематика философии социальной работы

§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте

§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы

§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы

§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы

§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

РазделIiiсоциальная работа и общественное развитие Глава 11. Человек как объект целостного познания и субъект социальной работы § 1. Целостное представление о человеке в теории социальной работы

§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 12. Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы § 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе

§ 2. Типы социальных отношений

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 13. Нравственно-гуманистический характер социальной работы § 1. Понятие гуманизма и гуманистическое содержание социальной работы

§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 14. Социокультурные аспекты социальной работы § 1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы

§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 16. Нормативно-правовые основы социальной работы § 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы

§ 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 17. Специфика социальной работы с различными группами населения § 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека

§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Филантропический подход к социальной работе

§ 3. Социальная работа в религиозных организациях

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 19. Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества §1. Профессиональные требования к социальному работнику

§ 2. Личностные качества социального работника

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 20. Критерии эффективности социальной работы § 1. Сущность эффективности социального обслуживания населения

§ 2. Критерии эффективности социальной работы

§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности

Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Организационные аспекты социального образования

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 22. Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе § 1. Модели подготовки специалистов по социальной работе

§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 23. Инновационные формы подготовки кадров для социальной работы § 1. Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы

§ 2. Некоторые инновационные образовательные технологии

Вопросы для самоконтроля

Литература

Раздел I социальная работа как вид научного знания 5

В нашей стране существовавшая система местного самоуправления неоднократно подвергалась разрушению, заменяясь прямым административным правлением. Исследование различных ее вариантов, включая дореформенную сельскую общину, реформы Петра I, земскую деятельность конца XIX — начала XX в., опыт советской власти, свидетельствует, что в прошлом опыте много ценных социально-политических и правовых механизмов, использование которых может помочь улучшить жизнь. Главный вывод — без использования потенциала местного самоуправления невозможно должным образом наладить функционирование социального организма в данном населенном пункте. Именно совокупная воля и совокупный разум местных жителей способны контролировать администрацию, предупреждая бюрократизм, коррупцию и неэффективность, и стимулировать ее к более активной и целесообразной деятельности. Поэтому можно уверенно прогнозировать, что укрепление местного самоуправления неизбежно и в его рамках получит становление общинная (коммунальная) социальная работа, которая в свою очередь невозможна без улучшений в рамках всего общества. Поэтому мы имеем право говорить, что существует также общесоциальный уровень социальной работы.

Социальные проблемы тех, кому помогает социальный работник, зависят также от их принадлежности к определенной социально-демографической группе. Так, специфические трудности встречают людей в пожилом и старческом возрасте. Возможности справиться с ними, разумеется, различны у человека состоятельного или бедняка, у того, кто окружен любящей семьей, или у того, кто одинок, однако возрастные физиологические и социальные изменения настигают всех. Женщины и дети традиционно выделяются в особые категории клиентов социальной работы, так как объективные обстоятельства их положения составляют для них угрозу социального риска. Дети слабы, несамостоятельны и зависимы, что повышает их потребность в помощи и опасность стать жертвой со стороны взрослых. Женщины в силу выполнения своих репродуктивных функций также находятся в уязвимом положении. Для нас сегодня непривычной кажется мысль, что есть особая потребность в помощи у социально-демографической категории мужчин, которые встречаются с особыми трудностями, обусловленными именно их принадлежностью к мужскому полу. Однако это именно так, и андрологические проблемы (прежде всего медицинские и медико-социальные) начинают изучаться специально для оказания мужчинам квалифицированной помощи.


Принято также выделять клиентов — людей с особыми проблемами. Сущность, проявления и потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность. Так, инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны государства, так как их физические, психические или .интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспосабливать архитектуру и транспорт для инвалидов с ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания для тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, и прилагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество.

Однако помимо инвалидов особые нужды есть у безработных, у тех, кто участвовал в военных действиях и сейчас страдает от последствий посттравматического стрессового синдрома, у многодетных семей и у родителей, чьи дети испытывают трудности в обучении.

Все эти категории нуждаются в специальных видах помощи и в содействии работников различных специализаций. Конечно, в наших условиях пока было бы наивно ожидать, что социальные работники станут оказывать помощь в удовлетворении некоторых особых, специальных, даже экзотических потребностей, как это делают представители американских социальных служб, которые считают, что содействуют социальному равенству, помогая девушкам из бедных семей подготовиться к конкурсам красоты, на что девушки из богатых семей тратят большое количество родительских денег. Однако учет и этих «особых нужд» в социальной работе необходим.

Итак, мы можем сделать вывод, что социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы. Этот вопрос также служит темой серьезных дискуссий, связанных с рамками компетенции и пределами возможностей данного вида деятельности.

Следует признать, что на целый ряд причин, условий и обстоятельств, осложняющих положение клиента, не может воздействовать не только социальный работник, весь институт социальной работы, вся социальная система данного государства, но даже на современном уровне наших знаний и наших ресурсов — все человечество в целом. Скажем, целиком устранить причины врожденной или приобретенной инвалидности или восполнить те дефекты, которые обусловливают ограничение возможностей индивидов, сегодня невозможно. Такие достижения цивилизации, как развитие здравоохранения, появление новых видов генетической прогностики и пренатальной диагностики, совершенствование медицинской помощи, улучшение условий труда и быта устраняют одни причины инвалидности, однако им на смену приходят другие, в значительной мере вызванные теми же успехами цивилизации, поэтому общее число инвалидов растет. Не имея возможности устранить причину, которая делает индивида инвалидом, что же может предпринять социальный работник? Только помочь индивиду достигнуть максимального уровня интеграции в общество, возможного при его реальных жизненных обстоятельствах и здоровье .


Вероятно, бедность — неизбежный спутник современного общества, так как ее причины вызваны не только недостатками здоровья, личности, характера, интеллекта и психики, не только несовременной прокреативной ориентацией, обусловливающей многодетность, не только эгоистической позицией работодателей (включая государство), но и общим дефицитом ресурсов в мировом масштабе. Устранить бедность социальный работник не в состоянии, он может действовать с целью устранения наиболее вопиющих последствий бедности, с тем чтобы она не стала наследственной для семьи данного клиента: оказать содействие в обеспечении полноценным питанием; помочь получить образование и вместе с тем шансы на успешный социальный старт детям бедняков, родители которых не могут предоставить им таких возможностей, какие предоставляются детям из обеспеченных или богатых семей; гарантировать медицинскую помощь, в первую очередь женщинам и детям. Есть множество таких социальных проблем, которые социальные работники должны постоянно разрешать в своей деятельности, но не могут разрешить их целиком и полностью.

Разрешить окончательно социальные проблемы инвалидности, бедности, расовой или национальной нетерпимости невозможно, но необходимо разрешать их вновь и вновь для каждого следующего индивида или семьи, оказавшихся в затруднении из-за этих проблем. Поэтому, оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией. Социальная ситуация — конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредовании, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Цель его деятельности - улучшение социальной ситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения. Ведь можно отдавать себе отчет, что в условиях спада производства и массовой безработицы помочь индивидам найти новое рабочее место не так просто. Но вот оказать им социально-психологическую поддержку, избавить от негативных личностных реакций на безработицу вполне возможно. Более того, члены добровольной ассоциации «Жёны алкоголиков», признавая, что не в силах избавить своих мужей от пагубной алкогольной зависимости, считают целью своего участия в работе объединения научиться быть счастливыми в условиях пьянства супруга.


Понятие социальной ситуации служит методологическим инструментом, позволяющим вычленить те связи и взаимодействия, которые непосредственно связаны с социальной проблемой данного клиента и воздействие на которые может повлиять на ее разрешение. Легче всего было бы сразу заявить, что с алкоголизмом человечество не смогло справиться на протяжении всей долгой истории своего развития, и на этом основании отказаться от поиска путей оказания помощи конкретному пьющему клиенту и его семье. Можно, неадекватно эксплуатируя диалектический принцип всеобщей связи явлений, начать анализ жизнедеятельности этого конкретного алкоголика с глобальных проблем и ожидать для их разрешения такого уровня ресурсов, который, конечно, на сегодняшний день недоступен. Понятие социальной ситуации, не отрицая всеобщих, глобальных связей индивида с миром, позволяет вычленить в его специфических условиях в первую очередь то, что непосредственно влияет на разрешение его проблемы, то, что находится в пределах воздействия и масштабов социальной работы. Анализ этих ближайших связей выявит психологические, семейные, групповые, медицинские и иные причины, которые толкают индивида к пьянству, поможет найти опору в его личности для создания устойчивой мотивации ни излечение.


Вопросы для самоконтроля

1. Что входит в понятие «социальные права человека»?

2. В чем сущность социальной работы как нового вида социальной деятельности?

3. В чем смысл термина «клиент социальной работы»?

4. Что входит в понятие «объект социальной работы»?

5. Каков предмет социальной работы?

Литература

1. Баркер Р. Словарь социальной работы / Пер. с англ. М., 1995.

2. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической деятельности / Пер. со швед. М., 1992.

3. Панов A.M. Социальная работа как паука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.

4. Тезаурус социальной работы. М., 1995.

5. Теория и методика социальной работы. В 2 т. М., 1994.

6. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.

7. Словарь-справочник но социальной работе. М., 1997.

Глава 3. Категории, закономерности и принципы социальной работы § 1. Категории и закономерности теории социальной работы

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки — совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения в познавательной деятельности исследовательских процедур абстрагирования, идеализации, обобщения, сравнения и других логических операций. Понятийный аппарат образует структуру теории социальной работы, включая определение ее сущности, объекта, предмета и функций, вплоть до выявления критериев ее эффективности. Понятия и категории социальной работы как научной теории можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.

Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами в социальной работе. Именно посредством понятий в любой науке, и социальная работа здесь не исключение, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности.