ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы социальной работы: Шпаргалка

1. Социальная работа как наука

2. Основные принципы теории социальной

3. Социальная работа как учебная деятельность

4. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы

5. Основные компоненты социальной работы

6. Объекты социальной работы

8. Положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии.

9. Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

7. Субъекты социальной работы

8. Человек как объект и субъект социальной работы

9. Социальная работа как система

10. Основные направления социальной работы

11. Основные направления социальной политики в россии

12. Связь социальной политики и социальной работы

13. Социальная работа как вид социальной деятельности

14. Периодизация развития социальной работы

15. Социальная работа как процесс

16. Педагогическое содержание социальной работы

17. Педагогические методы решения задач социальной работы

18. Педагогическое мастерство социального работника

19. Психологические принципы и задачи социальной работы

20. Психологические методы в социальной работе

21. Этапы формирования государственно-правовых основ социальной работы в россии

22. Понятие социальных технологий

23. Классификация социальных технологий

24. Специфика технологий в социальной работе

25. Функции технологий социальной работы

26. Функции социально-медицинской защиты

27. Объекты социально-медицинской работы

28. Организация медико-социальной работы

29. Здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы

30. Основные задачи социальной

31. Социальная защита семьи

32. Государственная политика в области занятости населения

33. Службы занятости

34. Объекты и субъекты социальной защиты детства

35. Правовая база социальной защиты детства

36. Материально-экономическая база защиты детства

37. Социальная защита ребенка

38. Система сопровождения ребенка

39. Усыновление. Опека. Попечительство

40. Социальная защита детей в сфере образования

41. Социальная защита и социализация воспитанников детских домов

42. Правовая защита женщин-матерей

43. Социальная защита женщин

44. Правовые основы социальной защиты инвалидов

45. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов

46. Управленческие аспекты заботы об инвалидах

47. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей

48. Социальное попечительство над пожилыми людьми

49. Пути и методы решения проблемы бездомности

50. Структура и задачи социальной службы для молодежи

51. Социологический аспект социальной работы с мигрантами в россии

52. Правовые аспекты социальной работы с мигрантами

53. Задачи социальной работы с мигрантами

54. Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения

55. Социальная защита малообеспеченных слоев населения

56. Понятие и задачи управления социальной работой

57. Функции социального управления: предварительное управление

58. Организация социальной работы

59. Должностные обязанности социального работника

60. Функции социального работника

18. Педагогическое мастерство социального работника

Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 г., хотя и не называлась так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности зависел от уровня развития педагогического мастерства этих людей.

В XX в. всегда была довольно многочисленной армия партийных и профсоюзных работников. В самом начале этого периода вошли в систему образования земские курсы по подготовке социальных кадров. И хотя в учебных планах еще не было курсов педагогического мастерства, методические основы их подготовки вполне соотносились с этой проблемой. В 1960-1970-х гг. в научной и учебной литературе мастерство партийных и профсоюзных работников рассматривалось как условие эффективности решения стоящих перед ними задач.

Неотъемлемой стороной деятельности учителей, воспитателей в школах, детских домах, специальных учреждениях является социально-педагогическая работа. В трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского поставлена и в основном решена проблема мастерства социального работника. Основой его становления выступает овладение педагогической техникой.

Важнейший элемент мастерства социального работника – определение актуального поля социальной деятельности. В современной обстановке особую значимость имеют выявление контингента нуждающихся в социальной помощи, профилактика алкоголизма и наркомании, укрепление семьи, предупреждение безработицы, социализация рынка труда. Психолого-педагогический аспект этой работы выражается, в частности, в мобилизации собственной активности людей, нуждающихся в помощи.

Мастерство социального работника зависит от его культуры, от полученного им общего и профессионального образования. Особую значимость имеет теоретическая и практическая психологическая и педагогическая подготовка.


19. Психологические принципы и задачи социальной работы

Исходя из того, что психология изучает влияние факторов социальной среды на психическое здоровье, их связь с распространенностью, возникновением, проявлениями и динамикой эмоциональных и поведенческих расстройств, а также возможности социальных воздействий в терапии, реабилитации и профилактике патологии, сформулируем следующие психологические принципы социальной работы.

• психология предполагает равенство возможностей всех членов общества, включая психически больных;

• психология признает и изучает комплексное влияние социальных факторов на психическое здоровье:

• в основе социально-психологической помощи лежит принцип солидарности с клиентом:

• приоритетом деятельности психолога является профилактика и реабилитация;

Предмет психологии составляют эмпирические исследования и терапевтическая практика, направленные на реадаптацию клиента и его интеграцию в социальную реальность.

Классификация задач, стоящих перед современной социальной работой, на основе психосоциального подхода:

• изучение влияния макросоциальных и микросоциальных факторов на здоровье населения;

• изучение возрастных особенностей влияния социальных факторов на психическое здоровье;

• сравнительное изучение психического здоровья и психических расстройств в различных этносах и культурах;

изучение влияния экологических факторов на психическое здоровье;

изучение психического здоровья и психических расстройств у представителей различных социально-профессиональных групп населения; изучение роли социальных факторов в формировании и течении отдельных форм расстройств; изучение механизмов формирования и динамики расстройств, обусловленных социальным стрессом;

изучение психических последствий чрезвычайных ситуаций;

изучение роли социальных факторов в формировании деструктивного поведения; изучение роли социальных факторов в формировании девиантного поведения; изучение социальных последствий психических заболеваний;

разработка систем социальной поддержки клиентов, имеющих различные расстройства, программ охраны и укрепления психического здоровья населения;

изучение отношения общества к клиентам с различными расстройствами, разработка программ психогигиенического просвещения населения


20. Психологические методы в социальной работе

Психологические методы в социальной работе можно разделить на две группы: научно-исследовательские и практические.

К научно-исследовательским методам относится совокупность научных методов, направленных на изучение влияния социальных факторов на психическое здоровье и их роли в возникновении, течении, прогнозе, исходе психических расстройств.

Виды научно-исследовательских методов:

• эпидемиологический метод, который определяет распространенность психоэмоциональных расстройств, позволяет объективно и корректно оценить вклад разнообразных социальных факторов в процессы формирования и течения психической патологии, охарактеризовать сущность и частоту расстройств в отдельных популяциях, придать многочисленным и зачастую противоречивым материалам надежную эпидемиологическую основу, являющуюся критерием репрезентативности и достоверности;

• психопатологический метод. Здесь предметом изучения являются расстройства и их зависимость от факторов социальной среды ' методы социологического исследования, включают широкий спектр социально-демографических, социометрических, транскультуральных и ряда иных методов, направленных на выяснение причинно-следственных закономерностей психического здоровья и его нарушений. Источниками информации в социологических методах являются разнообразные опросники, оценочные шкалы, интервью.

различные виды статистической и медицинской документации.

Применение социологических методов в психологии требует соблюдения ряда условий.

1. Выбор объекта исследований, дифференцированного по конкретным признакам (по профессиональным, социальным, региональным критериям, по этнокультуральным признакам).

2. Выбор адекватных задачам социальной психологии социологических параметров. Одними из наиболее значимых являются понятия «уровень жизни» и «качество жизни». Уровень жизни представляет собой объективный критерий, отражающий реальные условия сосуществования общества и индивида.

К практическим методам относятся практические формы социально-психологической помощи клиентам. Классификация Л. Чиомпи (2003):

а) социальная поддержка и опека больных с наиболее тяжело протекающими формами психических заболеваний (шизофрения, хронические депрессии, алкоголизм, наркомания, старческие психозы и т.д.). Социальная поддержка осуществляется мобильными многопрофильными группами специалистов и предполагает работу по месту жительства больного, в семье, на работе;


б) превентивная кризисная интервенция, осуществляемая в амбулаторных, стационарных или полустационарных условиях;

в) социальная и профессиональная реабилитация клиентов;

г) семейная терапия

д) различные виды социотерапии: терапия средой, психодрама, тренинг социальных навыков и др.


21. Этапы формирования государственно-правовых основ социальной работы в россии

В своем развитии государственно-правовые основы социальной работы в новой России прошли несколько этапов. В основание выделения этих этапов необходимо положить два взаимосвязанных процесса: а) социальное увеличение (снижение) государственной помощи малоимущим; б) государственно-правовая институционализация социальной работы.

Первый этап (1991-1994) формирования государственно-правовых основ социальной работы начался с реформ правительства Б.Н. Ельцина – Е.Т. Гайдара еще в рамках СССР, а затем после его распада. Вместе с подготовкой институциональных (нормативных, организационных, управленческих, образовательных) основ социальной работы подрывались социальные основы существования значительного числа людей, что подтвердилось политическим кризисом 1993 г., а затем падением курса рубля в 1994 г. («черный вторник»). Правительство пыталось сохранить некоторые социально-правовые гарантии, частично смягчить последствия роста цен, закрытия предприятий (например, Закон «О занятости населения»).

Второй этап (1994-1998). Значительное сужение социальной базы либеральных сил. Возник значительный социальный вакуум, поскольку исчезали прежние реальные социально-экономические гарантии. К этому времени относится и принятие ряда правовых нормативных актов о социальной работе, в том числе законов о социальном обслуживании. В нескольких вузах уже состоялись выпуски социальных работников, был утвержден государственный образовательный стандарт, изучался опыт социальной работы в зарубежных государствах.

Третий этап (сентябрь 1998—август 2004) начался с попыток преодолеть последствия спада, поддержать построение социального государства, поднять престиж социального работника. Установившаяся благоприятная внешняя конъюнктура на рынке топлива и сырья позволила в некоторой степени улучшить положение с пенсиями, зарплатами бюджетников, в том числе и социальных работников, реализовывать нормы законов о социальном обслуживании населения, социальной защите инвалидов.

Четвертый этап формирования социального государства начался с августа-сентября 2004 г. На очередь выходили отложенные, но необходимые для стратегии реформ крайне болезненные преобразования в социальной сфере. Они касаются социальных льгот в сфере транспорта, ЖКХ, здравоохранения Государство стремится освободиться от части обязательств перед обществом, данных на первом, втором и третьем этапе.