ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 331
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вариант 25
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. |
C1 |
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. |
|
Знаменитый Мон Сен-Мишель, гранитный остров у берегов Нормандии, ошеломляет. На вершине скалы на высоте почти 80 метров растут ввысь стены старинного аббатства. Кругом море. Лишь двухкилометровая дамба соединяет остров с материком. «Пирамидой в океане» назвал его неисправимый романтик Виктор Гюго.
С островом связано множество старинных легенд. Одна из них рассказывает, как в 708 году архиепископу Оберу явился во сне архангел Михаил. Недоверчивый епископ не внял знамению, и тогда небесный посланник, разгневавшись, резко ткнул его пальцем. В память об этом чуде на острове появилось первое сооружение – базилика святого Михаила. Позже герцог Нормандии передал остров монашескому ордену. Монахи основали аббатство и начали бесконечное строительство.
В Мон Сен-Мишель ведут Королевских врата. В крошечных, почти игрушечных домах XV-XVI веков, плотно прильнувших друг к другу, открыты кафе, рестораны, гостиницы и палатки с сувенирами. Легко представить себе здесь не современных туристов, а пышно одетую средневековую знать и закутанных в лохмотья паломников. Но постоянно отвлекает обычная мирская суматоха: восторженные возгласы, щелчки фотоаппаратов и едва слышное жужжание видеокамер.
В глубь острова идет единственная улица, которая упирается в широкую лестницу. Ступеньки неудержимо бегут вверх. С западной террасы открывается вид на море. По беспредельной серо-голубой поверхности рассыпаны островки-точки. Чтобы убедиться в том, что подобного Мон Сен-Мишелю острова нет, нужно продолжить знакомство: заглянуть в церковь, углубиться в бесконечный лабиринт монастырских переходов, где причудливо смешались музыка и тишина, свет и тень.
Сейчас здесь тихо и пустынно. Навсегда застыл в беззвучии колокол, не слышны тихие шаги в галерее крестного хода. Но по-прежнему во внутреннем садике, отгороженном от мира пространстве с узкими окошками-бойницами и невысокими хрупкими колоннами, растут трава и цветы. Здесь ничто не в силах отвлечь от философских размышлений о смысле бытия. (269 слов)
( По О. Феденковой)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. |
(1)На Выборгской стороне, где мы жили, чуть ли не в каждом третьем доме имелась булочная. (2)Были обыкновенные, русские, были финские, где продавались «финские сэпики», «финский крэкер», удивительно вкусные кренделя, лиловато-коричневые с поверхности, с угольками и соломинками, припекшимися к их нижней светлой стороне...
(3)И тем не менее каждое утро по всем лестницам всех домов мчались вверх и вниз нагруженные громадными, в пол человеческого роста, прутяными корзинами «булочники». (4)Смысл их работы заключался в возможности заскочить в каждую кухню раньше, чем горничная или кухарка успеют, обмотавшись теплым платком, выпорхнуть на морозную или дождливую улицу. (5)Они ухарски, но и очень легко, скидывали на пол корзину, снимали с нее подбитую для теплоизоляции клеенкой и еще чем-то крышку, и по кухне растекался сладкий и теплый тестяной и сахарный дух.
(6)На верху корзины был плоский вкладыш с пирожными, ниже лежали мелкие копеечные булочки всех сортов – розанчики, пистолетики, подковки, с тмином и с маком, облепленные сахарной глазурью и присыпанные крупной, как битое стекло, солью. (7)Тесто, возможно, всюду было одно, но испечено и вылеплено все это было так, что у каждого сорта оказывался свой вкус, свой вид, своя примета. (8)На каждый находились любители: всем хотелось именно своего.
(9)Внизу, в тепле, сохранялись крупные изделия: батоны, «домашние» булки, которые я очень любил, и калачи, с сырой мучкой под тестяным вкусным язычком. (10)Были там и сушки – розовые, шафранные, всякие...
(11)И, естественно, заспанной горничной уже никак не хотелось теперь выбегать в такую рань на мороз, и она тут же покупала копеечные булки по две штуки на алтын, не выходя из дома. (12)А барыня, сладко спавшая в этот хлопотливый утренний час, смутно догадывалась об обмане, но не давала себе труда наводить следствие...
(13)В летние месяцы из дворовых окон можно было услышать протяжный, надсадный вопль: «Моро-о-жин-но! Моро-о-жин-но! Сливошно-фисташково-лимонно моро-о-жин-но!»
(14)По мостовой двигалась закрытая тележка-ящик. (15)Ее толкал перед собой дядя в кожаном картузе и белом фартуке и черных, тоже кожаных, нарукавниках на локтях. (16)Вафли и формочки для них появились много позже; в девятисотых годах были только круглые и грушеобразные ложки на длинных ручках, ими и отмерялись порции. (17)Да ведь стоит вспомнить, что никаких холодильников, никаких «хладокомбинатов» тогда не было. (18)Не было и «сухого льда». (19)Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду... (20)А мороженое было вкусно!
(21)Ближе к осени звучала другая песня: «Арбузы, арбузы! Арбузы астраханские, арбузы! Кваску грушевого, яблочного, кваску!»
(22)Задержанный окликом сверху, останавливался мороженщик, замедляли ход астраханские арбузы. (23)Иногда выбегали на улицу посланные; случалось, сам владелец тележки поднимался наверх. (24)Сейчас меня удивляет: как редко тогдашние питерцы позволяли себе и своим чадам такие плодово-фруктовые удовольствия. (25)Никто ничего не слыхал тогда про витамины, никто и не воображал, что фрукты полезны. (26)А дынь в тогдашнем Петербурге и вообще почти никто не ел, в больших гастрономических магазинах продавали их как редкость.
(По Л. Успенскому)
А1 |
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Чем, по вашему мнению, автор объясняет необыкновенную привлекательность тех самых булок, которые были во времена его детства»? |
|
|
|
1) Они все были испечены из разного теста. 2) Это было единственное в ту пору лакомство. 3) Автор вообще любитель булок. 4) Их по разному посыпали и придавали им разную форму, поэтому каждый мог найти хлеб по вкусу. |
А2 |
Почему, как пишет рассказчик, горничная «покупала копеечные булки по две штуки на алтын» у булочников, а не в магазине? |
|
|
|
1) У них хлеб был вкуснее. 2) Такое задание они получали от хозяев. 3) Им не хотелось выходить в холод на улицу. 4) У булочников хлеб был дешевле. |
А3 |
Как характеризует мороженое начала ХХ века информация, заключённая в предложениях 13 – 20? |
|
|
|
1) Его делали вручную. 2) Его посыпали солью. 3) Его делали из невского льда. 4) Стаканчиков не было, мороженое продавали на палочке. |
А4 |
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «растекался» (предложение 5) |
|
|
|
1) образовывал лужи 2) плыл в разном направлении 3) распространялся 4) располагался |
А5 |
Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения дополняет, конкретизирует содержанию первого? |
|
|
|
1) 1 и 2. 2) 6 и 7. 3) 18 и 19. 4) 22 и 23. |
А6 |
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 14 использует устаревшее слово «мостовая»?» |
|
|
|
Использование историзма говорит … 1) о желании автора передать колорит того времени более точно. 2) о невозможности заменить слово современным синонимом. 3) о стремлении передать речь простого народа. 4) о том, что именно так называют проезжую часть, покрытую асфальтом, в Петербурге. |
А7 |
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «не давала себе труда» (наводить следствие)? |
|
|
|
1) фразеологизм 2) метонимия 3) перифраз 4) синекдоха |
Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми. |