Файл: Pedpraktika_5_kurs_Fakhrutdinova_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Построение социограммы позволит выделить неформальные группировки, их лидеров, особенности взаимоотношений как внутри группировки, так и между группировками.

Сциометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основным П.С.И. является: индекс социометрического статуса i-члена.

Индекс социометрического статуса i члена группы определяется по формуле:

(2)

где Сi – социометрический статус i члена, Ri – полученные i членом выборы, - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i члена, N- число членов группы.

Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко-либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет - положительно и- отрицательного статуса в группах малой численности (N).


Из Г.С.И. наиболее важным является индекс «сплоченности группы», который рассматривается как стремление членов группы к взаимному сотрудничеству, и высчитывается по формуле:

(2)

где Gg- сплоченность в группе по результатам положительных выборов, - число положительных взаимных связей в группе, N – число членов группы.

Сплоченным коллективом называется такой, в котором общая сумма выборов больше (N² −N) ,

2

где N – число членов группы [3].

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в группах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

  2. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983.

  3. Багрецов С. А., В. М. Львов, В. В. Наумов, К. М. Оганян. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом/Учебное пособие. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 1999.

  4. Введение в практическую социальную психологию./Под. Ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. - М., 1996.

  5. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

  6. Гришина Н. В. Взаимоотношения в коллективе. – Л., 1989.

  7. Донцов А. И. Психология коллектива. - М., 1984.

  8. Донцов А. И. О понятии «группа» в социальной психологии/Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1997. - № 4. – с. 17-25.

  9. Зимняя И. Я. Педагогическая психология. – Ростов – на - Дону, 1997.

  10. .Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.

  11. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976.

  12. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976.

  13. Коломинский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. – М., 1977.

  14. Кон И. С. Психология ранней юности. М, 1989.

  15. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М, 1997.

  16. Кондратьева С. В. Педагогическая и возрастная психология. Гродно, 1996.

  17. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М Психология малых групп. – М, 1991.

  18. Крысько В. Г. Введение в социальную психологию М., 2000.

  19. Крысько В. Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

  20. Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М, 1988.

  21. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описание и руководство к использованию. – Петрозаводск, изд-во «Петроком», 1992.

  22. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М, 1996.

  23. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1997.

  24. Немов Р. С. Психология. М, 1990.

  25. Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М., 1988.

  26. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. – Л., 1979.

  27. Петровский А. В. Социальная психология коллектива. - М., 1978.

  28. Петровский А. В. Социальная теория коллектива. - М., 1982.

  29. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. - М., 1978.

  30. Петровский А. В. Психология: учебник для вузов. – М.: Изд-во «Академия», 2002.

  31. Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности. - М, 1990.

  32. Польская О. Я. Психологический практикум в школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Просвещение», 1979.

  33. Практическая психология образования/ Под. Ред. И. В. Дубровиной. – М., 1997.

  34. Прикладные проблемы социальной психологии/ Под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левковоич. – М., 1983.

  35. Реан А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. Л., 1996.

  36. Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

  37. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива/ Под. Ред. Б. Д. Парыгина. – М., 1986.

  38. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.

  39. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М, 1988.

  40. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.

  41. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект-Пресс, 1999.

  42. Социальная психология и общественная практика/ Под. Ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левковоич. М., 1985.

  43. Социальная психология/Под. Ред. А. В. Петровского. – М, 1987.

  44. Социология молодежи/ Под ред. В. Т. Лисовского. – СПб, 1996.

  45. Толстых А. В. Взрослые и дети: Парадоксы общения. М., 1988.

  46. Шпалинский В. В. Мы живем среди людей. Кодекс поведения - М., 1989.


91