ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.05.2024

Просмотров: 10003

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Современные международные отношения

Редакционный совет:

Авторский коллектив:

Раздел I. Современная система международных отношений 6

Раздел II. Региональные проблемы международных отношений 154

Раздел III. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях 250

Введение

РазделI. Современная система международных отношений глава 1. Природа и закономерности международных отношений

Природа международных отношений

Закономерности международных отношений

Рекомендованная литература

Глава 2. Формирование новой системы международных отношений

Новая политическая карта мира

Глобальная демократическая волна

Глобальный экономический организм

Новые параметры военной безопасности

Космополитизация мировой политики

Рекомендованная литература

Глава 3. Политико-правовой режим современных международных отношений

Рекомендованная литература

Глава 4. Экономическая безопасность Мировая экономика как система производительных сил и форм их общественной организации

Становление системы мировых производительных сил

Тенденции и противоречия мирового экономического развития

Макроэкономическая стабилизация – условие глобальной экономической безопасности

Рекомендованная литература

Глава 5. Военный фактор в современных международных отношениях

Роль военной силы в условиях биполярной системы и стратегического паритета

Стратегический паритет и контроль над вооружениями

Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе

Рекомендованная литература

Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг

Рекомендованная литература

Глава 7. Общемировые проблемы

Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов

Новые вызовы

Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения

Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций

Рекомендованная литература

Глава 8. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений Роль международных организаций

Организация Объединенных Наций (оон)13

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (обсе)

Организация Североатлантического договора (нато)

Европейский союз (ес) и Западноевропейский союз (зес)

Совет Европы

Содружество Независимых Государств (снг)

Другие региональные структуры

Рекомендованная литература

Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений

Рекомендованная литература

Раздел II.Региональные проблемы международных отношений Глава 1. Внешнеполитическая стратегия сша после холодной войны

Альтернативные концепции

Контуры новой глобальной стратегии

Мир по-американски?

Рекомендованная литература

Глава 2.Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе Окончание холодной войны в Европе

Поиск механизмов управления ситуацией

Основные дилеммы формирования новой Европы

Институционализация и преобразование сбсе в обсе

Процессы трансформации в цве

Европейский союз: углубление и расширение интеграции

Нато: адаптация и расширение

Основные контуры будущей системы отношений в Европе

Институционализация отношений России с европейскими организациями

Рекомендованная литература

Глава 3. Международные отношения в Восточной Азии

Основные компоненты обеспечения региональной стабильности

Экономическая составляющая региональных отношений

Региональные экономические организации интеграционного типа

Новая роль Китая

Тайваньская проблема

Тайваньский мини-кризис 1996 г.

Решение проблемы Гонконга

Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря

Эволюция союза сша с Японией

Место Южной Кореи в региональной политике

«Ядерная тревога» 1993 г. В Корее

Положение в Индокитае

Нормализация обстановки вокруг Вьетнама

Монголия в региональной политике

Политика России в регионе

Отношения с Китаем

Туманганский проект

Российско-японские отношения

Россия и положение в Корее

Рекомендованная литература

Глава 4. Международные отношения в Южной Азии

Рекомендованная литература

Глава 5. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке

Кувейтский кризис и война в Заливе

Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование

Развитие исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке

Рекомендованная литература

Глава 6. Латинская Америка в современных международных отношениях

Рекомендованная литература

Глава 7. Африка в современных международных отношениях

Рекомендуемая литература

РазделIii. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях Глава 1. Движущие силы внешней политики Российской Федерации

Характер режима и внешняя политика: некоторые взаимосвязи

Внешняя политика и внутренние ресурсы государства

Внешняя политика и национальные интересы

Основные «группы интересов» в России и их внешнеполитические установки

Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования

Рекомендованная литература

Глава 2. Эволюция российской внешней политики Истоки

Причины перемен

Какой путь выберет Россия?

Дипломатия России на рубеже веков

Рекомендованная литература

Глава 3. Внешнеполитические процессы в снг

Распад ссср и образование снг

Членство в снг

Органы снг

Порядок принятия решений в снг

Основные этапы сотрудничества стран снг

Организация экономического сотрудничества

Многостороннее военно-политическое сотрудничество

Политика Российской Федерации

Состояние и перспективы снг

Рекомендованная литература

ПриложениеХронология событий (1989 -1999 гг.)

1989 Г.

1990 Г.

1991 Г.

1992 Г.

1993 Г.

1994 Г.

1995 Г.

1996 Г.

1997 Г.

1998 Г.

27 Апреля Совет Европейского союза принял решение о распространении на Россию антидемпинговых процедур, применяемых к странам с рыночной экономикой.

1999 Г.

Таким образом, основная мысль, которую настойчиво проводит неомарксистское течение, - это мысль о противоречивости таких тенденций международных отношений, как глобализация, рост взаимозависимости и демократизации, изменение роли государственного суверенитета. Их развитие ведет к несправедливому распределению благ и, следовательно, выдвигает объективное требование по меньшей мере сознательного управления происходящими процессами.

На примере неомарксизма (как одного из наиболее радикальных теоретических течений в рамках международно-политической науки), пожалуй, наиболее отчетливо видно, что в изучении современных международных отношений политическая наука исходит из признания существования некоторых общих закономерностей международных отношений. Попытаемся резюмировать те из них, которые признаются всеми течениями и выглядят, с этой точки зрения, как относительно бесспорные (независимо от выводов о настоящем и представлений о будущем, которые делаются каждым из них на этой основе).

Во-первых, одной из таких закономерностей является рост взаимозависимости современного мира, выражающийся в неоднозначных и противоречивых явлениях глобализации экономических и финансовых процессов и экологических угроз, в демократизации и гуманизации международных отношений. Взаимозависимость может пониматься по-разному сторонниками различных теоретических традиций и парадигм, но сам факт признания ее роста, в частности, такими убежденными приверженцами политического реализма, как Г. Моргентау и Р. Арон, свидетельствует о том, что под влиянием новых реальностей (прежде всего ядерного оружия) мирового развития они пришли к пониманию того, что раньше безапелляционно опровергали: в ядерный век неуязвимость одной, даже самой сильной в военном отношении, державы невозможна. Это означает, что в международных отношениях появляются общие интересы, которые могут быть реализованы только совместными усилиями3.

С этим связана другая закономерность, которая особо подчеркивается транснационалистами и которая признается не только неомарксистами, но и реалистами. Суть ее заключается в том, что государства - уже не единственные участники международных отношений и что политика в отношении новых акторов (ТНК, национально-освободительных движений и др.) не может строиться на традиционном понимании внешней политики. Поэтому представление о международной политике как о соперничестве суверенных государств, в первую очередь сверхдержав, должно быть скорректировано с учетом процессов разоружения и формирования коллективной безопасности. В свою очередь, транснационалисты подчеркивают, что фундаментальным для анализа мировой политики остается понятие власти. Взаимозависимость, подчеркивают они, влияет на мировую политику и поведение государств, но правительственные действия также влияют на модели взаимозависимости. Создавая или принимая процедуры, правила или учреждения для определенных видов деятельности, правительства регулируют и контролируют транснациональные и межгосударственные отношения. Иначе говоря, расширение числа и многообразия участников международных взаимодействий, «размягчение» государственного суверенитета и изменение содержания безопасности не ведут к вытеснению государства со сцены мировой политики, а лишь изменяют и усложняют их роль в поддержании стабильности.


Еще одна закономерность касается международного права. Известно, что, с точки зрения неолибералов, главными регуляторами международных отношений выступают универсальные нравственные нормы, которые кодифицируются и становятся правовыми императивами, на этих нормах базируются международные институты. Близких позиций придерживаются и сторонники транснационализма, считающие, что основой и средствами поддержания международного порядка должны быть нормы, структуры, институты и процедуры вненационального или даже наднационального характера. В своем крайнем выражении позиции рассматриваемых парадигм, касающиеся международного права, выглядят следующим образом. Если представители либерализма трактуют международное право, по сути, как единственный легитимный регулятор международных отношений, то политические реалисты и неомарксисты считают (хотя и по разным причинам), что роль международного права не должна абсолютизироваться. Ведь оно может противоречить национальным интересам или же справедливости в отношениях между народами.

И все же и те, и другие признают: несмотря на то, что современные тенденции в международном праве демонстрируют тесную связь с мировой политикой, нельзя отрицать, что здесь происходят существенные изменения. Международное право в XIXв. и в более ранние столетия главенствовало над всеми суверенными государствами и имело своей целью не устранение войны, а лишь ее ограничение во времени, пространстве, методах ведения и, следовательно, установление равновесия сил. Международное правоXXв. ставит своей целью формирование единого правового пространства при сохранении независимости государств. Становление нравственных универсалий и общих правовых норм отнюдь не однозначный процесс. Исход конфликта между глобальной солидарностью и приверженностью интересам конкретного государства, ценностям конкретной культуры или этнонациональной группы не предопределен. Поэтому нет никаких серьезных оснований считать, что международное «общество» станет «обществом» универсальных ценностей и норм, заменивших и сделавших достоянием истории ценности и нормы государств, этносов и культур. И тем не менее попытки регулирования международных отношений на основе универсальных ценностей и общеобязательных норм вовсе не обязательно обречены на провал, т.к. в мировой политике, как подчеркивает Г. Шварценбергер, существует не только закон силы, но и закон взаимодействия и даже закон координации и согласования.


Следующая закономерность касается функционирования международных систем (хотя характер и самих систем, и законов их функционирования может пониматься по-разному). Представители всех трех парадигм признают, что растущую роль в международной системе играет экономика, хотя эта роль понимается по-разному: неореалисты рассматривают экономику как ресурс власти, для неолибералов же это фактор процветания и богатства государства. Считается, что общей чертой всех международных систем является то, что происходящие в них процессы определяются наиболее мощными государствами и состоянием отношений между ними. Допускается возможность разных типов международных систем и критериев их классификации. Напомним в этой связи, что именно политический реализм ввел в оборот такие широко употребляемые понятия, как биполярная, многополярная и имперская международные системы. Как известно, в биполярной системе господствуют два наиболее мощных государства. Если же сопоставимой с ними мощи достигают другие державы, то система трансформируется в многополярную. В равновесной системе, или системе баланса сил, несколько крупных государств сохраняют примерно одинаковое влияние на ход событий, обуздывая чрезмерные претензии друг друга. Наконец, в международной системе имперского типа господствует единственная сверхдержава, по своей совокупной мощи далеко опережающая все остальные государства (показателями этой мощи являются уровень вооружений, экономический потенциал, запасы природных ресурсов, размеры территории и т.д.).

Одна из главных идей, на которых базируется концепция международной системы, - это идея об основополагающей роли структуры в познании ее законов. Она разделяется абсолютным большинством исследователей. Суть этой идеи заключается в следующем. Нескоординированная деятельность суверенных государств, руководствующихся своими интересами, формирует международную систему, главным признаком которой является доминирование ограниченного числа наиболее сильных государств, а ее структура определяет поведение всех международных акторов. Как пишет К. Уолц, все государства вынуждены нести военные расходы, хотя это неразумная трата ресурсов. Структура международной системы также навязывает всем странам такую линию поведения в экономической области или в сфере экологии, которая может противоречить их собственным интересам. Структура позволяет понять и предсказать линию поведения на мировой арене государств, обладающих неодинаковым весом в системе международных отношений. Подобно тому, как в экономике состояние рынка определяется влиянием нескольких крупных фирм (формирующих олигополистическую структуру), так и международно-политическая структура определяется влиянием великих держав, конфигурацией соотношения их сил. Сдвиги в соотношении этих сил могут изменить структуру международной системы, но сама природа этой системы, в основе которой лежит существование ограниченного числа великих держав с несовпадающими интересами, остается неизменной.


Таким образом, именно состояние структуры международной системы является показателем ее устойчивости и изменчивости, сотрудничества и конфликтности; именно в ней выражаются законы функционирования и трансформации системы. Вот почему в работах, посвященных исследованию международных систем, первостепенное внимание уделяется анализу состояния данной структуры.

Так, Р. Арон выделял три структурных измерения международных систем: конфигурацию соотношения сил, иерархию акторов, гомогенность или гетерогенность состава. Главным измерением, в полном соответствии с традицией политического реализма, он считал конфигурацию соотношения сил, отражающую существование «центров власти» в международной системе, накладывающей отпечаток на взаимодействие между ее основными элементами - суверенными государствами. Конфигурация соотношения сил зависит, как уже отмечалось, от количества главных акторов и характера отношений между ними. Два основных типа такой конфигурации - биполярность и многополярность.

Иерархия акторов отражает их фактическое неравенство с точки зрения военно-политических, экономических, ресурсных, социокультурных, идеологических и иных возможностей влияния на международную систему.

Гомогенный или гетерогенный характер международной системы выражает степень согласия, имеющегося у акторов относительно тех или иных принципов (например, принципа политической легитимности) или ценностей (например, рыночной экономики, плюралистической демократии). Чем больше такого согласия, тем более гомогенной является система. Чем более она гомогенна, тем больше в ней умеренности и стабильности. В гомогенной системе государства могут быть противниками, но не политическими врагами. Напротив, гетерогенная система, разрываемая ценностным и идеологическим антагонизмом, является хаотичной, нестабильной, конфликтной.

Еще одной структурной характеристикой международной системы считается ее «режим» (понятие, которое выдвинуто сторонниками либеральной парадигмы), т.е. совокупность регулирующих международные отношения формальных и неформальных принципов, норм, соглашений и процедур принятия решений. Это, например, правила, господствующие в международных экономических обменах, основой которых после 1945 г. стала либеральная концепция, давшая жизнь совокупности таких международных институтов, как МВФ, Всемирный банк, ГАТТ/ ВТО и др.

Таким образом, зависимость поведения акторов от структурных характеристик системы считается наиболее общей закономерностью международных систем. Эта закономерность конкретизируется на уровне каждой из таких характеристик (или измерений), хотя окончательного согласия относительно их количества и содержания в науке пока не существует.


Существующие сегодня точки зрения на закономерности международных отношений могут быть представлены в виде следующей схемы:

Закономерности международных отношений

Реализм и неореализм

Неолиберализм

Неомарксизм

Положения, разделяемые в той или иной мере всеми парадигмами

Основная тенденция современного этапа международных отношений

Ничего нового от Фукидида и до наших дней движущим мотивом международной политики остаются национальные интересы, а существом международной политики – борьба за власть и силу

Возрастание взаимозависимости мира и, соответственно, значения совместных интересов и ценностей

Усиление "несимметричности" взаимозависимости и вытекающая из этого борьба между "периферией" и "центром" мир-системы

Усиление системного характера вызовов и угроз, с которыми сталкивается сегодня человечество

Акторы

Главным международным актором, определяющим характер международных отношений остается государство

Рост числа и многообразия международных акторов и связанная с этим фрагментация МО

Государства становятся проводниками интересов мир-экономики, на-ходящейся под определяющим влиянием наиболее развитых стран Запада во главе с США

Рост числа и многообразия международных акторов при ведущей роли государства и связанная с этим фрагментация МО

Регулирование международных отношений

Сила и баланс сил - главный регулятор МО

Рыночные механизмы (спрос, конкуренция…) как регулятор МО. Возрастание роли права и международных институтов в регулировании МО и связанная с этим их демократизация

Основной регу-лятор - борьба "государств (и регионов) - классов"

Роль демократи-ческих институ-тов, международ-ного права и ры-ночных механиз-мов растет. Но важнейшими регуляторами международных отношений оста-ются власть и сила (в ее разных измерениях)

Роль структурных факторов между-народной системы

Детермини-

рующая роль

международ-

ной системы и

ее структуры в

поведении го-

сударств

(неореализм)

Усиление роли

экономики в

трансформации мировой

системы и свя-

занная с этим

глобализация

Определяю-

щая роль ми-

ровой эконо-

мики в МО и

связанная с

этим глобали-

зация

Растущая роль

экономики в

международной системе

Представители рассматриваемых парадигм

Г Моргентау,

Р. Арон,

К. Уолц,

Б. Бузан,

Дж.Греко,

Дж. Миршаймер

Р.Кеохейн,

Дж. Най,

М Николсон,

М.-К. Смутс,

Ч. Липсон,

С. Стрендж

И.Валерстайн,

С. Амин,

Р .Кокс,

М. Рогальски,

Ф. Кардозо,

Т. Фалето