ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.05.2024

Просмотров: 9961

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Современные международные отношения

Редакционный совет:

Авторский коллектив:

Раздел I. Современная система международных отношений 6

Раздел II. Региональные проблемы международных отношений 154

Раздел III. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях 250

Введение

РазделI. Современная система международных отношений глава 1. Природа и закономерности международных отношений

Природа международных отношений

Закономерности международных отношений

Рекомендованная литература

Глава 2. Формирование новой системы международных отношений

Новая политическая карта мира

Глобальная демократическая волна

Глобальный экономический организм

Новые параметры военной безопасности

Космополитизация мировой политики

Рекомендованная литература

Глава 3. Политико-правовой режим современных международных отношений

Рекомендованная литература

Глава 4. Экономическая безопасность Мировая экономика как система производительных сил и форм их общественной организации

Становление системы мировых производительных сил

Тенденции и противоречия мирового экономического развития

Макроэкономическая стабилизация – условие глобальной экономической безопасности

Рекомендованная литература

Глава 5. Военный фактор в современных международных отношениях

Роль военной силы в условиях биполярной системы и стратегического паритета

Стратегический паритет и контроль над вооружениями

Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе

Рекомендованная литература

Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг

Рекомендованная литература

Глава 7. Общемировые проблемы

Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов

Новые вызовы

Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения

Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций

Рекомендованная литература

Глава 8. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений Роль международных организаций

Организация Объединенных Наций (оон)13

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (обсе)

Организация Североатлантического договора (нато)

Европейский союз (ес) и Западноевропейский союз (зес)

Совет Европы

Содружество Независимых Государств (снг)

Другие региональные структуры

Рекомендованная литература

Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений

Рекомендованная литература

Раздел II.Региональные проблемы международных отношений Глава 1. Внешнеполитическая стратегия сша после холодной войны

Альтернативные концепции

Контуры новой глобальной стратегии

Мир по-американски?

Рекомендованная литература

Глава 2.Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе Окончание холодной войны в Европе

Поиск механизмов управления ситуацией

Основные дилеммы формирования новой Европы

Институционализация и преобразование сбсе в обсе

Процессы трансформации в цве

Европейский союз: углубление и расширение интеграции

Нато: адаптация и расширение

Основные контуры будущей системы отношений в Европе

Институционализация отношений России с европейскими организациями

Рекомендованная литература

Глава 3. Международные отношения в Восточной Азии

Основные компоненты обеспечения региональной стабильности

Экономическая составляющая региональных отношений

Региональные экономические организации интеграционного типа

Новая роль Китая

Тайваньская проблема

Тайваньский мини-кризис 1996 г.

Решение проблемы Гонконга

Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря

Эволюция союза сша с Японией

Место Южной Кореи в региональной политике

«Ядерная тревога» 1993 г. В Корее

Положение в Индокитае

Нормализация обстановки вокруг Вьетнама

Монголия в региональной политике

Политика России в регионе

Отношения с Китаем

Туманганский проект

Российско-японские отношения

Россия и положение в Корее

Рекомендованная литература

Глава 4. Международные отношения в Южной Азии

Рекомендованная литература

Глава 5. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке

Кувейтский кризис и война в Заливе

Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование

Развитие исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке

Рекомендованная литература

Глава 6. Латинская Америка в современных международных отношениях

Рекомендованная литература

Глава 7. Африка в современных международных отношениях

Рекомендуемая литература

РазделIii. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях Глава 1. Движущие силы внешней политики Российской Федерации

Характер режима и внешняя политика: некоторые взаимосвязи

Внешняя политика и внутренние ресурсы государства

Внешняя политика и национальные интересы

Основные «группы интересов» в России и их внешнеполитические установки

Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования

Рекомендованная литература

Глава 2. Эволюция российской внешней политики Истоки

Причины перемен

Какой путь выберет Россия?

Дипломатия России на рубеже веков

Рекомендованная литература

Глава 3. Внешнеполитические процессы в снг

Распад ссср и образование снг

Членство в снг

Органы снг

Порядок принятия решений в снг

Основные этапы сотрудничества стран снг

Организация экономического сотрудничества

Многостороннее военно-политическое сотрудничество

Политика Российской Федерации

Состояние и перспективы снг

Рекомендованная литература

ПриложениеХронология событий (1989 -1999 гг.)

1989 Г.

1990 Г.

1991 Г.

1992 Г.

1993 Г.

1994 Г.

1995 Г.

1996 Г.

1997 Г.

1998 Г.

27 Апреля Совет Европейского союза принял решение о распространении на Россию антидемпинговых процедур, применяемых к странам с рыночной экономикой.

1999 Г.

Основной проблемой японо-американских отношений является будущее японо-американского договора и союза. В США существует коалиция сил, которые считают, что Япония экономит на обороне и за счет этого повышает конкурентоспособность в отношениях с США. Делается вывод о том, что японские экономические успехи достигаются за счет Соединенных Штатов, несущих бремя расходов по обеспечению безопасности региона. Выдвигается требование заставить Японию принять на себя большую долю ответственности за обеспечение национальной и региональной безопасности. Если японское правительство двинется по этому пути, создание мощных и независимых вооруженных сил в Японии - вопрос времени.

Другая группа американских политиков указывает, что контроль над японской военной и внешней политикой - достаточная плата за те расходы, которые США несут по выполнению своих обязательств перед Японией. Сторонники этой точки зрения считают, что полностью независимая в военном отношении Япония может представлять собой серьезный вызов не только для своих соседей, но и для самих США.

Дискуссия о целесообразности сохранения договора с США идет и в Японии, где мощные силы выступают за пересмотр договора, хотя и не отказываются от принципа сохранения в той или иной форме союзнических отношений с США. Во второй половине 90-х годов на уровне экспертов была прорисована компромиссная формула ревизии японо-американских отношений: союз должен быть сохранен, но следует пересмотреть договор и устранить асимметрию взаимных обязательств. Вместо нынешнего договора должен быть подписан новый, который закрепит японо-американское партнерство на условиях, больше соответствующих новым возможностям Японии и ситуации в АТР.

В апреле 1996 г. во время очередного визита президента США Б. Клинтона в Японию была подписана японо-американская Декларация по вопросам безопасности. Стороны подтвердили свою приверженность сотрудничеству на базе договора безопасности. Особо было оговорено, что Япония принимает на себя обязательство оказывать организационную поддержку США во время проведения совместных военных учений и в случае участия американских вооруженных сил в миротворческих операциях.

В сентябре 1997г. в Нью-Йорке был подписан документ «Основные направления сотрудничества Японии и США в области обороны», в котором регламентируются двусторонние связи в военной области. В этом документе содержится расширительная интерпретация сферы действия японо-американского договора 1961 г. Если исходно договор был рассчитан на взаимодействие двух стран в случае возникновения угрозы стабильности непосредственно в регионе Дальнего Востока, то теперь за Японией закреплено обязательство оказывать поддержку Соединенным Штатам в случае возникновения угрожающих ситуаций в «районах, окружающих Японию», четкие географические границы которых не обозначаются. Такого рода расширительные трактовки - не новость. В 60-х и 70-х годах японские официальные лица уже заявляли о принципиальной применимости положений «договора безопасности» к зоне прохождения главных морских путей от Ближнего Востока до Японии и непосредственно к зоне Ближнего Востока. Но соглашение 1997 г. - первый случай жесткой фиксации такой трактовки в международно-правовом порядке. Это может служить основанием для более активной роли Японии в поддержке американской военной стратегии во всем мире, хотя Конституция Японии по-прежнему ограничивает военную мощь Токио, и без изменения Основного закона японские «силы самообороны» и далее не смогут оказывать США прямую помощь вооруженным путем.



Место Южной Кореи в региональной политике

Военно-политические отношения США с Японией и Южной Кореей не выросли в трехсторонний комплекс («малый треугольник»). Двустороннее начало осталось в отношениях между этими странами преобладающим, т. е. Япония и Южная Корея строят свои военно-политические отношения с США независимо друг от друга, и уровень японо-южнокорейского политического взаимодействия не идет в сравнение с отношениями по линиям Токио - Вашингтон и Вашингтон - Сеул.

США сохраняют военные гарантии безопасности Южной Кореи на случай возможного конфликта с Севером. Хотя Южная Корея имеет мощную армию, ее вооруженные силы менее многочисленны, чем армия северян. На территории Южной Кореи размещается контингент американских войск численностью около 37 тыс. человек и продолжает (со времен войны 1950 — 1953 гг.) формально функционировать командование вооруженных сил ООН в Корее, главой которого является американский генерал.

Хотя экономические отношения между Японией и Южной Кореей развиваются успешно, и Япония была важнейшим источником помощи и технологий для южнокорейской модернизации, в военно-политической области уровень взаимного доверия остается невысоким. Между странами существует территориальный спор относительно прав на остров Такэсима (Тэкто) в Японском море. Южная Корея занимает настороженную позицию в отношении возрождения военной мощи Японии. Обозреватели полагают, что нараставший в обеих частях Кореи национализм может представлять стратегический вызов для Японии в случае, если обе части Кореи объединятся и единая Корея станет экономически мощным и сильным в военном отношении государством.

Южная Корея добилась существенного укрепления своих международно-политических позиций, установив дипломатические отношения с Советским Союзом (в январе 1990 г.) и рядом других бывших социалистических стран. Стали улучшаться неофициальные отношения Южной Кореи с КНР. Эти обстоятельства могли способствовать созданию более благоприятных внешних условий для сближения Южной и Северной Кореи и осуществления на практике дипломатической формулы «перекрестного признания», в соответствии с которой Советский Союз и Китай как бывшие союзники КНДР по войне 1950 - 1953 гг. признали бы Сеул, а США и Япония установили бы дипломатические отношения с Пхеньяном. Шагом в этом направлении был одновременный прием 17 сентября 1991 г. обоих корейских государств в ООН. В 1992 г. Китай установил с Южной Кореей дипломатические отношения.


Вскоре вслед за тем, в декабре 1991 г., КНДР и Республика Корея подписали соглашение о примирении, ненападении и сотрудничестве, а в феврале 1992 г. - Совместную декларацию о безъядерной зоне на Корейском полуострове, согласно условиям которой обе стороны провозгласили отказ от производства, хранения, размещения, приобретения или испытания ядерного оружия.

В декабре 1992г. в Южной Корее впервые за много лет прошли свободные прямые выборы и тридцатилетию правления военных был положен конец. Подписанные Сеулом и Пхеньяном документы могли составить базу для дальнейших переговоров о нормализации, т.к., во-первых, они содержали обязательства сторон разрешить конфликт мирно, а во-вторых, Юг по сути дела согласился учесть мнение Севера о необходимости исключить присутствие американского ядерного оружия на южнокорейской территории. Это означало повышение уровня военного доверия между Сеулом и Пхеньяном, т.к. американское оружие на юге полуострова традиционно рассматривалось как средство, позволяющее уравновесить численное превосходство по обычным вооружениям, которое КНДР имеет над Республикой Корея. Но решение вопроса о нормализации тормозится из-за неспособности корейских государств прийти к общему пониманию международно-политических реалий на полуострове.

Основным препятствием для урегулирования положения были и остаются опасения коммунистического руководства на севере страны в своей способности удержать власть в случае открытия КНДР внешнему миру, ослабления контроля над политической и частной жизнью граждан, притока в КНДР знаний, практики и опыта рыночной экономики и политического плюрализма. Стремясь удержаться у власти, северокорейское руководство ищет такую формулу отношений с Южной Кореей, США и Японией, которая позволила бы преодолеть экономическую и политическую изоляцию КНДР в мире, с одной стороны, и сохранить ее в качестве анклава социализма на базе идей «чучхе» («самопомощи», «опоры на собственные силы») - с другой. Внешняя политика КНДР отличается сложностью и изощренностью тактики. В ряде случаев приходится констатировать, что, провоцируя напряженность на субрегиональном уровне, КНДР сумела добиться повышения своей роли в международных делах и фактически особого отношения к себе со стороны более сильных партнеров.


«Ядерная тревога» 1993 г. В Корее

Как отмечалось, «перекрестное признание», которое имелось в виду при нормализации отношений СССР и КНР с Сеулом и принятии корейских государств в ООН, не получило завершения, т.к. Токио и Вашингтон на признание Пхеньяна не пошли. Проводившиеся в 1992 г. переговоры КНДР с Японией уперлись в жесткие, по мнению Японии, требования о компенсации северокорейской стороне за злодеяния японских властей в Корее в годы колониального господства.

Диалог с США зашел в тупик из-за разногласий сторон в вопросах американского военного присутствия на юге полуострова и оценки международного статуса Республики Корея: Север требовал вывода войск США и отказывался признавать Южную Корею полноправным субъектом международных отношений. Южнокорейские руководители рассматривались в Пхеньяне только в качестве лидеров тех или иных политических партий, а правительство в Сеуле считалось марионеточным. На этом основании северокорейское руководство отказывалось допустить Южную Корею к участию в переговорах об урегулировании и о замене действующего с 1953 г. соглашения о прекращении огня в Корее межгосударственным мирным договором. Пхеньян был готов вести переговоры только с США и только по вопросу о заключении мира. Вопросы отношений между Севером и Югом руководители КНДР считают внутрикорейским делом и не соглашаются с мнением США о том, что мирный договор и нормализация отношений КНДР и РК являются элементами комплексного урегулирования.

Для давления на Пхеньян США и Южная Корея решили в начале 1993 г. провести замороженные до того ежегодные совместные военные учения «Тим спирит». В ответ 12 марта 1993г. КНДР заявила о приостановке своего участия в Договоре о нераспространении ядерного оружия, членом которого она являлась с 1985 г., и об отказе выполнять подписанное ранее (и в целом выполнявшееся) соглашение с МАГАТЭ о проведении инспекций на северокорейских ядерных объектах.

С начала 90-х годов зарубежные эксперты стали высказывать мнение о том, что КНДР приблизилась к порогу самостоятельного производства ядерных взрывных устройств. Северокорейский реактор на АЭС в г. Йонбон считался главным объектом военного профиля, где, как предполагалось, вырабатывались соответствующие материалы. На этот объект иностранные инспектора не допускались. Между тем ЦРУ полагало, что КНДР накопила достаточно плутония для изготовления нескольких бомб.