ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.05.2024

Просмотров: 9948

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Современные международные отношения

Редакционный совет:

Авторский коллектив:

Раздел I. Современная система международных отношений 6

Раздел II. Региональные проблемы международных отношений 154

Раздел III. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях 250

Введение

РазделI. Современная система международных отношений глава 1. Природа и закономерности международных отношений

Природа международных отношений

Закономерности международных отношений

Рекомендованная литература

Глава 2. Формирование новой системы международных отношений

Новая политическая карта мира

Глобальная демократическая волна

Глобальный экономический организм

Новые параметры военной безопасности

Космополитизация мировой политики

Рекомендованная литература

Глава 3. Политико-правовой режим современных международных отношений

Рекомендованная литература

Глава 4. Экономическая безопасность Мировая экономика как система производительных сил и форм их общественной организации

Становление системы мировых производительных сил

Тенденции и противоречия мирового экономического развития

Макроэкономическая стабилизация – условие глобальной экономической безопасности

Рекомендованная литература

Глава 5. Военный фактор в современных международных отношениях

Роль военной силы в условиях биполярной системы и стратегического паритета

Стратегический паритет и контроль над вооружениями

Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе

Рекомендованная литература

Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг

Рекомендованная литература

Глава 7. Общемировые проблемы

Проблемы окружающей среды, природных и людских ресурсов

Новые вызовы

Основные причины возникновения общемировых проблем и пути их решения

Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций

Рекомендованная литература

Глава 8. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений Роль международных организаций

Организация Объединенных Наций (оон)13

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (обсе)

Организация Североатлантического договора (нато)

Европейский союз (ес) и Западноевропейский союз (зес)

Совет Европы

Содружество Независимых Государств (снг)

Другие региональные структуры

Рекомендованная литература

Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений

Рекомендованная литература

Раздел II.Региональные проблемы международных отношений Глава 1. Внешнеполитическая стратегия сша после холодной войны

Альтернативные концепции

Контуры новой глобальной стратегии

Мир по-американски?

Рекомендованная литература

Глава 2.Формирование новой системы межгосударственных отношений в Европе Окончание холодной войны в Европе

Поиск механизмов управления ситуацией

Основные дилеммы формирования новой Европы

Институционализация и преобразование сбсе в обсе

Процессы трансформации в цве

Европейский союз: углубление и расширение интеграции

Нато: адаптация и расширение

Основные контуры будущей системы отношений в Европе

Институционализация отношений России с европейскими организациями

Рекомендованная литература

Глава 3. Международные отношения в Восточной Азии

Основные компоненты обеспечения региональной стабильности

Экономическая составляющая региональных отношений

Региональные экономические организации интеграционного типа

Новая роль Китая

Тайваньская проблема

Тайваньский мини-кризис 1996 г.

Решение проблемы Гонконга

Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря

Эволюция союза сша с Японией

Место Южной Кореи в региональной политике

«Ядерная тревога» 1993 г. В Корее

Положение в Индокитае

Нормализация обстановки вокруг Вьетнама

Монголия в региональной политике

Политика России в регионе

Отношения с Китаем

Туманганский проект

Российско-японские отношения

Россия и положение в Корее

Рекомендованная литература

Глава 4. Международные отношения в Южной Азии

Рекомендованная литература

Глава 5. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке

Кувейтский кризис и война в Заливе

Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование

Развитие исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке

Рекомендованная литература

Глава 6. Латинская Америка в современных международных отношениях

Рекомендованная литература

Глава 7. Африка в современных международных отношениях

Рекомендуемая литература

РазделIii. Российская Федерация и другие страны снг в современных международных отношениях Глава 1. Движущие силы внешней политики Российской Федерации

Характер режима и внешняя политика: некоторые взаимосвязи

Внешняя политика и внутренние ресурсы государства

Внешняя политика и национальные интересы

Основные «группы интересов» в России и их внешнеполитические установки

Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования

Рекомендованная литература

Глава 2. Эволюция российской внешней политики Истоки

Причины перемен

Какой путь выберет Россия?

Дипломатия России на рубеже веков

Рекомендованная литература

Глава 3. Внешнеполитические процессы в снг

Распад ссср и образование снг

Членство в снг

Органы снг

Порядок принятия решений в снг

Основные этапы сотрудничества стран снг

Организация экономического сотрудничества

Многостороннее военно-политическое сотрудничество

Политика Российской Федерации

Состояние и перспективы снг

Рекомендованная литература

ПриложениеХронология событий (1989 -1999 гг.)

1989 Г.

1990 Г.

1991 Г.

1992 Г.

1993 Г.

1994 Г.

1995 Г.

1996 Г.

1997 Г.

1998 Г.

27 Апреля Совет Европейского союза принял решение о распространении на Россию антидемпинговых процедур, применяемых к странам с рыночной экономикой.

1999 Г.

Палестинская проблема и ближневосточное мирное урегулирование

Во второй половине 80-х годов ООП сделала основную ставку на активизацию сопротивления арабского населения Западного берега и сектора Газы израильской оккупации. Используя крупную финансовую помощь стран ССАГПЗ (около 1 млрд. долл. в год), а также собственные достаточно крупные финансовые ресурсы, ООП удалось создать на оккупированных территориях разветвленную инфраструктуру, распоряжениям которой подчинялось все арабское население. В декабре 1987 г. с ее помощью ООП развернула массовую и хорошо организованную кампанию гражданского неповиновения («интифаду») на Западном берегу и в секторе Газы. Она началась со всеобщей 24-часовой забастовки, в которой приняли участие даже арабы, проживающие в Израиле.

Первым, кто осознал принципиальную смену ситуации на оккупированных территориях, был иорданский король Хусейн, который 31 июля 1988г. объявил «о прекращении административных связей» с Западным берегом. Теперь не только сектор Газы, но и Западный берег стал «ничейной территорией» с международно-правовой точки зрения. В ответ ООП провозгласила создание Палестинского государства. На проходившей в ноябре 1988 г. ХIХ сессии Национального совета Палестины была принята резолюция, которая гласила: «Национальный совет провозглашает во имя Аллаха и от имени народа Палестины создание государства Палестина на нашей палестинской земле со столицей в Иерусалиме».

Одновременно Национальный совет Палестины заявил о признании им резолюции 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г., предусматривавшей создание двух государств на территории Палестины. Выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Женеве 13 декабря 1988 г., Я. Арафат подтвердил, что ООП признает и обязуется выполнять резолюции 242 и 338 Совета Безопасности. Около ста стран признали образование нового государства, а исполком ООП - в качестве его правительства в изгнании.

Реакция правящих кругов Израиля на этот шаг ООП была резко негативной. Ни о каком признании палестинской государственности и даже о переговорах с ООП не могло быть и речи. ООП квалифицировалась как чисто террористическая организация, любые контакты с которой, согласно принятому 5 августа 1986 г. израильским кнессетом (парламентом) закону, рассматривались как уголовное преступление.

По-иному, учитывая новую ситуацию, стали действовать США. 14 декабря 1988 г. президент Рейган дает указание «начать с ООП диалог по существу». В качестве предварительных условий от ООП требовалось признание права Израиля на существование и осуждение терроризма. Сделанные в этом духе заявления Я. Арафата вызывают не только раскол в ООП, но и резко негативную реакцию со стороны Ирака, Сирии и Ливии, которые декларируют свою решимость военными средствами ликвидировать «раковую опухоль сионизма». В Дамаске даже создается «Подготовительный комитет», объединяющий все палестинские организации и группы, выступающие против политического компромисса с Израилем. Своей целью он ставит устранение Я. Арафата и избрание нового руководства ООП.


Тем не менее в декабре 1988 г. в Тунисе, где находилась штаб-квартира ООП, начались американо-палестинские переговоры. Однако сразу же обнаружились серьезные расхождения сторон по ключевым проблемам мирного урегулирования. Пытаясь не остаться в стороне от начавшегося диалога, Израиль выдвигает свои инициативы («план Шамира»), которые, как и прежде, не предусматривают прямого участия ООП в процессе урегулирования. В июне 1989 г. к поискам компромисса активно подключается президент Египта Мубарак. Он был поддержан странами ССАГПЗ, но остальные члены ЛАГ отнеслись к усилиям Мубарака настороженно.

Оценив создавшуюся ситуацию, США весной 1989г. выдвинули идею поэтапного мирного урегулирования (сближение позиций «шаг за шагом»). В качестве первого шага противоборствующим сторонам предлагалось в принципе отказаться от политики конфронтации и принять конкретные меры по формированию благоприятного для достижения компромисса политико-психологического климата. В частности, арабам предлагалось отказаться от бойкота Израиля, а последнему - признать права палестинцев.

Наконец предлагалось добиться компромисса на основе принципа: «земля в обмен на мир». Данный принцип в целом был поддержан мировым сообществом, и в том числе руководством СССР, которое с началом перестройки попыталось сделать свой политический курс в регионе более сбалансированным и отказаться от безоговорочной поддержки арабских радикалов. Дистанцируясь от последних, оно попыталось выступить в роли посредника, а в каких-то вопросах даже арбитра, но развал СССР похоронил этот новый политический курс.

Правопреемница СССР Россия, будучи занята своими внутренними проблемами, не была в состоянии в течение первых лет своего существования уделять серьезное внимание делам региона. Только в 1995 г. она начинает вновь проявлять некоторую активность. Определенную роль играет и ее связанность той системой договорных обязательств с радикальными арабскими режимами, которую она унаследовала от СССР.

Поражение Саддама Хусейна и падение авторитета наиболее экстремистски настроенных руководителей ООП позволяют сдвинуть процесс мирного урегулирования с мертвой точки. 30 октября 1991г. в Мадриде начинает работу международная конференция по ближневосточному мирному урегулированию, в которой приняли участие Израиль, конфронтирующие с ним арабские страны, а также делегация палестинцев (фактически ООП). США и СССР участвовали в ней как спонсоры мирного процесса (сопредседатели). На конференции все ее участники одобрили в принципе мирное урегулирование на основе принципа «земля в обмен на мир». Однако оформление конкретных рамок решения палестинской проблемы потребовало десяти раундов переговоров, проходивших в течение почти двух лет главным образом в Осло.


Во многом достижение компромисса было связано с отказом Израиля от его сверхжесткой, нереалистичной позиции в отношении ООП, которая квалифицировалась как «террористическая организация», и при этом заявлялось, что ни при каких обстоятельствах она не может быть признана в качестве законного представителя палестинского народа. Поскольку соответствующий статус ООП к этому времени был уже признан подавляющим большинством государств мира, такая позиция представляла собой очевидный анахронизм. Прекрасно понимая, что она является главным препятствием на пути урегулирования, американская дипломатия сконцентрировала свои усилия на ее смягчении, и ей это удалось. 9 сентября 1993 г. Израиль и ООП заключили соглашение о взаимном признании, а 13 сентября в Вашингтоне они подписали декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления в секторе Газы и г. Иерихон.

Декларация представляла собой не что иное, как палестино-израильское соглашение о создании палестинской автономии на Западном берегу и в секторе Газы, которое должно быть поэтапно завершено в течение пяти лет. В сущности, это была реализация того плана, который был изложен в принятом в 1978г. в Кэмп-Дэвиде документе под названием «Рамки мирного урегулирования на Ближнем Востоке».

Не только экстремистские организации и группировки, не входящие в состав ООП, но и часть ее членов восприняли это соглашение крайне негативно. В исполкоме ООП произошел раскол, а экстремисты приговорили Я. Арафата к смерти как «предателя» и инициатора «капитулянтского сговора» с Израилем. Однако остановить процесс урегулирования им уже не удалось. В него включается Иордания. 24 октября 1994 г. в г. Акаба был подписан иордано-израильский мирный договор, а в декабре этого же года между Иорданией и Израилем были установлены дипломатические отношения.

Экстремистские организации ответили на это интенсификацией террористической войны против Израиля. Особую активность стали проявлять боевики-исламисты из «Хамас» («Движение исламского сопротивления») и «Аль-Джихад аль-ислами фи Филастин» («Исламская священная война в Палестине»), а также боевики ливанской партии «Хизбаллах» («Партия Аллаха»). Расчет был не только на обострение отношений между ООП и Израилем, но и на активизацию противников мирного урегулирования в израильском обществе, и в частности еврейских религиозных партий. Он частично оправдался, что, однако, не помешало правительству Израиля и руководству ООП подписать 28 сентября 1995 г. Временное соглашение, предусматривающее вывод израильских войск из шести городов, проведение выборов палестинской администрации, создание крупных палестинских полицейских сил. В нем также содержалось обязательство ООП внести изменение в текст Национальной хартии (Устава ООП), где все еще сохранялась статья, гласившая, что целью ООП является создание «единого арабо-еврейского демократического государства на всей территории Палестины». Хотя еще в 1989г. Я. Арафат заявлял, что она «устарела», но все его попытки добиться от Национального совета Палестины ее изменения успехом не увенчались. В этом плане согласие ООП на изменение данной статьи означало определенный сдвиг в общем настроении палестинской массы, хотя и не окончательный.


Ратификация Временного соглашения в израильском парламенте сопровождалась ожесточенной дискуссией между его сторонниками и противниками. Тем не менее 5 октября 1995 г. оно было утверждено парламентом, хотя и мизерным большинством (61 «за» и 59 «против»). Противники соглашения развернули широкомасштабную пропагандистскую кампанию, обвиняя правительство в «капитуляции перед террористами». Ее финалом было убийство 4 ноября еврейским религиозным фанатиком премьер-министра И. Рабина, одного из наиболее последовательных сторонников мирного урегулирования.

На состоявшихся в следующем году в Израиле выборах победу одержал сторонник более жесткой линии Б. Нетаньяху, что привело к обострению отношений между израильским правительством и вновь избранной палестинской администрацией, которую возглавил Я. Арафат, оставаясь одновременно главой исполкома ООП. Усилились столкновения между израильскими войсками и палестинским населением, что побудило Совет Безопасности принять 28 сентября 1996г. резолюцию 1073, осуждающую эскалацию насилия на Западном берегу и в секторе Газы. Однако эти столкновения хотя и тормозят, но не блокируют реализацию Временного соглашения. В январе 1997 г. была достигнута договоренность о передаче под контроль палестинской администрации г. Хеврон, где имеется израильское поселение. Отказ жителей этого поселения покинуть его вызвал новое обострение израильско-палестинских отношений.

Тем не менее, несмотря на длительные перерывы израильско-палестинские переговоры продолжались, и в ноябре 1998 г. в местечке Уэй под Вашингтоном было достигнуто очередное соглашение, предусматривающее передачу палестинской администрации 13% территории Западного берега. В свою очередь ООП обязывалась усилить борьбу с терроризмом и отменить антиизраильские статьи Национальной Хартии, что и было сделано в декабре того же года.

В целом, несмотря на очевидные успехи в решении палестинской проблемы, ее ключевые аспекты пока еще остаются «за кадром». Это прежде всего судьба израильских поселений (в них проживает около 140 тыс. евреев). Палестинцы настаивают на их ликвидации, а израильтяне (причем не только сторонники жесткой линии) - на «праве евреев проживать в любом месте их исторической родины». Достаточно сложным является и вопрос о распределении водных ресурсов.

Дело в том, что Палестина крайне бедна водными ресурсами, причем основная масса потребляемой воды берется из подземных источников, большинство которых находится на Западном берегу. Около 70% потребляемой воды Израиль получает именно с Западного берега. Установление полного контроля ООП над ним, как указывается, создаст «реальную угрозу безопасности Израиля». Представители израильских правящих кругов неоднократно заявляли, что отказ от этих водных ресурсов равнозначен «самоубийству государства». В случае же признания палестинской государственности вряд ли приходится рассчитывать на сохранение существующего порядка распределения водных ресурсов. В этом одна из главных причин, побуждающих правящие круги Израиля настаивать на сохранении статуса автономии для Западного берега и сектора Газы, а ООП требует от Израиля признания палестинской государственности.


Не менее, а скорее даже более сложной является проблема статуса г. Иерусалима, «святого» для трех религий (иудаизма, христианства и ислама). Израильская сторона настаивает на сохранении нынешнего статуса Иерусалима как столицы государства Израиль. Палестинцы, которых поддерживает в этом подавляющее большинство мусульманских государств, требуют восстановления положения, существовавшего до арабо-израильской войны 1967 г., когда Иерусалим был разделен на две части: западную (еврейскую) и восточную (арабскую). Именно Восточный Иерусалим должен стать столицей палестинского государства.

Решение этих проблем было бы в значительной степени облегчено, если бы удалось добиться полного мирного урегулирования между Израилем и соседними арабскими странами, однако ни Сирия, ни Ливан не последовали за Египтом и Иорданией.

В течение всех 80-х годов правящие круги Сирии придерживались своей традиционной политической линии на конфронтацию с Израилем. Поддержка экстремистского крыла ООП и сближение с ИРИ привели к обострению ее отношений с США и странами Западной Европы. Сирия была отнесена ими к числу стран, «поддерживающих международный терроризм», и против нее были применены экономические санкции. Ухудшились отношения Сирии со странами ССАТПЗ, которые прекратили с 1986 г. оказание ей финансовой помощи. Обострились конфликты с Ираком и Турцией.

Таким образом, к концу 80-х годов Сирия оказалась по существу во «враждебном окружении», т. е. сложилась та же ситуация, которая была в момент прихода Асада к власти двадцать лет назад. Кувейтский кризис позволил ему с наименьшими потерями выйти из нее.

Твердо став на сторону Кувейта, войдя в антииракскую коалицию и направив крупные контингенты своих войск в состав межнациональных сил, президент Асад снял напряженность в отношениях со странами Западной Европы и США, с одной стороны, и со странами ССГАПЗ и Египтом - с другой. В марте 1991 г. он выступил в качестве одного из инициаторов принятия так называемой Дамасской декларации, которая предусматривала создание «арабской системы безопасности» в зоне Залива, что по существу означало формирование военно-политического союза стран ССАГПЗ, Египта и Сирии. Хотя содержащийся в ней замысел не был в полном объеме реализован, но тем не менее принес Сирии ряд очевидных политических и экономических выгод: прорыв «враждебного окружения», улучшение отношений с Западной Европой и США, списание значительной части внешних долгов и т.д. При этом Асад сумел сохранить союз с Ираном и активизировал военное сотрудничество с Россией.