ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.05.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тождество Развитие предмета и разрешение прогаворе-и различие чий проходит ряд стадий. Первоначальная

стадия состояние относительного тождест-предмега с самим собой. В природе не существует абсолютно-тождества. Так, например, каждый организм имеет отличитель-признаки даже на уровне строения молекулы белка, не гово-уже о теистическом коде. Никогда не бывает тождественным jjjjjy себе любой предмет Как это может быть? спросите вы. Щ лшхшш % $ршу, вы не увидите никакой разницы

[З.Протцвоположность и противоречие 73

в своем облике. а вот встретившись со своим другом пят лет спустя, наверное, и вы, и он подумаете: «Как он изменился!» Различие отношение несовпадения свойств одного и того же предмета при преобладании свойств, сохранившихся от прежнего состояния. Различие может быть существенным либо несущест­венным. Существенное различие предпосылка перехода предме­та в противоречие с самим собой. Это стадия противоположности, разрешение которой приводит к кардинальному изменению пред­мета. Таким образом, развитие имеет своим источником нараста­ние и разрешение противоречий.

Следует различать источник развития и движущую силу раз­вития. Источник развития явление внутреннего порядка, внут­ренние противоречия предмета. Движущей силой может быть и внешнее противоречие. К примеру, вы простудились. Движу­щей силой изменения вашего состояния явилась в данном слу­чае внешняя среда. Главная сторона в структуре диалектического противоречия отрицательная, поскольку она направлена на снятие, отрицание данного противоречия. Положительная сторо­на направлена на сохранение данного противоречия, статус-кво.


Виды Все многообразие противоречий классифи-

противоречий цируется по разным основаниям. Различают

внутренние и внешние противоречия, слу­чайные и необходимые, основные и неосновные, главные и не­главные. Основные противоречия возникают между крайними сторонами структуры, неосновные противоречия между по­средствующими звеньями. Основные противоречия качествен­ны, существенны и необходимы. Без основных противоречий нет предмета, его качественной определенности и целостности. Неосновные противоречия носят случайный характер, их нали­чие или отсутствие не изменяет качественной определенности предмета. Главные противоречия противоречия момента: они могут быть как внутренними, так и внешними, как основными, так и неосновными. Например, в автомобильной аварии, когда жизнь человека висит на волоске, отступают на второй план все внутренние противоречия (психологические конфликты, стрессы и физиологические патологии).

Внутренняя противоречивость бытия объективная реаль­ность, фундаментальное и всеобщее свойство природы и об­щества. Что же касается жизни каждого человека, то он по­вседневно сталкивается с противоречиями, принимает реше­ния, делает оценки, раскаивается и зачастую сожалеет об ошибках, осуществляет трудный выбор. Показатель зрелого мышления умение видеть внутреннюю противоречивость


Щ Глава 2. Основные философские кзта^

любого события, ситуации, предположения и взвешенно one-нанять плюсы и минусы принимаемых решений


§ 4. Отрицание отрицания

Категории ^отрицание» и «отрицание отрицания» (двойное отрицание) быт введены в диалектику Гегелем, и благодаря Ге~ таю данные категории получили статус всеобщих философских категорий. Категории отрицания и отрицания отрицания Гегель яспвдъаоаая в качестве инструмента раскрытия особенности! ртштя, как особой формы изменения (т, е. движения).

Движима Развитие определяется как необратимое, И развитие определенно направленное! изменение,

приводящее к появлению нового качест­ва. По форме развитие не является ни однолинейным, ни Круговым, но более многообразным и сложным: однолиней­ным и многолинейным, прямолинейным и зигзагообразным, общим а локальным, гармоничным и дисгармоничным. По шшщшшшнкши развитие может быть прогрессивным и рег­рессивным. Развитие может быть сопряжено с деградацией тяешшх элементов системы. Не может деградировать сис­тема а мелом, а ее отдельные элементы прогрессировать. В отличие от движения» которое может вызываться действи­ем внешних по отношению к объекту сил. развитие пред­ставляет собой самодвижение, внутренний процесс, источ­ник которого противоречие, взаимоисключающие сторо-им* тенденции.

Жак уже было сказано, а философии Гегеля понятие разви­тия раскрывается в категориях отрицают и двойного отрица­ния, или отрицания пщ%т\т\\л. Данная терминология не явая-etc* случайной в контексте его обьективно-1иеалнстической фкаософаш, гае логика превращена в основание системы. Од-иаво и а материаяисгитаий диалектике Маркса отрицание ог-ринаииа щшшржшг как «весьма общий и именно потому весьма широко действующий закон развития природы, истории ЙЭиыашсннаи«*Л


Чщ wmm Категория оауииаааа2определяется в мар-отриавмиа? щмспжЛ (и таеаеаской) диалектике как -■■sV - иеобшаимое условие развитая: не может вал* развита, «второе ж отрицает своих прежних ферм су-

ттш #. От. т. ж с ш

14. Отрицание отрицания

Маствования (Ф. Энгельс). В акте отрицания происходит от­торжение, уничтожение, ниспровержение того, что препятст­вует развитию. Как подчеркивает Энгельс, отрицание — объ­ективный процессу Например, по данным современной науки, без Большого взрыва, уничтожившего расширяющую­ся плазму, не было бы и нашей Вселенной, с ее галактиками, звездами и планетами, не было бы и человека. Однако и Ге­гель, и марксисты предостерегали от упрошенного понима­ния отрицания как чистого уничтожения. Такое отрицание Энгельс называет «зряшным», метафизическим. Оно, конеч­но, существует и в природе, и в обществе. Но простое унич­тожение лишь отбрасывает общество назад, на пепелище ис­тории мало что произрастает.... Вот, например, что Д. Фило­софов писал о грядущей революции в России: «Босяки идут быстрыми шагами, сплоченной толпой, как истые варвары, они думают лишь о том, чтобы разграбить богатые города я устроить босяцкий пир, но пир этот будет пиром смерти по убитому духу»3.

Жңрш «Весы* «Нави* ауп*. 1904. М L С М5» 24* $йтм £ В Cam. MU 1937- Т. 1 С 991

Диалектическое отрицание является условием развития, по­тому что оно включает в себя момент снятия. Снятие, утвер­ждает Гегель, имеет «двоякий смысл: оно означает сберечь, со­хранить и вместе с тем прекратить, положить конец»2. В пони­мании Гегеля отрицание как момент развития включает в себя уничтожение нежизнеспособного и сохранение достигнутого развития. Вот; например, как характеризует А. Эйнштейн соот­ношение новой и старой теорий: «Было бы неверным считать, что новое воззрение... разрушает достижения старого. Новая теория выявляет как достоинства, так и ограничения старой теории и позволяет нам оценить старые понятия с более глубо­кой точки зрения... Мы можем применять старую теорию вся-кий раз, когда исследуются факты в той области, где она спра­ведлива»4. Но поскольку всякое явление целостно, постольку постановка вопроса о снятии является абстрактной. Марксизм дополняет понимание снятия, раскрывая его проявление в при­роде и истории каксохранение достигнутого развития в преобра-шагяшаи виде. Важнейшая особенность диалектического отри­цания ашютрииание как момент преодоления внутренних цротворечий нового и сирого, что обусловливает поступатель­ный характер развития.