ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.05.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
Тождество Развитие предмета и разрешение прогаворе-и различие чий проходит ряд стадий. Первоначальная
стадия — состояние относительного тождест-предмега с самим собой. В природе не существует абсолютно-тождества. Так, например, каждый организм имеет отличитель-признаки даже на уровне строения молекулы белка, не гово-уже о теистическом коде. Никогда не бывает тождественным jjjjjy себе любой предмет Как это может быть? — спросите вы. Щ лшхшш % $ршу, вы не увидите никакой разницы
[З.Протцвоположность и противоречие 73
в своем облике. а вот встретившись со своим другом пят лет спустя, наверное, и вы, и он подумаете: «Как он изменился!» Различие отношение несовпадения свойств одного и того же предмета при преобладании свойств, сохранившихся от прежнего состояния. Различие может быть существенным либо несущественным. Существенное различие — предпосылка перехода предмета в противоречие с самим собой. Это стадия противоположности, разрешение которой приводит к кардинальному изменению предмета. Таким образом, развитие имеет своим источником нарастание и разрешение противоречий.
Следует различать источник развития и движущую силу развития. Источник развития — явление внутреннего порядка, внутренние противоречия предмета. Движущей силой может быть и внешнее противоречие. К примеру, вы простудились. Движущей силой изменения вашего состояния явилась в данном случае внешняя среда. Главная сторона в структуре диалектического противоречия — отрицательная, поскольку она направлена на снятие, отрицание данного противоречия. Положительная сторона направлена на сохранение данного противоречия, статус-кво.
Виды Все многообразие противоречий классифи-
противоречий цируется по разным основаниям. Различают
внутренние и внешние противоречия, случайные и необходимые, основные и неосновные, главные и неглавные. Основные противоречия возникают между крайними сторонами структуры, неосновные противоречия — между посредствующими звеньями. Основные противоречия качественны, существенны и необходимы. Без основных противоречий нет предмета, его качественной определенности и целостности. Неосновные противоречия носят случайный характер, их наличие или отсутствие не изменяет качественной определенности предмета. Главные противоречия — противоречия момента: они могут быть как внутренними, так и внешними, как основными, так и неосновными. Например, в автомобильной аварии, когда жизнь человека висит на волоске, отступают на второй план все внутренние противоречия (психологические конфликты, стрессы и физиологические патологии).
Внутренняя противоречивость бытия — объективная реальность, фундаментальное и всеобщее свойство природы и общества. Что же касается жизни каждого человека, то он повседневно сталкивается с противоречиями, принимает решения, делает оценки, раскаивается и зачастую сожалеет об ошибках, осуществляет трудный выбор. Показатель зрелого мышления — умение видеть внутреннюю противоречивость
Щ Глава 2. Основные философские кзта^
любого события, ситуации, предположения и взвешенно one-нанять плюсы и минусы принимаемых решений
§ 4. Отрицание отрицания
Категории ^отрицание» и «отрицание отрицания» (двойное отрицание) быт введены в диалектику Гегелем, и благодаря Ге~ таю данные категории получили статус всеобщих философских категорий. Категории отрицания и отрицания отрицания Гегель яспвдъаоаая в качестве инструмента раскрытия особенности! ртштя, как особой формы изменения (т, е. движения).
Движима Развитие определяется как необратимое, И развитие определенно направленное! изменение,
приводящее к появлению нового качества. По форме развитие не является ни однолинейным, ни Круговым, но более многообразным и сложным: однолинейным и многолинейным, прямолинейным и зигзагообразным, общим а локальным, гармоничным и дисгармоничным. По шшщшшшнкши развитие может быть прогрессивным и регрессивным. Развитие может быть сопряжено с деградацией тяешшх элементов системы. Не может деградировать система а мелом, а ее отдельные элементы — прогрессировать. В отличие от движения» которое может вызываться действием внешних по отношению к объекту сил. развитие представляет собой самодвижение, внутренний процесс, источник которого — противоречие, взаимоисключающие сторо-им* тенденции.
Жак
уже было сказано, а философии
Гегеля
понятие
развития
раскрывается
в
категориях
отрицают
и
двойного
отрицания,
или
отрицания
пщ%т\т\\л. Данная
терминология
не
явая-etc*
случайной в контексте его
обьективно-1иеалнстической
фкаософаш,
гае
логика превращена в
основание
системы.
Од-иаво
и
а материаяисгитаий
диалектике Маркса
отрицание
ог-ринаииа
щшшржшг
как
«весьма общий и
именно
потому
весьма
широко
действующий
закон развития
природы,
истории
ЙЭиыашсннаи«*Л
Чщ
wmm
Категория
оауииаааа2определяется
в
мар-отриавмиа?
щмспжЛ
(и
таеаеаской) диалектике
как
-■■sV
- иеобшаимое
условие
развитая:
не
может
вал*
развита,
«второе
ж
отрицает
своих прежних
ферм
су-
ттш #. От. т. ж с ш
14. Отрицание отрицания
Маствования (Ф. Энгельс). В акте отрицания происходит отторжение, уничтожение, ниспровержение того, что препятствует развитию. Как подчеркивает Энгельс, отрицание — объективный процессу Например, по данным современной науки, без Большого взрыва, уничтожившего расширяющуюся плазму, не было бы и нашей Вселенной, с ее галактиками, звездами и планетами, не было бы и человека. Однако и Гегель, и марксисты предостерегали от упрошенного понимания отрицания как чистого уничтожения. Такое отрицание Энгельс называет «зряшным», метафизическим. Оно, конечно, существует и в природе, и в обществе. Но простое уничтожение лишь отбрасывает общество назад, на пепелище истории мало что произрастает.... Вот, например, что Д. Философов писал о грядущей революции в России: «Босяки идут быстрыми шагами, сплоченной толпой, как истые варвары, они думают лишь о том, чтобы разграбить богатые города я устроить босяцкий пир, но пир этот будет пиром смерти по убитому духу»3.
Жңрш
«Весы* —
«Нави*
ауп*. 1904. М
L
С М5» 24* $йтм
£
В
Cam. MU
1937-
Т.
1
С
991