ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.05.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
итрицание а что же такое «отрицание отрицания»? Отрицают Какой смысл в таком «удвоении» одного
и того же термина? Категория отрицания характеризует лишь один момент в истории развивающегося объекта. Единичный акт отрицания не всегда дает возможность увидеть, в каком направлении происходит изменение, каком его значимость в потоке предшествующих и последующих событий, каков смысл произошедшего. Иными словами, понятие двойного отрицания дает возможность раскрыть важнейшие особенности самого процесса развития. Рассмотрим некоторые особенности, показанные Гегелем, а также его предшественниками и последователями. Во-первых, отрицание отрицания создает возможность увидеть направленность развития. В акте одного отрицания трудно увидеть, является ли данное событие симптомом прогресса или регресса. Поэтому, например, никогда нельзя спешить с выводом относительно начинаний 1Ъсударст-венной Думы, о принятии того или иного закона, о результатах выборов и т. п. Во-вторых, отрицание отрицания служит характеристикой формы развития. Известно, в системе гегелевской диалектики развитие определяется как возникновение логического противоречия и его снятие, протекающее по формуле: тезис—антитезис—синтез. В контексте материалистической диалектики тройственный ритм развития предстает как один и далеко не единственный из множества сценариев развития социальных и природных систем. Но подмеченная Гегелем цикличность развития, его нелинейность является весьма распространенной формой протекания процессов в природе и обществе. В-третьих, природные и социальные циклы могут и не быть ни развитием, ни регрессом: изменение протекает по кругу В «Экклезиасте» сказано: «Что было, то и будет, и нет ничего нового под Солнцем. Бывают иные, которые говорят: «Смотри, вот это новое». Но это уже было в веках, бывших прежде нас». В отрицании отрицания имеет место повторение на более высокой стадии характерных черт низшей ступени развития. Возможность возврата к предыдущим состояниям, когда на более высокой стадии развития повторяются некоторые свойства пройденных состояний, сохраняет свое значение для понимания развития познания и истории.
Например, если обратиться к нашему недавнему прошлому, то мы обнаружим откровенные попытки вернуть безвозвратно ушедшее дореволюционное прошлое. Подчас это выглядит смешно: на экранах телевизора появляются бородатые купцы, на витршш ресторанов красуется название «трактиръ», откуда-то появилось множество дворян, устраиваются балы в двоим—бывшие комсомольские «вожаки» типа Кириенко*, Ко» нечно, прошлым необходимо «переболеть», по возможноегти возродить, сохранить лучшее из того, что было до революции, и того, что было после нее. Развитие #• сложный, многомерный процесс» и его понимание не терпит упрощении.
§ 5. Единичное, особенное, всеобщее
В обычной жизни мы часто используем понятии «общее», «единичное»* «особенное», и их содержание представляется подчас как общеизвестное. Но как только мы пытаемся найти предмет или класс предметов, обозначаемых данными понятиями, так возникают большие трудности. Известный русский педагог К. Д. Ушинский приводит разговор двух мальчиков: Видел ли ты когда-нибудь птицу?
~~ Да, конечно. Вот она (показывает на канарейку). 'р$ Так ведь это не птица, а канарейка. Да и канарейку ты тоже никогда не видел. Ты видел только одну, нашу канарейку
Здравый смысл подсказывает нам, что мальчик, который увидел в канарейке птицу больше прав, чем тот, кто творит, что он никогда не видел птицу. Но кто из вас может категорически утверждать, что он видел плод, дерево, птицу вообще? То, что мы в своем опыте видели шу птицу, это дерево» этот плод, никакого сомнения не вызывает. А вот имеют ли общие понятия реальное объективное содержание * - вызывало в истории философии острые дискуссии. Начиная с эпохи Средневековья, велась дискуссия о природе общих понятий: существуют ли общие понятия реально и что является подлинной реальностью единичное или общее? Да и сегодня мы еще можем встретить учебники, в которых отношение общего и единичного рассматривается как отношение мштАч но не их свойств. Как же решается этот вопрос в философии сегодня?
Отдельно* Категории единичного, особенного и всеобщего являются отражением относительной самостоятельности вещей, явлений бытия, их многообра зия и единства. Ключевое понятие, раскрывающее содержали названных категорий, ft* понятие отдельною* Отдельное си нон им понятия «вещь», т. е. относительно обособленный, ка чественно определенный фрагмент бытия. Оно обладает Щ жестом свойств.
705734
■Г
tec**** Приасш»м«г цмшигш яакяюрави овшш^-у^
ШЯ» «ИР
1жаш «а v
ш*штжав$ «шз&вато бро^а белка ЩШ^Шр||||
frfwrnrpawn
у
ажадого
оргаж эма. Эю
единичное
саойаю^
err-жшииее
saner
жююс суиахтва
В
мжтх
едшшчнж ш т~ шшх~~ж>
ццттгршшьс
wwaiayi
В диииши
обшего
алдатса
jm
щ
более
wptsM£joe^w$
шоихтшя сшюзичн&т&щ*
шшж* оабешмиш В философам- _ is обдаее —«шкямя,, Фкж>шшшгхвт сходство и раздаете
ишш.
щ
и
тттхЩЩулш
пампа
«а
реашетов
-
.д.,
и ^
сюв.
foment,
шжзт обшес
or
11—111
шаш*
ww
оои*5*
«ж
aviso саиосктс.шю
сушествтошее, ю
вешей
—
шж ДО-образ
шаш*
(ш
үж
bank* шшж —«ж
рвишэетмзяал
вяее
SОбщее,
шш ^рҗ отшсттает
jo
вешей,
в
в* ееикй
как некоторая дез кщ. Номиналисты.
МЧ*>-
гафкдаҗ что
реально
существую!
только еднннчвме Й§
Я!*f*Ba,e
««впи-щио
ш,
имена
единичны* оре»*-
тон
Опояоски
шшш
ярс щгтшштЛ
жяртшяш
ш
f^L.***1*
q6mce
««еажстваяется с множеством обиавв*
а
гшииша—с
одним. Фактически
категории обвею
и
ЩШ
Ш
s**W**mm
Фшеяфл
ш
свойства,
сугея***»*
J^?ZJ2* огаея««»»
Единство общего *-Ж
У™*****», яоешльку неповторима их щклеп***'
Аитмноамш Понятия целого ■ часто €юш ..дааеешм ймоспмоет уже в jpe««i>e'atif*^#*»oflMN^j|i^
ность состой» • разрешевим протмлэрс-РЙ> возникавших при определении иавюаоа- * шасле*»*** at"e«* Известно, что Декарт а сияв госсумеииях о метоэе f**"***! начинать исследование любого предмета Г*** «» «в столько частей, сколько это датда * f_ **** шянашюьной задача. CJK*«^j^r^^ верно лишь «чая* «aw-qf^°* ""f"**
быть сведено к простой сумме составляющих его частей. Например, здание не получится, если свалить в кучу груду строительных материалов. Противоположная точка зрения сводится к признанию приоритета целого. В этом случае познание целого предшествует познанию частей. Однако свойства частей так же невыводимы из целого, как специфика целого невыводима из составляющих его частей. В результате сформировались антиномии целостности, удовлетворительное разрешение которых было затруднительно, поскольку каждое из противоречащих утверждений могло быть доказано на примерах из практики и опровергнуто также на примерах из практики. Так, положению, что целое есть сумма частей, противоречит противоположение — целое больше суммы составляющих его частей. Утверждению: части предшествуют целому противоречит утверждение: целое предшествует своим частям, так как сообщает им новые свойства. В методологии познания названные антиномии также реализуются в противоположных познавательных установках: целое познается через знание частей, а противоположение гласит: части как продукт расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом. Иллюстрацией парадоксов целостности является, в частности, следующее явление: вес каждого атомного ядра несколько меньше, чем суммарный вес его составных частей. Это явление называется «дефектом массы», объясняемой эквивалентностью массы и энергии. Как объяснить это явление с точки зрения парадоксов целостности? Разрешение названных противоречий предполагает признание единства противоположных представлений о связи части и целого. Действительно, часть зависит от целого, получает от целого новые свойства. Целое также зависит от частей, но в еще большей степени — от характера связи между ними.
Типы Характер связи частей обусловливает каче-целостности ственную определенность целого, его целостность. Под целостностью понимается такая связь частей, которая обеспечивает единство частей целого, благодаря чему оно получает свойство системности, организованности. Тип связи частей определяет тип целостности. Сфуктурная (связь строения), функциональная (характеризующая способ функционирования предмета), генетическая типы связи образуют соответствующие типы целостности. Различают также следующие виды целостности: