ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.05.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Синергетике Философские представления о причинности О причинности претерпели длительную эволюцию. Механистическое понимание сводится к толкованию причины как внешнего силового воздействия. Мир пред-шш как упорядоченное, предсказуемое однозначное взаи-ШШйашм ш. Существование случайности отрицается. Цепа причинения имеют линейный характер, счеаетвие пропорциональ** действию причины, к, следовательно» по причинным це-
ИГ ш рашития может быть рассчитан в прошлое и будущее твфтмт* время. Однако развитие научного знания шу шш> жжттшжхль м^глгпшгпгтгтпп^' аетерштнзш. «Де терминизм* представившийся следствием радион&тягн^ко- • динамики, сведется ныне к свойству, цремадокниемуда .тми» в отдельных случаях»* — такова оценка механистического |ңтерминюма* выраженная одним из основателей шкоды синергетики, И. Р. Пршйжиным\
С
развитием науки возникает представление
о
стотисине*
ских
закономерностях и
вероятностной
природе
причин* подследственных
связей. Известные уточнения в
понимание детерминизма внесла
синергетика — наука о
еамоорганияшии сложных
систем. Целый ряд научных фактов привел
ученых к
выводу,
что
любые природные процессы имеют стохас
гиче* скую составляющую
и протекают в условиях той
иди
иной
неопределенности.
Для сложных систем существует, как
пря*
вило, несколько
альтернативных путей развития. Синергетика
раскрывает
особенности
проявления причинно-следственных
связей в неравновесных
системах. Их развитие ммогонариаш
но, при этом
возможен не любой вид эволюции» а
лишь
on
редрленный
спектр путей. Имеется возможность
неожиданных
поворотов
в
развитии,
поскольку оно совершается
через случайные связи.
Неравновесные системы более чуктвитедъ*
ны к внешним
воздействиям, так что даже незначительные
по интенсивности
влияния могут стать причиной
катастрофических
последствий
с непредсказуемыми результатами.
§ 12 Случайность и необходимость
При
рассмотрении категорий причины и
следствии мм
неоднократно
обращались к понятиям случайности и
необхо-димости, возможности и
действительности. Понятия случай* ности
и необходимости были предметом внимания
филосо* фов начиная с глубокой древности.
Их трактовки изменялись, некоторые
философы исключали наличие случайности
в природе, другие — абсолютизировали
ее. В синергетике, м
i
пример,
понятию случайности и ее роли в самоор*
аиишиии сверхсложных систем отводится
значительное, даже опрел*-; ляющее место.
Категории случайности и необходимости
имеют
большое
методологические значение в целом ряде
няуч-ных направлений^ в биологии и
медицине, в
правоведении
и истории и х д. Фактор случайности в
практической деятельности
людей
не менее значим* чем Нй^ШШШШ
И*» Ш
более
важно понимать их диалектику, их
дрвмиерчив»
единство.
Вопросы философии 19*9, Ш В
Необходимость fi Необходимость вытекает ю вмутреиц^
сущности веши и определяется ее внутри ними женами, структурой, порядком. Необходимость Щщ к понятию закона, она неизбежно проявляется, наступает, пример, неисправные тормоза с необходимостью привел^ к аварии автомобиля, к столкновению сто либо с близлежащ* ми предметами, либо с движущимися другими автомобиля*^ либо приведут к наезду на пешехода. Как конкретно мок* произойти авария, кто окажется жертвой — вопрос случайности, ибо на дороге в определенный момент может оказаться щ ш что угодно. Необходимость здесь определяется внутренним состоянием автомобиля, случайность — внешними обстоять ствами. Необходимость — то, что может произойти, то, чц шпмажж. Необходимость — явление внутреннего порядка, от имеет причину в самой себе, вытекает из внутренней взаимо* сяязи явлений. Но существует не только внутренняя, щ щ внешняя необходимость. Так, необходимостью является протяжение тел друг к другу с силой, прямо пропорционально! массе взаимодействующих тел и обратно пропорциональной расстоянию между ними. Это внешняя необходимость. Случайность также может быть внутренней и внешней. Например, мутации живых организмов носят случайный характер, но они представляют собой явление внутреннего порядка, поскольку сопряжены с перестройкой всего организма. Как же в таком случае различать необходимость и случайность?
Случайность Случайность имеет свое основание не
в сущности веши, а в воздействии на нее других вешей и явлений. В определении необходимости и случайности обычно опираются на категории возможности. Поэтому она может произойти или не произойти. Случайность определяют как то, что может произойти, а может и не произойти, то, что не обязательно возможно. Противоположность необходимости и случайности — противоположность внутреннего и внешнего. Случайность — тип связи^ определяемый внешними причинами.
Дншлфкгика Важно иметь в виду, что понятия внутрсн-необходимости него и внешнего — соотносительные. То, и случайности что является внутренним в одном отношении, # внешнее в другом отношении. На* примеру движение планет по орбитам Солнечной системы обусловлено внутренними отношениями, связывающими эти пламеты в единое целое и определяющими форму орбит, по ■вторым они вращаются. По отношению к Солнечной свете-Щ Другие космические объекты составляют внешнюю среду Но Солнечная система — элемент галактики, занимает определенное место в межзвездном пространстве, и потому зги же самые объекты — внутренний источник эволюции и планет Солнечной системы, и ближайших к ним космических тел. Поэтому и понятия случайности и необходимости соотносительные: случайное в одном отношении является необходимым в другом.
Необходимость и случайность Щ гфогивоположности, но они едины. Всякое явление возникает в силу внутренней необходимости, но так как его возникновение связано с множеством внешних условий, то необходимость неизбежно дополняется случайностью. Это означает, что в чистом виде не существует ни случайности, ни необходимости. Случайность — форма проявления необходимости. Открыть необходимость, причину закон — значит абстрагироваться от несущественного, случайного. Но важно и другое. Исследуя уникальное явление (например, устанавливая автора произведения искусства, либо воспро-I взводя детали какого-либо события, либо расследуя преступление и т. д.), мы отталкиваемся от общего, необходимого, закономерного, на фоне которого можно высветить индивидуальные черты, случайное, единичное, принадлежащее только данному автору, только данному поступку или ситуации.
Фатализм На первый взгляд случайность противоречит
причинности. Объяснение этого противоречия может быть двояким: либо случайное явление не имеет причины, либо случайных явлений вообще не бывает. В действительности любое, в том числе и случайное, явление причинно обусловлено. В понимании случайности н необходимости в XVII—XVIII вв. господствовало представление, что случайности в природе нет. Английский философ Т Гоббс утверждал: «Дождь, который завтра пойдет, необходим, т. е. обусловлен необходимыми причинами; но мы рассматриваем его как нечто случайное и называем его так, ибо еще не знаем причин, которые уже существуют. Вообще случайным называется то, необходимую причину чего мы не можем усмотреть*. Того же мнении придерживается и Гольбах: * Ничто в природе не может произойти случайно; все следует определенным законам; згш законы являются лишь необходимой связью определенных стедствми с причинами.! Говорить о случайном сцеплении «томов либо
1 Гоббс Т. О теле // Избр. прошв,: » 2 § Т. К С. ttt. №.
'•2400
приписывать некоторые следствия случайности значит говорит* о неведения законов, по которым тела действуют, встречаются, соединяются либо разъединяются»1. Как видим, случайность определялась как необходимость, причина которой неизвестна. Достаточно установить причину, и случайность предстает к* необходимость. Такова точка зрения механистического маге* риализма. Случайность изгонялась из научных теорий, она считалась второстепенным, побочным, не имеющим принт* пиальиого значения фактором. Из отрицания случайности еле-дул; что все в мире необходимо. Такая точка зрения имеет своим логическим следствием фатализм: все, что происходит, даже незначительные события, необходимы, неизбежны, являют* ся неотъемлемым звеном в бесконечной цепи причинно-следственных связей. Например, герой «Театральной истории» А. Франса врач Трюбле говорит, что «уже в ту пору, когда солнечная система была еше только бледной туманностью... уже тогда наше существование было давным-давно обусловлено, безвозвратно предопределено, установлено раз и навсегда»5. Фаталистическое представление оценивает как неизбежные любые события: неизбежны не только войны, революции, но и то, что у одного из руководителей нашей страны было рябое лицо, у другого — большое родимое пятно на голове, что дочь Сталина сбежала вСША и т. п. Неизбежно и то, что произойдет в будущем, и нам ничего не остается, как покорно ожидать приговора истории и нашей собственной судьбы. Только в начале XIX в. в диалектике Гегеля, а затем и Маркса была показана связь случайности и *| необходимости. Энгельс подчеркивал: случайность—форма проявления необходимости, необходимость пробивает себе дорогу сквозь толщу случайностей.
* Гольбах. Здравый смысл // Иэбр. антирелигиозные произведения: в 2 т.
Хаос Римский император и философ Марк Ав-
и организация релий Антонин писал в своем дневнике
«Наедине с собой», что существуют две возможности: либо мир является огромным хаосом, либо в нем царствуют порядок и необходимость. В XX в. случайность рассматривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Правда, имела место и абсолютизация случайности, связанная с отрицанием необходимости. Так, Л. Витгенштейн утверждал: «Не существует необходимости, по которой одно должно произойти потому, что произошло друpot Имеется только логическая необходимость... Вне логики •се случайно*1! Однако современная наука наглядно продемонстрировала и ошибочность высказывания Витгенштейна, ■ ошибочность отрицания случайности. В науке и философии XX в. случайность рассматривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Любые природные процессы имеют стохастическую составляющую и протекают в условиях той или иной неопределенности. Исследование поведения сложных открытых систем с нелинейным развитием показывает, что их динамика определяется случайным выбором пути в момент бифуркации. В синергетике установлено, что случайность оказывает длящееся воздействие на систему. Например, после того, как система вышла из состояния бифуркации, ее разви-\ тие по-прежнему определяется теми же случайными воздействиями, которые она испытывала в состоянии бифуркации. В понятиях самоорганизации центральное место начинает за-I нимать хаос, который с древнейших времен представлялся как сугубо деструктивное начало мира. Традиционно под хаосом I понимается нагромождение случайностей как альтернатива I «организации», «порядку». Синергетика зафиксировала ситуа-I ции, когда хаос выступал как некоторое созидательное начало, конструктивный механизм эволюции, когда из хаоса возникает принципиально новая организация.