ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.05.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Синергетике Философские представления о причинности О причинности претерпели длительную эволюцию. Механи­стическое понимание сводится к толкова­нию причины как внешнего силового воздействия. Мир пред-шш как упорядоченное, предсказуемое однозначное взаи-ШШйашм ш. Существование случайности отрицается. Цепа причинения имеют линейный характер, счеаетвие пропорцио­наль** действию причины, к, следовательно» по причинным це-

ИГ ш рашития может быть рассчитан в прошлое и будущее твфтмт* время. Однако развитие научного знания шу шш> жжттшжхль м^глгпшгпгтгтпп^' аетерштнзш. «Де терминизм* представившийся следствием радион&тягн^ко- • динамики, сведется ныне к свойству, цремадокниемуда .тми» в отдельных случаях»* — такова оценка механистического |ңтерминюма* выраженная одним из основателей шкоды синер­гетики, И. Р. Пршйжиным\

С развитием науки возникает представление о стотисине* ских закономерностях и вероятностной природе причин* подследственных связей. Известные уточнения в понимание детерминизма внесла синергетика — наука о еамоорганияшии сложных систем. Целый ряд научных фактов привел ученых к выводу, что любые природные процессы имеют стохас гиче* скую составляющую и протекают в условиях той иди иной неопределенности. Для сложных систем существует, как пря* вило, несколько альтернативных путей развития. Синергетика раскрывает особенности проявления причинно-следственных связей в неравновесных системах. Их развитие ммогонариаш но, при этом возможен не любой вид эволюции» а лишь on редрленный спектр путей. Имеется возможность неожидан­ных поворотов в развитии, поскольку оно совершается через случайные связи. Неравновесные системы более чуктвитедъ* ны к внешним воздействиям, так что даже незначительные по интенсивности влияния могут стать причиной катастро­фических последствий с непредсказуемыми результатами.


§ 12 Случайность и необходимость

При рассмотрении категорий причины и следствии мм неоднократно обращались к понятиям случайности и необхо-димости, возможности и действительности. Понятия случай* ности и необходимости были предметом внимания филосо* фов начиная с глубокой древности. Их трактовки изменя­лись, некоторые философы исключали наличие случайности в природе, другие — абсолютизировали ее. В синергетике, м i пример, понятию случайности и ее роли в самоор* аиишиии сверхсложных систем отводится значительное, даже опрел*-; ляющее место. Категории случайности и необходимости име­ют большое методологические значение в целом ряде няуч-ных направлений^ в биологии и медицине, в правоведении и истории и х д. Фактор случайности в практической дея­тельности людей не менее значим* чем Нй^ШШШШ И*» Ш более важно понимать их диалектику, их дрвмиерчив» единство.

Вопросы философии 19*9, Ш В

Необходимость fi Необходимость вытекает ю вмутреиц^

сущности веши и определяется ее внутри ними женами, структурой, порядком. Необходимость Щщ к понятию закона, она неизбежно проявляется, наступает, пример, неисправные тормоза с необходимостью привел^ к аварии автомобиля, к столкновению сто либо с близлежащ* ми предметами, либо с движущимися другими автомобиля*^ либо приведут к наезду на пешехода. Как конкретно мок* произойти авария, кто окажется жертвой — вопрос случайности, ибо на дороге в определенный момент может оказаться щ ш что угодно. Необходимость здесь определяется внутренним состоянием автомобиля, случайность — внешними обстоять ствами. Необходимость — то, что может произойти, то, чц шпмажж. Необходимость — явление внутреннего порядка, от имеет причину в самой себе, вытекает из внутренней взаимо* сяязи явлений. Но существует не только внутренняя, щ щ внешняя необходимость. Так, необходимостью является про­тяжение тел друг к другу с силой, прямо пропорционально! массе взаимодействующих тел и обратно пропорциональной расстоянию между ними. Это внешняя необходимость. Случай­ность также может быть внутренней и внешней. Например, му­тации живых организмов носят случайный характер, но они представляют собой явление внутреннего порядка, поскольку сопряжены с перестройкой всего организма. Как же в таком случае различать необходимость и случайность?


Случайность Случайность имеет свое основание не

в сущности веши, а в воздействии на нее других вешей и явлений. В определении необходимости и слу­чайности обычно опираются на категории возможности. По­этому она может произойти или не произойти. Случайность определяют как то, что может произойти, а может и не про­изойти, то, что не обязательно возможно. Противоположность необходимости и случайности — противоположность внутрен­него и внешнего. Случайность — тип связи^ определяемый внешними причинами.

Дншлфкгика Важно иметь в виду, что понятия внутрсн-необходимости него и внешнего — соотносительные. То, и случайности что является внутренним в одном отноше­нии, # внешнее в другом отношении. На* примеру движение планет по орбитам Солнечной системы обусловлено внутренними отношениями, связывающими эти пламеты в единое целое и определяющими форму орбит, по ■вторым они вращаются. По отношению к Солнечной свете-Щ Другие космические объекты составляют внешнюю среду Но Солнечная система — элемент галактики, занимает опреде­ленное место в межзвездном пространстве, и потому зги же самые объекты — внутренний источник эволюции и планет Солнечной системы, и ближайших к ним космических тел. Поэтому и понятия случайности и необходимости соотноси­тельные: случайное в одном отношении является необходи­мым в другом.

Необходимость и случайность Щ гфогивоположности, но они едины. Всякое явление возникает в силу внутренней необ­ходимости, но так как его возникновение связано с множест­вом внешних условий, то необходимость неизбежно дополняет­ся случайностью. Это означает, что в чистом виде не существу­ет ни случайности, ни необходимости. Случайность форма проявления необходимости. Открыть необходимость, причину закон — значит абстрагироваться от несущественного, случайно­го. Но важно и другое. Исследуя уникальное явление (напри­мер, устанавливая автора произведения искусства, либо воспро-I взводя детали какого-либо события, либо расследуя преступле­ние и т. д.), мы отталкиваемся от общего, необходимого, закономерного, на фоне которого можно высветить индивиду­альные черты, случайное, единичное, принадлежащее только данному автору, только данному поступку или ситуации.

Фатализм На первый взгляд случайность противоречит

причинности. Объяснение этого противоре­чия может быть двояким: либо случайное явление не имеет при­чины, либо случайных явлений вообще не бывает. В действи­тельности любое, в том числе и случайное, явление причинно обусловлено. В понимании случайности н необходимости в XVII—XVIII вв. господствовало представление, что случайно­сти в природе нет. Английский философ Т Гоббс утверждал: «Дождь, который завтра пойдет, необходим, т. е. обусловлен не­обходимыми причинами; но мы рассматриваем его как нечто случайное и называем его так, ибо еще не знаем причин, кото­рые уже существуют. Вообще случайным называется то, необхо­димую причину чего мы не можем усмотреть*. Того же мнении придерживается и Гольбах: * Ничто в природе не может произой­ти случайно; все следует определенным законам; згш законы яв­ляются лишь необходимой связью определенных стедствми с причинами.! Говорить о случайном сцеплении «томов либо


1 Гоббс Т. О теле // Избр. прошв,: » 2 § Т. К С. ttt. №.

'•2400

приписывать некоторые следствия случайности значит говорит* о неведения законов, по которым тела действуют, встречаются, соединяются либо разъединяются»1. Как видим, случайность определялась как необходимость, причина которой неизвестна. Достаточно установить причину, и случайность предстает к* необходимость. Такова точка зрения механистического маге* риализма. Случайность изгонялась из научных теорий, она считалась второстепенным, побочным, не имеющим принт* пиальиого значения фактором. Из отрицания случайности еле-дул; что все в мире необходимо. Такая точка зрения имеет своим логическим следствием фатализм: все, что происходит, даже незначительные события, необходимы, неизбежны, являют* ся неотъемлемым звеном в бесконечной цепи причинно-следст­венных связей. Например, герой «Театральной истории» А. Франса врач Трюбле говорит, что «уже в ту пору, когда сол­нечная система была еше только бледной туманностью... уже то­гда наше существование было давным-давно обусловлено, без­возвратно предопределено, установлено раз и навсегда»5. Фатали­стическое представление оценивает как неизбежные любые события: неизбежны не только войны, революции, но и то, что у одного из руководителей нашей страны было рябое лицо, у другого — большое родимое пятно на голове, что дочь Сталина сбежала вСША и т. п. Неизбежно и то, что произойдет в буду­щем, и нам ничего не остается, как покорно ожидать приговора истории и нашей собственной судьбы. Только в начале XIX в. в диалектике Гегеля, а затем и Маркса была показана связь слу­чайности и *| необходимости. Энгельс подчеркивал: случай­ность—форма проявления необходимости, необходимость про­бивает себе дорогу сквозь толщу случайностей.

* Гольбах. Здравый смысл // Иэбр. антирелигиозные произведения: в 2 т.

Хаос Римский император и философ Марк Ав-

и организация релий Антонин писал в своем дневнике

«Наедине с собой», что существуют две возможности: либо мир является огромным хаосом, либо в нем царствуют порядок и необходимость. В XX в. случай­ность рассматривается как один из важнейших факторов эво­люции систем. Правда, имела место и абсолютизация случай­ности, связанная с отрицанием необходимости. Так, Л. Вит­генштейн утверждал: «Не существует необходимости, по которой одно должно произойти потому, что произошло дру­pot Имеется только логическая необходимость... Вне логики •се случайно*1! Однако современная наука наглядно проде­монстрировала и ошибочность высказывания Витгенштейна, ■ ошибочность отрицания случайности. В науке и философии XX в. случайность рассматривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Любые природные процессы име­ют стохастическую составляющую и протекают в условиях той или иной неопределенности. Исследование поведения слож­ных открытых систем с нелинейным развитием показывает, что их динамика определяется случайным выбором пути в мо­мент бифуркации. В синергетике установлено, что случайность оказывает длящееся воздействие на систему. Например, после того, как система вышла из состояния бифуркации, ее разви-\ тие по-прежнему определяется теми же случайными воздейст­виями, которые она испытывала в состоянии бифуркации. В понятиях самоорганизации центральное место начинает за-I нимать хаос, который с древнейших времен представлялся как сугубо деструктивное начало мира. Традиционно под хаосом I понимается нагромождение случайностей как альтернатива I «организации», «порядку». Синергетика зафиксировала ситуа-I ции, когда хаос выступал как некоторое созидательное начало, конструктивный механизм эволюции, когда из хаоса возникает принципиально новая организация.