ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.05.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика работы Актуальность проблемы
Методологические основания и теоретическое значение
Положения, выносимые на защиту
Часть 1. Методологическое обоснование психотехнической системы
1.1. От психологической практики – к психотехнической теории
1.2. Методологический смысл психологического схизиса
1.3. История психотерапевтических упований
Часть 2. Общепсихологические основания психотехнической системы «понимающей психотерапии»
2.1. К проблеме единства общепсихологической теории
2.3. Стратиграфия и структура сознания
Часть 3. Психотерапевтическая теория
3.1. Специфика психотерапии с позиции теории переживания
3.2. Уровни переживания и базовые психотехнические единицы
3.3. Структура психотерапевтической ситуации
Часть 4. Психотерапевтическая техника
4.1. Методический алфавит понимающей психотерапии
4.2. Психотехнические расширения
4.3. Психотерапевтические методики
5. Психотерапевтическая дидактика (приложение).
5.1. Образовательные формы и дидактические принципы понимающей психотерапии
5. Категориальная пара «переживание – понимание» описывает методологический комплекс «центральный предмет - метод» психотехнической системы понимающей психотерапии. На конкретном теоретико-техническом уровне эта категориальная пара раскрывается как система следующих психотехнических единиц: 1)«рефлексия – майевтика», 2)«сознавание – кларификация», 3)«непосредственное переживание – эмпатия», 4)«бессознательное – интерпретация», в каждой из которых «левый» полюс – один из уровней осуществления работы переживания клиента, а «правый» – один из методов понимания, реализующих в психотерапевтическом диалоге работу сопереживания терапевта.
6. Теоретической базой описания структуры терапевтической ситуации в понимающей психотерапии служит «интегральная психологическая единица жизненного мира», в которой синтезированы важнейшие категориальные достижения отечественной общей психологии – категории деятельности, отношения, установки и общения.
7. Система дидактических принципов, которые обеспечивают образовательный процесс, соответствующий содержанию и методологической форме понимающей психотерапии, включает в себя принципы «психотехнического мышления», «диалогизма», «майевтики», «бытия», «опыта», «мастерства» и «личности». Образовательный процесс в понимающей психотерапии несет не только учебную, но и исследовательскую функцию.
Апробация работы
Различные аспекты и части диссертационного исследования были представлены автором в виде докладов на конференциях, семинарах и симпозиумах, среди которых: Международный симпозиум по проблеме бессознательного (Тбилиси, 1979); VΙΙ съезд Общества психологов СССР (Москва, 1987); ΙV съезд независимых психиатров (Москва, 1991); Московская Международная конференция по гуманистической и трансперсональной психологии (Голицыно, 1991); Вторая Московская Международная конференция по гуманистической и трансперсональной психологии (Голицыно, 1992); Международная конференция «Психоанализ и науки о человеке» (Москва, 1992); Симпозиум по теории деятельности (Москва, 1992); Международная конференция «Мировая психотерапия: от конфронтации к диалогу школ» (Москва, 1994); Международная конференция «Психотерапия сегодня (медицина, психология, социальная работа» (Москва, 1999); 4-ая Международная конференция по философии и психиатрии (Флоренция, 2000); Международная конференция по экзистенциальной психологии и психотерапии (Москва, 2001); Международная научно-практическая конференция «Европейское качество профессионального высшего образования: критерии оценки и динамики развития» (Рига, 2004); Y Юбилейные Эльконинские чтения (Москва, 2004); Методологический семинар Ученого совета Психологического института РАО (Москва, 2004); Международная научная конференция "Проблема смысла в науках о человеке" (к 100-летию Виктора Франкла) (Москва, 2005); Четвертая межрегиональная научно-практическая конференция "Психологические и педагогические проблемы современной реабилитологии» (Зеленоград, 2005); Международный коллоквиум «Семантика молчания и тишины» (Рига, 2005); Всероссийская научно-практическая и методическая конференция «Современные проблемы прикладной психологии» (Ярославль, 2006); Международная конференция «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы» (Москва, 2006).
Материалы диссертации были обсуждены на расширенном заседании Ученого совета факультета психологического консультирования МГППУ и Лаборатории научных основ психотерапии и психологического консультирования Психологического института РАО (30 мая 2007).
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, 4 частей, 12 глав, заключения, выводов, списка литературы и 2 приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Содержание работы
Во Введении выдвигается проблема, ставится общая цель исследования, описываются основные задачи и план работы, характеризуется теоретическое и практическое значение проведенного исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
Часть 1. Методологическое обоснование психотехнической системы
В первой части проводится методологический анализ историко-научного контекста, в котором происходит построение понимающей психотерапии.
1.1. От психологической практики – к психотехнической теории
80-е годы можно считать началом нового этапа развития отечественной психологии. Появление в эти годы первых психологических служб знаменовало собой рождение самостоятельной психологической практики. Историческое значение этого события трудно переоценить: психология обретает в психологических службах свое тело, эти службы для психологии - то же, что школа для педагогики, церковь для религии, клиника для медицины.
Необходимо различать понятия «практической психологии» и «психологической практики». «Практическая психология» – есть участие психологии в «чужой» социальной практике. Каждая такая практика дает свое «ведомственное» имя соответствующему разделу психологии (медицинская психология, педагогическая, спортивная и т.д.). В этих сферах социальной практики психологии извне диктуются конечные цели и задачи, ценности и критерии, задаются априорные психологическому опыту категории, определяется ограниченная зона профессиональных прав и ответственности психолога. Профессиональное бытие психолога в клинике, школе, на заводе, в армии проходит под знаком факультативности. В этих сферах наблюдается устойчивая тенденция к отчуждению психолога от собственно психологического мышления. Эта тенденция потенциально преодолима, и все же для полноценного роста психологии необходимо развитие сферы психологической практики, а не только практической психологии.
Появление собственно психологической практики меняет внутреннюю структуру психологии, она оказывается не просто «наукой», внедряющейся в «практику», а дисциплиной, включающей в свой состав и «теорию», и «практику», причем практика становится первичным, системообразующим элементом, требующим нового типа теории. В соответствии с методологической программой Л.С. Выготского базовой методологической установкой психологии должна стать «философия практики», или «методология психотехники».
Психологическую теорию, основанную на философии практики, можно обозначить как «психотехническую». Ее эпистемология значимо отличается от эпистемологии традиционной, «академической», а точнее сказать, натуралистической психологической теории. В табл.1 представлены результаты сравнительного анализа этих двух типов концепций.
Табл.1. Сравнение психотехнической и естественнонаучной теории
аспект познания |
«естественнонаучная» теория |
«психотехническая» теория |
Философия и методология |
Гносеологизм, натурализм |
Философия практики |
Аксиология |
Процесс познания аксиологически нейтрален |
Ценности имманентны процессу познания |
Основной адресат |
Академический психолог или специалист другой профессии |
Психолог-практик |
Субъект познания |
Незаинтересованный отстраненный наблюдатель |
Заинтересованный, участный |
Контакт исследователя и исследуемого |
Минимизированный, стандартизированный, эмоционально нейтральный. |
Интенсивный, уникальный, эмоциональный, объединяет, участников психотехнической ситуации в «совокупного» субъекта |
Процесс и процедуры исследования |
Запрограммированные в пределах данного опыта процедуры |
Гибкие процедуры с тонкой настройкой на текущую ситуацию опыта |
Основные типы знания |
Знание «объективное», неперсонализированное, в третьем лице - о "них". Знание испытуемого о себе - лишь материал для «объективного» анализа |
Обязательное присутствие в исследовании знания личностного, смыслового. Это знание «о тебе», «о себе», «о нас», в то же время знание «твое», «мое», «наше» |
Предмет теории |
Представлен в "форме объекта" (т.е. натуральной сущности, не зависящей от процедур исследования) |
Психотехническая теория – теория практики, работы-с-объектом, а не самого объекта |
Соотношение центральной категории и метода |
К центральной категории (выражающей центральный предмет исследования) подбирается метод, способный выделить из реальности фрагмент, максимально соответствующий идее этой категории |
Центральная категория выступает как конструктивный и объяснительный принцип практического метода, а он, в свою очередь, является оптимальным эмпирическим исследовательским методом для предмета, выражаемого этой категорией. |