Файл: Выпускная квалификационная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.05.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.3 Краеведческий принцип в обучении географии и его значение

Как любая система, географическое краеведение в школе представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов географического краеведения — это его задачи, и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения, планирования и руководства.

Географическое краеведение как система в учебно-воспитательной работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и образования. Основными задачами географического краеведения, направленными на практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом являются, во-первых, всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий родного края и, во-вторых, использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений и навыков учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.

Составными частями географического краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.

Школьное географическое краеведение—составная часть школьного краеведения. Оно направлено на всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками (в учебное и внеурочное время) природы, природных богатств, населения и хозяйства местного края, т. е. изучение географии своей местности, или «малой географии». На примерах знакомых фактов, касающихся окружающей природы и хозяйства, учащиеся практически, наглядно знакомятся с важнейшими географическими понятиями. В этом случае будет иметь место краеведческий принцип в преподавании географии. Следовательно, развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся—краеведческий принцип в преподавании географии.

На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки, тогда как многие учителя краеведение связывают с организацией походов и кружковой работой по изучению края. Это происходит оттого, что практически в школе бывает легче заинтересовать учащихся однократным краеведческим походом, чем наладить систематическое изучение края. От учителя требуется меньше усилий для организации похода, чем на постановку всего преподавания географии на краеведческой основе. В этом и кроется одна из причин того, что внеклассное краеведение получало более широкое распространение, а его связь с учебными занятиями была недостаточной. При правильной организации краеведения в школе должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий со всей краеведческой работой.


Основными краеведческими факторами активизации учебно-воспитательной работы являются: а) содержание краеведческого материала как источника возбуждения познавательного интереса учащихся, которое способствует осознанному пониманию причинно-следственных связей в природных и экономических явлениях и процессах; б) практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом. Этот принцип, являясь методологической основой школьного краеведения, выступает одним из важнейших средств активизации учебно-воспитательной работы; в) создание проблемной ситуации, связанной с решением учебно-практических задач краеведческого содержания, которая является основным источником активизации мыслительной деятельности школьников; г) организация наблюдений за природными и социально-экономическими явлениями родного края и использование добытых учащимися краеведческих знаний в учебной и воспитательной работе; д) организация учебных и внепрограммных экскурсий, походов по родному краю, близких и дальних путешествий, тематических экспедиций, вечеров встреч, олимпиад, конференций и других работ краеведческого содержания; е) система групповых и индивидуальных самостоятельных заданий (письменно-графическое оформление краеведческого материала, составление отчетов, докладов, рефератов, альбомов) и поисково-исследовательских задач; ж) организация общественно полезной деятельности учащихся и привлечение их к агитационно-пропагандистской работе краеведческого содержания.

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.

Вместе с тем связь с местными предприятиями в процессе их краеведческого изучения способствует осуществлению обучения, требующего ознакомления учащихся с техникой и технологией производства.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережного отношения к “зеленому другу” и жителей городов. В работу по изучению своего микрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений.


Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять участие и в дальнейшем обогащении родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами.

Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.

Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений воспитывает у школьников активное природоохранительное отношение к ней.

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы.

Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.


Глава 3. Поисково-исследовательская деятельность

3.1. Использование краеведческого исследования в образовательном процессе

Понятие «творческое самовыражение» личности рассматривается, как стремление человека осуществиться, реализовать свое «Я» посредством проявления и развития своих личностных возможностей и способностей в процессе краеведческого исследования.

Основные подходы к содержанию процесса творческого самовыражения в контексте личностно-ориентированного образования: гуманистический, индивидуально-личностный.

Реализация данных подходов определяет успешность творческого самовыражения ребенка и обеспечивает развитие его духовного мира. Благодаря процессам диалога личности с собой; раскрытия и укрепления духовных сил ребенка; психологической помощи и педагогической поддержки в исследовательской деятельности достигается психологическая комфортность образовательного процесса.

Включение краеведческого исследования в систему школьного образования отвечает интересам обучения детей, способствует формированию у учащихся доступного понимания и знаний об основных исторических категориях, социально-экономических этапах развития страны. Краеведческое исследование является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков.

Школьное краеведение находится в тесной связи с научным. Поэтому при организации образовательного процесса лучше непосредственное наблюдение, сравнительно-исторический анализ, описание событий, самостоятельный поиск. Краеведческое исследование имеет и очень важную составляющую - приобретение знаний, самовыражение учащихся.

В ученических исследованиях следует различать два вида открытий: субъективный - открытие истины, известной обществу, но неизвестной самому ученику; объективный - открытие нового, неизвестного науке, имеющего научно-практическое значение.

Обязательной частью краеведческой работы является участие в поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская работа по краеведению выводит учащихся за рамки урока, школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к жизни.