Файл: диплом. Курбангалеева.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уже в 1906 году Кристабель Панкхерст рассуждала: «Главное правило политической жизни - никогда не выходить из себя перед прессой и общественностью. Но даже преувеличенные и искаженные сведения, которые делают нас ужасными, чем мы есть на самом деле, говорят миру, что мы желаем право голоса»1.

К 1906 году состоялся переезд штаб-квартиры из Манчестера в Лондон. К этому времени были сформулированы основные установки и принципы новой тактики. На протяжении всей истории милитанского движения наблюдается его эволюция в сторону большего экстремизма. Ни программа, ни манифесты ЖСПС никогда не настаивали на том или ином конкретном способе протеста. Все акты воинственности были индивидуальны, спонтанны и импровизированы. Если суфражистки признавали социальный порядок, верховенство закона, то суфражетки были убеждены, что путь к человеческому прогрессу лежит через разрушение и хаос, через революцию.2 Более полное представление о методах, используемых милитантками, дает конституция Женского союза (1909):

  1. Действия, полностью не зависящие от всех политических партий.

  2. Оппозиция любому правительству, находящемуся у власти, до того времени, пока избирательное право не будет распространено на женщин.

  3. Участие в предвыборных кампаниях независимо от всех кандидатов.

  4. Энергичная агитация, содержание которой оправдано позицией человека, объявленного вне закона, - на это положение обречены в настоящее время женщины.

  5. Обеспечение всем женщинам страны возможности адекватного выражения их желания политической свободы.

  6. Влияние на общественное мнение всеми известными способами, такими как митинги, демонстрации, публичные дискуссии, распространение литературы, делегации к членам парламента.3

В этом документе делается упор на необходимость противостояния правительству, а не сотрудничество с ним. «Наш враг - это правительство, а не члены парламента и не мужчины. Только правительство способно дать нам право голоса»1, - утверждала Э. Панкхерст.

Деятельность сторонников Женского союза отличалась широким размахом, суфражетки проявляли незаурядное остроумие и изобретательность в работе с общественностью. Так, они впервые начали использовать для рекламы своей компании специально изготовленные значки и открытки. Характерный лозунг «Голосуйте за женщин!» появлялся даже на пуговицах и игральных картах.


Поскольку правительство не выражало готовности удовлетворить требования участников женского движения, суфражетки переходили к все более радикальным действиям. После провала в 1910 году так называемого «примиренческого билля» руководство ЖСПС приняло решение об изменении тактики. Вместо массовых митингов и схваток с полицией объявлялась атака на собственность. Началась акция с чисто символических действий, например, метание камней в окна правительственных учреждений. С 1912 года, когда был отклонен очередной билль о реформе, наступила более радикальная фаза атаки на собственность: милитантки портили площадки для гольфа, устраивали поджоги на железнодорожных станциях. К 1913 году в тюрьмах оказались тысячи женщин, пострадавших за свои убеждения.2

ЖСПС не был массовой организацией, но точное число участниц назвать невозможно. Организация не тратила время на формальности и на бумажную волокиту. Общество располагало огромными денежными средствами, так как среди жертвователей были и самые богатые люди страны.

Асоциальное поведение, экстремизм суфражеток не одобрялись обществом, их считали «женщинами-бандитками», поэтому поддержку и понимание они могли найти чаще всего друг в друге. В 1912 году из уст Эмелин Панкхерст прозвучала знаменитая фраза: «Я призываю участников собрания к восстанию! Будьте воинственными каждая по-своему. Я беру ответственность за все, что вы делаете»1.

В 1907 году произошел раскол организации. Виной всему были личные разногласия между Эмилин Панкхерст и Карлоштой Деспард, которая создала организацию «Женская лига свободы». В 1912 году произошел более серьезный раскол: супруги Петик-Лоуренс и их единомышленники отделились от основной организации и сосредоточились на издании газеты суфражеток «Голосуйте за женщин», поскольку не считали целесообразным продолжение активной воинствующей деятельности.

Пиком эволюции ЖСПС и одновременно тревожным показателем явилась смерть Эмили Вилдинг Дэвидсон. 4 июня 1913 года Дэвидсон решила заявить о суфражетках, прикрепив флаги цветов организации (фиолетовый, белый и зеленый) к лошади, которая участвовала в показательном забеге перед королевской семьей. Дэвидсон выскочила на поле забега с целью запрыгнуть на лошадь, но была затоптана насмерть. После произошедшего состоялось шествие суфражисток с плакатами: «Дайте мне свободу или убейте меня».2

Начало Великой войны пресекло деятельность женского союза. Всю свою энергию и энтузиазм суфражетки обратили в фанатичный патриотизм.


Новые обстоятельства открывали дополнительные возможности для реализации себя как общественного деятеля. Перед своими единомышленниками и публикой руководство объявило свои боевые методы неэффективными в условиях, когда страна столкнулась с насилием в гораздо больших масштабах.

Деятельность милитанток имела разнообразные и неожиданные последствия. С одной стороны, Женский социал-политический союз привлек внимание общественности, менее чем за десять лет было вовлечено огромное количество сторонниц. С другой стороны, насильственные действия милитанток породили настороженное отношение и антипатию к женскому движению. Можно сказать, что деятельность ЖСПС скорее нанесла ущерб общему делу. Суфражистки, которые вели борьбу традиционным способом, достигли определенного прогресса, общественное мнение и парламент до 1906 года занимали в основном просуффражистскую позицию.


Список источников и литературы

1.Источники

  1. Бовуар С. Второй пол // Симона де Бовуар.- М: Прогресс, 1997.- 832с.

  2. Милль Дж. Стюарт Подчиненность женщины // Стюарт Дж. Милль.-СПб, 1896.- издание книгопродавца С. В. Звонарева. - 255 с.

  3. Уоллстоункрафт М. В защиту прав женщины // Феминизм: Проза, мемуары, письма. М., 1992. - 176 с.

  4. Fawcett M. G. Women’s suffrage. A short history of great movement // L.: T.C. & E. C. Jack, 1911. – 104 p.

  5. Pankhurst C. America and the War // L.: Effect Upon, 1914. - 108 p.

  6. Pankhurst E. My Own Story // N.Y.: Hearst International Library, 1914. - 140 р.

  7. Pankhurst S. The story of my four weeks in Holloway goal // McClure. - L.1913. - P. 19-23

  8. Pankhurst S. The Suffagette Movement: an Intimate Account of Persons and Ideals // L.: Magniff, 1977. - 122 p.

  9. Pankhurst S. Unshackled: the Story of How We Won the Vote // L.: Lores, 1987. - 212 p.

2.Литература

2.1.Отечественная

  1. Айвазова С.И. Женское движение и политика // Массовые движения в современном обществе. - 1990. - С.117-125.

  2. Вершинина Д.Б. Политическая культура и идеология в странах Запада: гендерный аспект: учебное пособие // Пермский государственный университет.- Пермь, 2008.- 129 с.

  3. Вершинина Д.Б. Проблемы милитаризма и пацифизма в британском суфражистском движении периода Первой мировой войны // россия и мир в конце XIX- начала ХХ. Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученных, аспирантов и студентов. Пермь, 2009. - С. 74-77

  4. Воробьёва О., Синельникова И. Дочери Маркса // М.: Мысль. 1967. - 273 с.

  5. Гафизова Н.Б. Пацифизм в международном женском либеральном движении (конец XIX- начало ХХ века) // Российские женщины и европейская культура. СПб., 2001.- С. 179-183

  6. Новикова Н.В. Пацифизм и интернационализм в британском суфражистском движении в годы первой мировой войны // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сборник научных статей / Под ред. И.Р. Чикаловой. - Минск, 2002.- Вып. 2. - С. 82-94

  7. Пронина А.В. Суфражизм как фактор развития гражданской идентичности и правового сознания женщин в Англии // Гражданское общество в России и за рубежом.- М., 2013.- №1. - С.46-48

  8. Степанова Н. Женщины в парламенте: «роскошь» или необходимость? // Женщина в обществе.- М., 1993. - С. 176-180

  9. Успенская В. И. Суфражизм в истории феминизма // Женщины в социальной истории России. - Тверь, 1997. - C. 70-80.

  10. Школьников И. А. Лейбористская партия Великобритании и суфражистское движение // Диалог со временем. - М., 2007.- №19. - С. 284-299.

  11. Школьников И.А, Шнырова О.В. Суфражизм и политические партии в Великобритании в середине Х1Х-начале ХХ вв.: опыт взаимодействия // Гендерная реконструкция политических систем.- СПб.: Алетейя, 2004. - С. 45-69.

  12. Школьников И.А. Мужской суфражизм в Великобритании: риторика и репрезентации // Гендер и общество в истории. СПб., 2007.- C. 571–592.

  13. Шнырова О.В. За свободу! За честь!» Суфражистская миссия в революционную Россию // Россия и Британия. Вып. 4. Связи и взаимные представления. XIX-XX века. М.: Наука, 2006. -136 с.

  14. Шнырова О.В. Социально-правовой статус женщины в викторианской Англии и суфражистское движение // Вестник ИвГУ, 2008 выпуск 4, серия «Гуманитарные науки».- С. 17-28

  15. Шнырова О.В. Суфражизм как образ жизни // Адам и Ева, №8 М., 2004.- С. 26-29

  16. Шнырова О.В. Слабый пол? Женщины Великобритании в Первой мировой войне // Новая и новейшая история, 2008.- №1.- С.83-99

  17. Шнырова О.В. Антисуфражизм как зеркало суфражизма // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М., 2005.- №9.- С. 67-83

  18. Шнырова О.В. Общественное мнение и проблема политических прав женщин Великобритании середины Х1Х – начала ХХ вв. // Личность, культура, общество. М, 2004.- С. 52- 63

  19. Шнырова О.В., Школьников И.А. Суфражизм и политические партии в середине ХIХ-начале ХХ вв. // Гендерная реконструкция политических систем. Спб., «Алетейя», 2004.- С. 28-53

  20. Шнырова О.В. Борьба женщин за политические права в Великобритании. Суфражизм // Социально-правовой статус женщины в исторической ретроспективе. Материалы международной научной конференции. Иваново,1997.- С. 31-46