ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
Факторный анализ - метод исследования объектов (систем), основу которого составляет установление степени влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект машины, элементы совокупных затрат, производительность труда и т.п.) в целях разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функционирования объекта (системы).
Применение методов факторного анализа требует большой подготовительной работы и трудоемких работ по установлению моделей расчетов.
Индексный метод применяют при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.
Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.
Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления некоторых показателей и оформления результатов анализа.
Функционально-стоимостныи анализ (ФСА) — это метод системного исследования применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) в целях повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.
Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяют для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.
Развитие научного менеджмента в России многие авторы разделяют на 3-4 этапа. Так, И.И. Семенова рассматривает четыре этапа развития менеджмента в СССР и России:
развитие теории и практики управления в СССР в 1920- 1930-е гг.;
совершенствование системы хозяйственного руководства в 1940-1960-е гг.;
перестройка системы управления в 1960-1990 гг.;
современная концепция менеджмента и формирования российской модели менеджмента.
Первый этап — это время построения социализма в СССР, потребовавшего создания новой общественной организации управления социалистическим производством. В эти годы появляются «всеобщая организационная наука» А.А. Богданова, «трудовые установки» А. К. Гастева, создание теории «социалистической рационализации» О.А. Ерманского, теории «всякой организационной деятельности» П.М. Керженцева и др.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период основным принципом управления был хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Первая реформа системы управления экономикой состоялась в 1965 г.: была упразднена территориальная система управления, народное хозяйство вернулось к отраслевой системе. Для этой цели были созданы 11 союзно-республиканских и 9 союзных министерств.
На повышение эффективности производства была направлена реформа 1979 г., на ускорение социально-экономического развития страны — реформа 1986 г. Наконец, в 1992 г. был осуществлен переход к рыночным отношениям, который продолжается по настоящее время.
Базовые принципы российского типа управления, сформулированные И.И. Семеновой :
использование в управлении концепции государственного регулирования экономики, включая стратегическое управление;
свобода выбора концепции для создания оптимальной модели управления, не отвергая при этом сложившихся традиционных методов управления;
управление на основе постоянных нововведений, при том что важнейшей составной частью российского менеджмента должны стать инновации;
отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах и приобретение возможностей менеджерам высшего уровня оперативно реагировать на быстроменяющуюся внешнюю ситуацию;
использование в качестве менеджеров крупных компаний специалистов, имеющих негативный опыт собственного бизнеса, но не утративших предпринимательского интереса;
выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы;
создание системы социальной защиты населения, проведение ее под лозунгом «благосостояние для всех»;
введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, годовых планов использования государственного бюджета;
совершенствование методов мотивации и управления персоналом;
повышение конкурентоспособности продукции и предприятий на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления.
|
Тема: «Инновационный менеджмент»
План: Инновационный менеджмент.
Управление проектами.
Форма тройственной ограниченности.
Разработка и внедрение новой продукции Инновационный менеджмент Основные положения теории инноваций были высказаны еще в 1930-е годы известным экономистом Й.Шумпетером, затем дальнейшее развитие теория получила в конце 1970-х – начале 1980-х гг. в работах западноевропейских исследователей (Г.Менша, Х.Фримена, Я. Ван Дейна, А. Клянкнехта и др.). В советской экономической литературе анализ инновационной теории нашел наиболее полное отражение в работах С.П. Аукуционека. Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
разработку планов и программ инновационной деятельности; -наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрения;
рассмотрение проектов создания новых продуктов;
проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.
Как и для любой другой области менеджмента, для инновационного менеджмента характерны четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство. На каждой стадии цикла решаются определенные задачи.
Планирование – составление плана реализации стратегии.
Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.
Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.
Особенность современного этапа развития инновационной деятельности – образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.
В современных условиях в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.
Особенно заметны эти тенденции проявляются в инновационном менеджменте у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, средства связи, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.
Управление проектами.Управление проектами (англ. project management) — область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели при балансировании объемом работ, ресурсами (такими как время, деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками в рамках некоторых проектов, направленных на достижение определенного результата при указанных ограничениях.Управление проектом — применение знаний, навыков, инструментов и методов для планирования и реализации действий, направленных на достижение поставленной цели в рамках проектных требований.
^ Классическая форма Тройственной Ограниченности Тройственная ограниченность описывает баланс между содержанием проекта, стоимостью, временем и качеством. Качество было добавлено позже, поэтому изначально именована как тройственная ограниченность. Как того требует любое начинание, проект должен протекать и достигать финала с учетом определенных ограничений. Классически эти ограничения определены как содержание проекта, время и стоимость. Они также относятся к Треугольнику Управления проектами, где каждая его сторона представляет ограничение. Изменение одной стороны треугольника влияет на другие стороны.
Основные этапы инновационного процесса
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.
В теории и практике нет единого подхода к составу этапов жизненного цикла продукта. В методологии комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП), которая широко используется в странах СНГ, рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукта: исследование и разработка; изготовление; обращение и реализация; эксплуатация и потребление. тВ соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы: Этап 1. Систематизация поступающих идей: сбор информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР, служб маркетинга производственных отделений, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации); сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции, определение размеров риска; сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития. Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта: определение возможностей и практической реализации идей; выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий; соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития; определение патентной чистоты будущего изделия. Этап 3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга: техническая разработка продукта; определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств; оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж; определение расходов на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции; наличие необходимых ресурсов для производства новой продукции; сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок; анализ и оценка рентабельности производства, разработка маркетинга по продукту. Этап 4. ^ Создание нового продукта: разработка конкретной программы развития нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы; создание образца и проведение технических испытаний; определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки. Этап 5. Тестирование на рынке: тестирование на ограниченном рынке в течение не менее трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и т.д.); выбор оптимальных каналов реализации; выбор средств и методов рекламы; организация технического обслуживания. Этап 6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей: коммерческое обоснование нововведения: объем продаж, рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров, известность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями; производственные возможности фирмы: использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом; финансовые возможности: общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предполагаемые результаты: прибыльность или убыточность на расчетный период; соответствие нормативным показателям – стандартам, государственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции; обеспечение патентной защиты нововведения.