ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
Прирост реального ВВП должен превышать прирост населения страны, т.е. должен возрастать ВВП/душу населения.
Прирост ВВП – не за счёт вредных товаров (алкоголь, табак …);
При равномерном распределении доходов (КДЖИНИ не должен увеличиваться);
Без ухудшения экологии.
Таким образом, экономическое развитие предполагает повышение качества жизни на базе экономического роста.
Экономический рост и развитие – на основе ресурсов, т.е. национального богатства. Национальное богатство – природный, человеческий и воспроизводимый капиталы страны. Рост экономики → либо экстенсивно (↑ресурсов), либо интенсивно (лучшее использование ресурсов).
Экстенсивный тип осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов без изменения технического уровня производства и, очевидно, ограничен. Интенсивный тип экономического роста осуществляется за счет качественного совершенствования производства.
Общие факторы экономического развития страны:
Природные ресурсы
Трудовые ресурсы
Выгодное географическое расположение
Уровень техники и технологии
Развитие науки, инновационная деятельность
Уровень доходов (совокупный спрос)
Величина инвестиций, норма накопления (Н/ = И / ВВП x 100%)
Социально-политические факторы (стабильная политическая система, эффективное образование, уровень культуры и пр.)
Значение инновационной деятельности:
И экстенсивный, и интенсивный типы роста возможны только при инновационной деятельности (ИД).
ИД требует затрат и сопровождается риском, идти на эти затраты и риск заставляет конкуренция.
Итак, существует причинно-следственная связь: конкуренция ® инновации ® НТП ® экономическое развитие ® социальный прогресс. ВЫВОД: благосостояние общества, в конечном счете, определяется эффективностью ИД.
«Волновая теория» и инноватика: экономическое развитие осуществляется циклично. Методологической основой инноватики стала волновая теория русского экономиста Н.Д. Кондратьева (1892-1938гг., доклад в 1926г. «Основные проблемы экономической динамики»). Й.Шумпетер опубликовал работу «Экономические циклы» в 1939г.
Виды экономических циклов:
короткие (~ 3летние, «циклы Китчина», потребительские циклы);
средние (~10 лет, «циклы Жугляра» или промышленные циклы);
длинные («волны Кондратьева», ~ 50 лет).
Основные положения концепции «длинных волн»:
Экономическое развитие осуществляется волнообразно: волна набирает силу, затем затухает. Цикл длится примерно 50 лет;
Основа технологического уклада – т.н. инновационный кластер (совокупность взаимосвязанных инноваций);
В период спада волн могут происходить социальные потрясения;
Циклы носят международный характер нарушения и восстановления экономичес-кого равновесия.
Современная наука выделяет 5 технологических укладов (волн):
1790-1850гг. – производство с использованием энергии воды (повышательная фаза до1817г., затем понижательная фаза);
1850-1896гг. ‑– производство на основе энергии пара (паровой двигатель), п/ф – до 1875г.;
1896-1945гг. – эл/энергия + радио, авто, самолет и пр., п/ф – до 1920 г.;
1945-1995гг. – атомная энергия, ЭВМ (п/ф –до 1966г.);
1995-2045гг. – компьютеризация, биотехнологии, нанотехнологии и пр.
Кондратьев проанализировав статистику за 140 лет, выделил 3 первых цикла. ‑III. Экономическое развитие осуществляется на основе НТП, а НТП реализуется через разработку и внедрение новшеств.
Новшество (новация) – это существенное изменение, направленное на достижение положительного эффекта.
Инновация (нововведение) - это примененное (реализованное) в практике новшество. Условия превращения новшества в инновацию (свойства инновации):
Существенная новизна;
Производственная применимость;
Коммерческая реализуемость.
Цель инноваций - получение положительного эффекта, который выражается в конкурентных преимуществах, приобретаемых фирмой. Причина осуществления инноваций – конкуренция, угроза потери конкурентоспособности, стремление устранить противоречие между реальным и желаемым состояниями (снижение спроса ® продуктовая инновация) Инновационный процесс – это деятельность по созданию, освоению и распространению (диффузии) новшеств. Этапы инновационного процесса: Создание новшества (включает фундаментальные и прикладные исследования, а также ОКР - создание опытного образца, прототипа);
Освоение новшества (разработка технологии, организация производства, вывод на рынок)
Распространение инновации (диффузия).
ИП продолжается от возникновения идеи изменения до коммерческого использования инновации (точнее, до момента возврата инвестиций, получения прибыли от инновации). Й.Шумпетер отмечал, что определяющим в НТП и социальном прогрессе является скорость и непрерывность диффузии инноваций. Диффузия инноваций - процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих новшество вслед за новатором (пионером). 1 и 2 этапы ИП (создание и освоение новшества) являются затратными и рискованными. Инвестиционная деятельность, осуществляемая на данных этапах, называется венчурной (рисковой).
Скорость осуществления ИП характеризует показатель – «инновационный лаг».
Инновационный лаг:
Временной интервал от появления новшества до превращения его в инновацию, приносящую эффект.
Срок окупаемости новшества - время возврата инвестиций, продолжается до момента получения прибыли от инновации.
В США и Японии его называют ТАТ (turn-around time – успевай поворачиваться). Этапы инновационного процесса:
Факторы, определяющие инновационный лаг:
- Сравнительное превосходство инновации над существующими аналогами (чем больше, тем быстрее восприятие);
Преемственность – соответствие опыту потреби-телей;
Сложность – трудность понимания сути иннова-ции, выгоды от ее использования;
Делимость внедрения – возможность оценивать результаты по этапам;
Наглядность – возможность описать полезность и выгоду применения.
Субъекты инновационного процесса (Й.Шумпетер) по типу инновационного поведения: -новаторы (2,5% субъектов рынка)
ранние реципиенты (13,5%)
раннее большинство (34%)
запоздалое большинство (34%)
отстающие (16%).
Условия успешной ИД:
Инновационный потенциал предприятия;
Эффективность инновационной инфраструктуры в стране.
Инновационный потенциал предприятия – это способность компании к созданию и использованию нововведений.
Инновационный потенциал предприятия определяется следующими факторами: - Интеллектуальными ресурсами компании (наличием сотрудников, способных генерировать новые идеи);
Системой управления на предприятии, приспособленной для инновационной деятельности;
Наличием денежных средств для финансирования разработок;
Наличием материально-технических ресурсов для обеспечения инновационного процесса.
Инновационная инфраструктура – это совокупность институтов, обеспечивающих инновационный процесс по следующим направлениям: - Правовое обеспечение;
Кадровое обеспечение;
Финансовое обеспечение;
Информационное обеспечение (система научно-технической и коммерческой информации);
Экспертное обеспечение (экспертиза инновационных проектов для определения эффекта);
Маркетинговое обеспечение (продвижение инноваций, в т.ч., реклама, выставочная деятельность, торговля лицензиями и пр.).
Вопросы к теме 1: Объект и предмет инновационного менеджмента.
|
Тема: «Сущность инновационного менеджмента»
В самом общем виде инновационный менеджмент— это система подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала России в целом, каждого предприятия, каждой организации в частности.
Инновационный менеджмент является одной из форм общего, функционального менеджмента, объектом которого выступают процессы инновационно-технологического развития. Другими словами, инновационный менеджмент представляет собой систему, совокупность систематизированных знаний по современному менеджменту о методах создания трудоемких инноваций и их эффективности.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью являетсяопределение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.
Основоположником системы научного менеджмента по-праву считается известный английский ученый Фредерик У. Тэйлор. Свои принципы научного управления он впервые опубликовал в 1911 г.
«Во-первых. Администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубо практические методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии.
Во-вторых. Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел.
В-третьих. Администрация осуществляет сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.
В-четвертых. Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими...
...Эта комбинация инициативы рабочих в соединении с новыми типами функций, осуществляемых администрацией предприятия, и делает научную организацию в столь значительной мере превосходящей по производительности все старые системы».