ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
В своих работах он сформулировал две основные задачи менеджмента:
обеспечение наибольшего процветания предпринимателя;
повышение благосостояния каждого работника.
При этом под процветанием предпринимательства, что очень важно и поныне, он понимал не только получение высокой прибыли, но и дальнейшее развитие бизнеса. Говоря же о повышении благосостояния работников, он имел в виду не только их высокую заработную плату в соответствии с затраченной энергией, но и развитие в каждом работнике потенциала, который заложен в нем природой.
Принципы научной организации труда, разработанные Ф. Тэйлором, в дальнейшем стали основой создания конвейерного, массово-поточного производства, а основы научного управления нашли широкое применение как в промышленности, так и в других отраслях экономики.
Вслед за Ф.У. Тэйлором логически стройную систему научного менеджмента создал известный французский ученый Анри Файоль (1841-1925), выдающиеся способности которого позволили ему не только управлять в течение 30 лет (с 1888 по 1918 г.) крупной горной и металлургической компанией во Франции, но и превратить ее из отстающей в процветающую. После выхода в отставку в 1918 г. он возглавил созданный им Центр административных исследований. Все эти годы вплоть до самой смерти А. Файоль обобщал и публиковал свои многолетние наблюдения. Главным плодом его наблюдений и исследований стала книга «Общее и промышленное управление». Остановимся коротко на второй ее части «Принципы и элементы управления».
Раскрывая принципы управления, А. Файоль называет те из них, которые ему чаще всего приходилось применять:
разделение труда;
власть;
дисциплина;
единство распорядительства (командования);
единство руководства;
подчинение частных интересов общим;
вознаграждение;
централизация;
иерархия;
порядок;
справедливость;
постоянство состава персонала;
инициатива;
единение персонала.
Многие из этих принципов управления не потеряли актуальности и в настоящее время.
А. Файоль помимо принципов формулирует элементы управления, важнейшим из которых считает предвидение, приводя изречение «Управлять — это предвидеть». Главным проявлением предвидения А. Файоль называл программу действий.
Второй элемент управления — организация, как материальная, так и социальная.
Третий элемент управления — распорядительство. А. Файоль приводит необходимые обязанности распорядителя:
обладать глубоким знанием своего персонала;
устранять неспособных;
быть хорошо знакомым с договорами, существующими между предприятием и служащими;
подавать хороший пример;
делать периодические осмотры предприятия;
устраивать совещания со своими главнейшими сотрудниками для достижения единства управления и согласования усилий; не загружать свое внимание мелочами;
добиваться, чтобы среди персонала господствовал дух действенности, инициативы и сознание долга.
Четвертым элементом управления А. Файоль называет координирование — согласование всех операций на предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех.
Особое внимание обращается на такой элемент управления, как контроль который применим по отношению ко всему — к материальным ценностям, отдельным лицам, действиям.
Опорный конспект по курсу «Инновационный менеджмент» Содержание Введение…………………………………………………………………………………….2 1. Понятие и содержание инновационного менеджмента…………………………3
1.Сущность инновационного менеджмента…………………………………….3
2. Менеджеры в инновациях……………………………………………………...4
Задачи и функции инновационного менеджмента………………………………6
2.1. Цели и задачи инновационного менеджмента……………………………….6 2.2. Система функций инновационного менеджмента…………………………...7
2. 3. Содержание процесса управления инновациями…………………………...8
3. Социально - психологические аспекты инновационного менеджмента…………15 3.1.Делегирование в инновационном менеджменте……………………………..15
3.2. Мотивация в инновационном менеджменте……………………………….....18
3.3.Стиль руководства инновациями……………………………………………...21
4.Технология и методы инновационного менеджмента……………………………...22 Коммуникации в инновационном менеджменте……………………………..22
Решения в инновационном менеджменте…………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………………32 Список литературы………………………………………………………………………..34
Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти и многие другие специфичные для сферы инноваций моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.
Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Для современного уровня развития рыночной экономики характерны высокий уровень конкуренции фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка конкурирующих нововведений. Все это определяет актуальность творческого использования и совершенствования методов инновационного менеджмента в практике деятельности российских предприятий. 1. Понятие и содержание инновационного менеджмента
Сущность инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогией понятия «управление». Оно широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам на предприятиях, действующих в современных рыночных условиях. Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любого предприятия в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности. Они получили название функционального менеджмента. Так, управление процессами производства продукции составляет содержание менеджмента и т. п.
Инновационный менеджмент производственного менеджмента, финансовыми процессами — финансового, инвестициями — инвестиционного, кадрами — персонального представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства. Инновационные процессы представляют собой достаточно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления, который требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия для эффективного развития. В современных условиях коренного реформирования экономики страны, когда нововведения стали непременным элементом всех структур от органов государственного управления до средних и малых предприятий (МП), использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором экономического развития страны, выживания и коммерческого успеха любого инновационного предприятия (ИП).
Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах: как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппарат управления инновациями.
Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента, достаточно подробно изложенных в специальной литературе. Несмотря на то, что в отечественной практике понятие инновационного менеджмента стало использоваться сравнительно недавно, наша страна имеет значительные теоретические достижения и практический опыт в этой области. В отечественной экономической литературе и официальных документах они нашли наибольшее отражение в работах, посвященных проблемам управления научно-технического прогресса (НТП), развития науки и техники, а также управления научными исследованиями и разработками.
Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на предприятии. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности. Состав функций и задач управления может быть регламентирован в зависимости от уровня инновационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, ИП, отдельный инновационный проект или частная разработка) и условий ее функционирования. Выполнение каждой из задач управления или осуществление отдельной функции менеджмента неизменно связано с принятием определенных управленческих решений. Этот наиболее ответственный и часто повторяющейся элемент менеджмента составляет суть деятельности менеджера в инновационной сфере.
Менеджмент предусматривает установление определенных требований к уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации. Как вид деятельности инновационный менеджмент предполагает распределение задач и закрепление процедур за конкретными их исполнителями — руководителями разного уровня.
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. Инновационные процессы возникают и осуществляются определенными сообществами людей, сознательно координирующими свою деятельность для достижения определенных целей. Каждое такое сообщество индивидуумов в менеджменте принято называть организацией. ИП — это разновидность организаций, достигающих целей своего функционирования посредством инноваций.
Понятие менеджмента как аппарата управления инновациями применительно к таким ИП имеет институциональное значение и включает: • во-первых, систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления; • во-вторых, институт менеджеров — руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования ИП.
Каждый из рассмотренных аспектов имеет свою область применения, создавая целостную систему инновационного менеджмента. 1.2. Менеджеры в инновационной сфере Задачи и функции инновационного менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджер — это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования ИП. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность и наделен полномочиями принимать управленческие решения на ИП. Менеджерами можно назвать: