ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
Кооперирование при проведении инновационных проектов в международной практике стало важной формой организации инноваций в современных условиях. Кооперирование как следствие специализации ИП и сложности осуществляемых проектов проявляется в углублении межфирменного сотрудничества, развитии международной координации в инновационной сфере, осуществлении масштабных научно-производственных программ.
Комбинирование при организации инноваций проявляется в создании и функционировании на ИП сопутствующих производств и инновационных процессов, основанных на уже полученных результатах или вторичном использовании сырья, энергии и материалов. Значительный дополнительный эффект получают фирмы, которые организуют на основе базовых исследований и технологий дополнительные аппликационные исследования, имеющие своей целью поиск новых сфер применения уже полученных результатов и осуществленных инноваций.
Перечисленные формы организации инновационных процессов составляют реальный инструментарий для подготовки организационных решений. Они могут носить формальный или неформальный характер. Формальная организация инноваций базируется, как правило, на формализованных, методически обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников инновационных процессов. Одна из существенных особенностей инновационного менеджмента заключается в том, что в нем важное место занимает неформальная организация. К неформальной организации относятся спонтанно возникающие вследствие неопределенного характера инноваций отношения между людьми и структурами в процессе выполнения инновационных проектов. Значительные научные и практические результаты в инновационной сфере могут достигаться в процессе неформального общения и сотрудничества ученых и специалистов, развития научных школ и движений, деятельности форумов, работы симпозиумов и научных конференций. Новые возможности неформальной организации инноваций связаны с развитием современных информационных технологий и глобальных международных информационных систем.
Школа создания и развития бизнеса Правила и условия максимальной реализации собственного потенциала.alexyanovsky.com
Важнейшими составными частями инновационного менеджмента являются его функции:
прогнозирование;
планирование;
организация;
мотивация;
учет и контроль;
анализ и оценка. Рассмотрим их подробнее.
Прогнозирование
Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях развития и сроках существования объекта. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок.
Цель прогнозирования — получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также развитии всей системы менеджмента. Самым сложным в системе менеджмента является прогнозирование качества и затрат. Основные задачи прогнозирования:
выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;
разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатом маркетинговых исследований;
выявление основных экономических, социальных и научно- технических тенденций, влияющих на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;
выбор показателей, существенно влияющих на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;
обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов. Практическое применение того или иного метода прогнозирования определяют такими факторами, как объект прогноза, его точность, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста и др.
План и прогноз — взаимодополняющие друг друга стадии управления при определяющей роли плана как ведущего звена управления.
Планирование
Планирование — стадия процесса управления, подразумевающая определение целей и задач деятельности, разработку необходимых для этого методов и средств их решения, наиболее эффективных в конкретных условиях.
В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные сроки осуществления события и характеристик планируемого объекта. Для плановых разработок используют наиболее рациональный прогнозный вариант.
Основные задачи планирования инновационной деятельности:
выбор перспективной стратегии фирмы на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
формирование оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;
формирование организационно-технических и социально- экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов.
Ранжировать объекты планирования по их важности необходимо для рационального распределения ресурсов. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы.
Вариантность плана обеспечивают разработкой не менее трех вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего выполнение запланированной цели с наименьшими затратами на се разработку и реализацию.
Сбалансированность плана обеспечивают преемственностью баланса показателей по иерархии, например функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д.
Организация
Организация — следующая функция системы инновационного менеджмента, основные задачи которой — формирование структуры организации и обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др., т.е. создание реальных условий для достижения запланированных целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.
В настоящее время организации формируют структуру управления в соответствии с собственными потребностями.
Следующая важная задача функции организации — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия.
Мотивация
Мотивация — деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения поставленных целей. Для этого их экономически и морально стимулируют, обогащают содержание труда и создают условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива.
Учет
Учет — функция инновационного менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента.
Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовывать по всем видам ресурсов, выпускаемых товаров, их стадиям жизненного цикла и подразделениям. Применительно к сложной технике необходимо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты.
Требования к учету:
обеспечение полноты учета;
обеспечение динамичности, т.е. учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа;
обеспечение системности, т.е. учет показателей системы менеджмента и ее внешней среды;
автоматизация учета на основе компьютерной техники;
обеспечение преемственности учета;
использование результатов учета в стимулировании качественного труда.
Контроль
Контроль — функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.
Контроль можно классифицировать по следующим признакам:
стадия жизненного цикла объекта — контроль на стадии маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов;
объект контроля — предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
стадия производственного процесса — входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;
исполнитель — самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государственный, международный контроль;
степень охвата объекта контролем — сплошной и выборочный контроль и др.
Контроль может быть определен как постоянный и структурированный процесс, направленный на проверку продвижения работ, а также на выполнение корректирующих действий. Задачи контроля состоят в том, чтобы, получив фактические данные о ходе выполнения проекта, сопоставить их с плановыми характеристиками и выявить отклонения, определив тем самым так называемые сигналы рассогласования.
Контроль можно разделить на четыре стадии:
1. мониторинг и анализ результатов;
2. сравнение достигнутых результатов с запланированными и выявление отклонений;
прогнозирование последствий сложившейся ситуации;
корректирующие действия.
В зависимости от требуемой точности различают следующие технологии оценки выполнения проекта:
контроль в момент окончания работ (метод «0-100»);
контроль в момент 50%-й готовности работ (метод «50-50»);
контроль в заранее определенных точках проекта (метод контроля по вехам);
регулярный оперативный контроль (через равные промежутки времени);
экспертная оценка степени выполнения работ и готовности проекта.
Один из важнейших факторов, определяющих эффективность проекта, — качество выполнения всех работ по его реализации. Качественное выполнение проекта означает удовлетворение ожиданий заказчика.
Анализ
Анализ — разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними в целях повышения качества прогнозирования, планирования и реализации решения по развитию объекта.
Существуют различные методы анализа. Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.
Основные виды сравнений, применяемые при анализе:
отчетные показатели — с плановыми показателями;
плановые показатели — с показателями предшествующего периода;
отчетные показатели — с показателями предшествующих периодов и т.д.
Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.).