Файл: История Метод.рекомендации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории». Подчеркивается, «вшкольномкурседолженпреобладатьпафоссозидания,позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России - это череда триумфальных шествий, успехов и побед».

Основное общее образование

ВсоответствиисБазиснымиПримернымиучебнымипланами в основной школе предмет «История» изучается в 5-9 классах.

Количество часов определяется в соответствии с федеральным БУП и приказом Министерства образования и науки РТ «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений РТ». Это количество следующее:

Наименование предмета

Классы

 

 

 

 

5

6

7

8

9

История

2

2

2

2

2

Дополнительные часы на изучение истории могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.

В школах опережающего введения ФГОС предусмотрено следующее распределение часов:

Наименование предмета

Классы

 

 

 

 

5

6

7

8

9

История

2

2

2

2

3

В5-мклассевобразовательныхорганизациях,реализующих Государственный образовательный стандарт, изучение истории Древнего мира предваряется введением пропедевтического модуля «Что изучает история» в объеме 10 часов.

В школах опережающего введения ФГОС ООО пропедевтический блок в курсе «История» не предусмотрен.

В 6-9 классах единый предмет «История» представлен учеб-

11


ными курсами «Всеобщая история», «История России» и «История Татарстана» (региональная составляющая). Материал учебных курсов изучается в рамках одного предмета и в школьной документации оформляется как «История».

Учебный материал исторических курсов, в том числе по истории Татарстана, может изучаться следующим образом:

отдельным модулем каждый, (курс всеобщей истории, истории России, истории Татарстана), причем, изучение всеобщей истории должно предшествовать изучению отечественной истории в рамках определенного хронологического периода;

интегрированное изучение учебного материала по принципу синхронности. Приоритет – изучению отечественной истории.

Распределение часов возможно примерно следующее: «Все-

общая история» – 24, «История России» – 36, «История Татарстана» - 10 часов в течение учебного года.

Возможно интегрированное изучение отдельных тем отечественной и всеобщей истории.

В 9-м классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории регламентируется локальным актом образовательной организации.

Среднее (полное) общее образование

В 10-11 классах образовательных организаций Республики Татарстан, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования, преподавание истории осуществляется в рамках учебного времени, определенного Базисным учебным планом для образовательных учреждений Республики Татарстан.

Обучение в 10-11 классах основано на идее двухуровневого (базовогоипрофильного)федеральногокомпонентаГосударственного образовательного стандарта общего образования.

Обучение на базовом уровне предполагает личностное развитие обучающихся, обеспечение их интеллектуального, общекультурного уровня в контексте истории и функциональной грамотности.

12

Обучение на профильном уровне направлено на подготовку к продолжению образования, овладение системой языка предмета, формирование навыков самообразования, способностей решать возникающие задачи.

Рекомендуем за оперативной информацией в указанной области обращаться на Интернет-сайты www.odardeti.ru; www. globalkid.ru.

На базовом уровне в 10-11 классах история изучается в объеме 140 часов (2/2), то есть по 70 часов в каждом классе) со следующим примерным распределением часов: «Всеобщая история» – 24, «История России» – 36, «История татарского народа и Татарстана» - 10 часов в течение учебного года.

На профильном уровне углубленное изучение истории представлено в классах социально-гуманитарного профиля. История в 10 -11 классах изучаетсявобъеме 280(4/4)часов, т. е. по 140 часов в каждом классе. Распределение часов может быть следующим: «Всеобщая история» – 35 (1/1) часов, «История России» – 70 (2/2) часов, «История татарского народа и Татарстана» - 35 (1/1) часов в течение учебного года.

В 11-м классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории регламентируется локальным актом образовательной организации.

Изучение истории дополняется элективными учебными курсами, учебными практиками, проектами, исследовательской деятельностью.Программыэлективныхкурсовдолжныбытьсоответствующим образом утверждены.

Изучение истории на углубленном уровне должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса истории на базовом уровне и дополнительно обеспечивать:

сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин;

владение приемами работы с историческими источниками;

сформированность умений оценивать различные исторические версии, работать с историографическими источниками. Одним из приоритетных направлений Национальной обра-

зовательной инициативы «Наша новая школа» является поддерж-

13


ка талантливых детей. В этой связи предлагаем учителям истории акцентировать внимание на работе с одаренными детьми. Оказывать им методическую и содержательную помощь в подготовке к участию в конкурсах и олимпиадах исторической направленности; способствовать популяризации углубленного исторического образования; формировать мотивацию к осознанному выбору профессии, связанной с историей как научной или учебной дисциплиной.

Влюбом случае приоритетным является индивидуальный подход к каждому ученику.

Рекомендуем за оперативной информацией в указанной области обращаться на Интернет-сайты www.odardeti.ru; www. globalkid.ru.

Врамках реализации практической части обращаем внимание на то, что Интернет-поддержка профессионального развития педагогов осуществляется на сайте www.en.edu.ru. Интересные материалы для учителей истории размещены на федеральном образовательном портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Полезными могут оказаться и следую-

щие Интернет-сайты: www.openclass.ru; www.pedsovet.org; www. bankrabot.com; www.school.edu.ru.

Модернизационные процессы ориентирует учителей истории на усиление роли предмета в формировании гражданской идентичности школьников, воспитании патриотизма. Актуальным

всвязи с этим становится отражение в содержании школьного курса истории России основных положений «Концепции нового учеб- но-методического комплекса по отечественной истории», введение новых сюжетов, современное прочтение понятий.

Кроме того, необходимо включить в содержание курса сюжеты, связанные с воссоединением Республики Крым и Севастополя с Россией. В соответствии с изучаемым материалом формируются представления об истории Крыма как части российской территории на протяжении длительного времени, рассматриваются совместные героические страницы истории России, Крыма.

Всвязи с постепенным переходом к Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) необходимо в образовательной практике учитывать их основные положения и посте-

14

пенно утверждать в учебном процессе основные позиции стандартов:

установка на результат образования как системообразующий фактор;

деятельностная парадигма, реализуемая через систем-

но-деятельностный подход. Этот подход постулирует в качестве цели образования развитие личности учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности, инструментальную основу которых составляет система знаний, умений и навыков. Научить применять знания – научить ученика системе умственных действий, применяя которые учащийся может выдать готовый продукт, усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться – главный концепт деятельностного подхода. В контексте системности актуализируются междисципли-

нарные связи (история – литература, обществознание, право, география, филология и др.). Их использование в образовательном процессе создает единое системно-деятельностное пространство духовно-нравственного развития личности.

15


IV. Проектирование региональной/этнокультурной составляющей учебного предмета «История»

Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение его духовными ценностями, культурой обеспечивается в рамках региональной/этнокультурной составляющей предмета «История».

Обращение обучающихся к материалу по региональной истории, на которую выделяется часть учебного времени, предполагается при изучении истории России и при переходе на ФГОС.

Региональная, этнокультурная составляющие исторического образования Республики Татарстан представлены учебным курсом “История татарского народа и Татарстана”. В основной (5-9 кл.) и старшей (10-11 кл.) школе, где история изучается на базовом уровне, материал по “Истории татарского народа и Татарстана” интегрирован в общий курс истории. В классах социально-гумантарно- го профиля учебный курс может изучаться как отдельный предмет.

В5-9 классах общеобразовательных организациях Республики Татарстан с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения с изучением родного (марийского, мордовского, удмуртского, чувашского) языка в содержание предмета «История» может включаться материал по истории родного народа.

В«Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» также предусматривается обращение учащихся к изучению локальной истории, истории своей семьи, собиранию устной истории. Эти компоненты содержания способствуют формированию способности применятьполученныенауроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества.

Необходимость обеспечения единства образовательного пространства в масштабах страны требует сопряжения учебного материалапороссийской,региональнойиэтническойистории.Это предполагает рассмотрение региональной и этнической истории в контексте общецивилизационных процессов всемирной истории и

16

во взаимосвязи с историей России. Такой подход позволяет осознать культурное многообразие мира, способствует формированию таких фундаментальных качеств человека, как толерантность, умение жить в поликультурном обществе, стремление к взаимопониманию. Ценностными ориентирами при этом выступают равноправие и диалог культур, личностная ориентация школьника на уважительное отношение к поликультурному наследию страны, на самореализацию в условиях этнического и культурного многообразия.

Модели включения регионального и этнокультурного содержания в образовательный процесс различны:

включение регионального и этнокультурного материала в изучаемые исторические курсы либо путем его распределения по темам курса «История», либо на специально отведенных уроках (отдельным модулем);

материал, отражающий региональную и этнокультурную специфику, может рассматриваться также в рамках компонента образовательного учреждения, например, изучение курса «История татарского народа и Татарстана», «История и культура татарского народа» в профильных классах;

в качестве элективного курса, дополняющего и поддерживающего базовые предметы, например, «Историко-культур- ное наследие: древний город Болгар и остров-град Свияжск», «История города…, (района, села)». Цель подобных курсов - формирование у обучающихся интереса и уважения к истории своего края, историко-культурному наследию народов Татарстана как ценности культурно-регионального сообщества, воспитание чувства любви к малой Родине, бережного отношения к ее памятникам, сопричастности к их сохранению в условиях этнокультурного и конфессионального многообразия региона.

17