ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
V. Рекомендации по составлению рабочей программы по учебному предмету «История»
Рабочая программа является компонентом основной образовательной программы, средством конкретизации содержания учебного предмета, элективных, факультативных курсов. Ее разработка и реализация регламентированы Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ООО, примерными учебными программами, перечнем учебников, рекомендованных к использованию МОиН РФ, и локальными актами.
Разработка рабочих программ по истории входит в компетенцию образовательного учреждения. При составлении рабочей программы учитываются:
требования ФГОС;
концепция образовательного учреждения, его целевые ориентиры;
планируемые результаты;
нормы учебной нагрузки;
профессиональная компетентность учителя;
состав класса, его особенности;
познавательные интересы учащихся;
ресурсное обеспечение образовательного процесса. Рабочие программы составляются на основе:
примерных программ по истории;
авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе.
Рабочая программа по элективным, факультативным и до-
полнительным образовательным курсам может быть составлена на основе учебной литературы, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект по данному курсу отсутствуют.
Оформляются и утверждаются рабочие программы в привычном порядке.
Титульный лист рабочей программы должен содержать:
18
наименование образовательного учреждения;
гриф утверждения и согласования программы;
название учебного предмета, курса;
Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет, курс;
класс (параллель), в котором изучается учебный предмет, курс;
год составления программы.
В Пояснительной записке конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «История». Она отражает:
название, автора и год издания примерной (авторской) учебной программы по истории), на основе которой разработана рабочая программа;
цели и задачи реализации данной программы;
изменения, внесенные в примерную или авторскую учебную программу и их обоснование;
название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения;
количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа.
Требования к уровню подготовки учащихся представляют
собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Они должны соответствовать требованиям, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе.
Календарно-тематическое планирование (учебно-темати- ческий план) разрабатывается на основе рабочей программы и оформляется в виде таблицы.
19
При планировании образовательного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность изучения материала, место включения этнокультурного и регионального материала.
Внекоторых случаях целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (например, темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.). Эти моменты отражаются в рабочей программе учителя.
Впланировании в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории отражаются основные виды деятельности учащихся, что позволяет реализовать деятельностный подход
кобучению.
20
VI. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки учащихся
по учебному предмету «История»
Впроцессе изучении истории важна роль оценивания знаний учащихся. Это предполагает организацию поурочной, тематической,промежуточнойпроверокиитоговойаттестацияучащихся.
Висторической подготовке школьников важно владение знаниями базового фактического, хронологического характера, освоение понятийного аппарата и навыков работы с исторической информацией для решения познавательных задач.
Многоплановый характер подготовки школьников по истории, комплекс входящих в нее содержательных и деятельностных компонентов определяют содержание и характер проверки и оценивания знаний: проверяются все элементы знаний, обозначенные
вобразовательных стандартах.
Для общеобразовательных организаций, осуществляющих переход на ФГОС ООО, преподавание учебного предмета «История» осуществляется в соответствии с целями исторического образования в основной школе, которые направлены на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов. (См: Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 клас-
сы. - М. «Просвещение», 2010, с.6-8).
Основными видами контроля результатов учебной деятельности учащихся по истории являются поурочный и тематический контроль Виды, содержание и объем проверочных работ фиксируются в рабочей программе. Тематическая проверка знаний соотносит результат учебной деятельности учащихся и требования образовательных стандартов и программ по соответствующей теме.
Особое место в оценивании уровня подготовки учащихся занимают итоговые аттестации (ГИА, ЕГЭ) – проверка достижения учащимися планируемых результатов по истории. Успешность на экзамене зависит от системной работы по оцениванию учащихся, что предполагает:
включение всех элементов исторической подготовки (содержательных, деятельностных) в различные виды контроля;
21
организацию уроков обобщающего повторения по темам, разделам курса;
непосредственное использование заданий ГИА, ЕГЭ по истории в качестве обучающего фактора:
использование заданий ГИА, ЕГЭ на итоговых занятиях для углубления знаний, обобщения конкретно-исторического материала (на примере отдельных заданий), а также как способ проверки знаний.
Содержание и структура экзаменационной работы предоставляют возможность достаточно полно проверить подготовку по истории.
22
VII. Методические рекомендации по организации внеурочной работы
по учебному предмету «История»
Переход на ФГОС предполагает организацию различных направлений внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), посредством которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художествен- но-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Так, военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть представлена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая деятельность в виде социальных акций (к памятным дням, волонтерского движения).
Реализация внеурочной деятельности зависит от возможностей образовательной организации и направлена в первую очередь на обеспечение индивидуальных потребнотей обучающихся. Внеурочная работа по истории может быть направлена на:
более глубокое усвоение истории через овладение учащимися навыками работы с теоретическим материалом и различными источниками;
организацию исследовательской и проектной деятельности, в том числе краеведческой направленности.
23
Конкретными результатами внеурочной деятельности учащихся по истории может быть участие в подготовке и проведении ученических конференций, конкурсов, смотров знаний, участие в различных олимпиадах школьников, организация различных акций и т.д.
Внеурочная деятельность позволяет школьнику включиться в продуктивную социально и личностно значимую деятельность, способствует его духовно-нравственное становлению и личностному развитию.
При организации внеурочной деятельности важен учет потенциала всех социокультурных факторов среды, в частности, привлечение:
содержания общеобразовательных дисциплин;
произведений искусства и кино;
традиционных российских религий;
периодической печати, радио- и телепередач;
фольклора народов России;
истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
истории своей семьи, жизненного опыта своих родителей;
общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик.
Использование потенциала среды в исследовательской и
проектной деятельности учащихся создает условия для формирования жизненного опыта, придает практическую направленность занятиям.
24
Литература
1.Алексашкина Л.Н. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. – № 2.
2.Боголюбов Л.Н. Многообразие форм и методов учебной работы // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 7.
3.Иоффе А.Н. Целеполагание в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. – 2014. - № 5.
4.Иоффе А.Н. Оценивание занятия: критерии и показатели// Преподавание истории в школе. – 2014. – №4.
5.Кабинет истории и обществознания // Преподавание истории в школе. – 2008. – №3.
6.Крицкая Н.Ф. Целеполагание в практике работы учителя // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 5.
7.Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учитель истории, «стандарты второго поколения» и рабочие программы // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 6.
8.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2007.
9.Фокеева И.М. Структура и содержание исторического образования в Республике Татарстан // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. – № 5.
25
|
|
|
Приложение |
|
|
|
|
История России (учебный предмет) |
|
|
|
|
|
|
|
Баранов П.А., Ермолаева Л.К., |
История России. 6 класс. Учебник для |
|
ООО Издательский |
Лебедева И.М., Шейко Н.Г., |
учащихся общеобразовательных уч- |
6 |
центр «ВЕНТАНА- |
Гурьянова Ю.В., Захваткина И.З. Под общ. |
реждений |
ГРАФ» |
|
ред. чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина |
|
|
|
|
|
|
|
Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М., |
История России. 7 класс. Учебник для |
|
ООО Издательский |
Шейко Н.Г. Под общ. ред. Р.Ш. Ганелина |
учащихся общеобразовательных орга- |
7 |
центр «ВЕНТАНА- |
|
низаций |
|
ГРАФ» |
|
|
|
|
Лазукова Н.Н, Журавлёва О.Н.. Под общ. |
История России. 8 класс. Учебник для |
|
ООО Издательский |
ред. чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина |
учащихся общеобразовательных орга- |
8 |
центр «ВЕНТАНА- |
|
низаций |
|
ГРАФ» |
|
|
|
|
Измозик В.С., Журавлёва, Рудник С.Н. |
История России. 9 класс. Учебник для |
|
ООО Издательский |
Под общ. ред. чл.- корр. РАН Р.Ш. Ганелина |
учащихся общеобразовательных орга- |
9 |
центр «ВЕНТАНА- |
|
низаций |
|
ГРАФ» |
|
|
|
|
Данилов А.А. |
История. Россия с древнейших времён |
6 |
ОАО «Издательство» |
|
до конца XVI в. |
Просвещение» |
|
|
|
|
|
Данилов А.А. |
История. Россия в XVII-XVIII вв. |
7 |
ОАО «Издательство» |
|
|
Просвещение» |
|
|
|
|
|
Данилов А.А. |
История. Россия в XIX в. |
8 |
ОАО «Издательство» |
|
|
Просвещение» |
|
|
|
|
|
Данилов А.А. |
История. Россия в XX - начале XXI вв. |
9 |
ОАО «Издательство» |
|
|
Просвещение» |
|
|
|
|
|
Данилов А.А., Косулина Л.Г. |
История России |
6 |
ОАО «Издательство» |
|
|
Просвещение» |
|
|
|
|
|