ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 919
Скачиваний: 2
это совсем не то же самое, что стучать в нее, постучаться (= постучать в дверь, скорее всего, костяшками пальцев) не то же, что дубасить (если рукой, то только кулаком!).
К типичным адаптерам-объектам относятся комплексы, в которые входят участвующие в коммуникации материальные предметы, непосредственно связанные с телом говорящего и предназначенные для защиты тела и удовлетворения разных других телесных потребностей. Например, это предметы, по могающие телу в повседневных бытовых ситуациях и даже ока зывающие определенное влияние на поведение человека: одежда (или ее отдельные аксессуары), обувь, предметы туалета, укра шения и пр. Особое значение для коммуникации имеют очки, пуговицы, носовые платки, галстуки, ордена, зонты, ботин ки, шляпы, сумочки и некоторые другие предметы: несмотря на то что с помощью перечисленных вещей человек по боль шей части выполняет безотчетные и подсознательные действия, в каком-то конкретном акте коммуникации действия человека с ними могут быть проинтерпретированы адресатом как осо знанные. Например, во время беседы говорящий может чисто машинально, просто в силу привычки, теребить пуговицы паль то или костюма или постоянно открывать и закрывать сумоч ку, однако адресат волен счесть такие движения как свидетель ствующие о волнении говорящего или о его нетерпении.
***
Подведу некоторые итоги.
Коммуникативное, в частности голосовое, поведение че ловека — это не только адресованное собеседнику повествова ние человека о себе самом, то есть о том, кто он есть вообще, в каком состоянии сейчас находится, какие испытывает чув ства или что делает или готовится сделать, но и направленная адресату просьба или команда, в которой говорящий сообща ет о том, как он хочет, чтобы воспринимали его и, возмож но, его окружение. Человеческое ухо, как известно, способ но при этом различить сотни тысяч звуков голоса, из которых лишь несколько тысяч принадлежат естественному языку. Боль шинство голосовых единиц, используемых 6 параязыке, упот ребляются и в самом языке, но есть такие единицы, которые, насколько лингвистике сегодня известно, не встречаются ни в одной языковой системе. Человеческий голос производит мно го звуков, не входящих в систему языка, но означиваемых в процессе коммуникации и образующих фонд паралингвистики. Эти звуки вызваны, прежде всего, способом и манерой гово
рения, качеством голоса и тона, просодикой, то есть тем, как нечто сказано и зачем это сказано. Помимо чисто голосовых элементов в центре внимания паралингвистики находятся так же сложные кинетико-голосовые формы и означиваемые в акте коммуникации разнообразные физиологические реакции, осу ществляемые при непосредственном участии голоса, а также некоторые природные и другие звуки, в частности звуки, воз никающие от манипуляций человека с предметами разных ти пов, включая человеческое тело (адаптерами).
Физические элементы параязыка делятся на независимые <от речи> и дополнительные <к ней>. Примерами первых являют ся различителн и альтернанты: свист, смех и др. Вторые были названы квалификаторами — они изменяют и расширяют арти куляцию, меняя тем самым качество речи (ср. хмыканье Ха, Хм, огрубление голоса, гнусавость).
В этой главе больше внимания было уделено основным аспектам паралингвистики, которые связаны с невербальными единицами — кинемами. Между тем параязык, разумеется, связан не только с невербальными коммуникативными кода ми, но нрехде всего с языком и речью, о чем мы еще погово рим более подробно дальше в главе 4.
Глава 3 КИНЕСИКА
§ 1. ВВЕДЕНИЕ
Ключевые слова: кинесика, язык тела (body language), жест, же сты рук, жесты ног, мимические жесты, лозы, жестовые языки, искусственные жестовые языки, тайные жестовые языки, ритуальные жестовые языки, жестовые диалекты, территориальный, профессио нальный.
Кинесика, понимаемая — в широком смысле слова — как наука о языке тела5 ■ его частей, наряду с паралингвистикой является центральной областью невербальной семиотики. Иног да кинесику отождествляют с техникой тела, включая в нее так же незнаковые движения (термин техники тела «techniques du corps» принадлежит, по-видимому, М. Моссу, см. Мосс 1935/ 1996, с. 242—263). Однако все же подавляющее большинство исследователей склоняются к более узкому пониманию кинесики, считая ее ученвем о жестах, прежде всего жестах рук. Кроме того, объектом кинесики являются мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения (в дальней шем, если не будет особой необходимости эти единицы разли чать, я буду называть их для краткости просто жесты).
При том понимании кинесики, которого я здесь придержи ваюсь, из объектов ее изучения исключаются искусственные жестовые языки, мало соотносящиеся с речью. Эго, в первую очередь, языки, созданные для глухонемых, такие как, напри мер, русский язык глухонемых (см. Гренобль 1992; Зайцева 1974; Зайцева 1987; Зайцева, Фрумкина 1981), амслен (American sign language) — знаковая система, используемая глухонемыми в Северной Америке, америнд (American Indian sign language) — «язык рук» глухонемых североамериканские индейцев, бритлен — язык глухонемых стран Британского содружества, язы
5 В отечественной литературе этот язык странным и, на наш взгляд, ничем не объяснимым образом называют по-английски body language и так пишут. Мы стремимся избегать употребления кальки английского тер мина.
ки глухонемых Италии, России, Швеции, язык глухонемых папуасов из провинции Энга в Новой Гвинеи и многие другие.
Оставляяю я в стороне и такой интересный объект изуче ния, как (в общем случае не связанный с речью) мимический язык, или язык пантомимы. К мимическому коду человек чаще всего прибегает тогда, когда речь по какой-то причине невоз можна или нежелательна; например, его могут использовать иностранцы, приехавшие в страну, языка которой они совсем не знают, когда им необходимо обратиться к местным людям. Однако пантомима в гораздо большей степени представляет со бой совокупность индивидуальных актов жестового творчества (то есть особое мастерство и искусство обозначения и выра жения), нежели устойчивую, закрепленную общественным договором и подтверждаемую многолетней практикой общения систему бытовых жестовых знаков. Важнейшее, если не цент ральное, место в мимическом языке занимает театрализация — символический знаковый процесс, при котором коммуникатив ный акт превращается в своеобразный спектакль, в социально и культурно оформляемое зрелище, которое предназначено для постороннего созерцания и участники которого не просто вы полняют, но разыгрывают перед аудиторией свои роли.
Кроме того, отдельные, не входящие в кинесику области исследования составляют жестовые языки сравнительно узких социальных групп вроде языка монахов-траппистов или мона- хов-францисканцев, жестовых языков замкнутых культовых или тайных обществ, таких как оккультная секта орфиков или об щество последователей фригийской богини плодородия Вели кой Матери (Кибелы), сицилийская мафия или Черная Рука (Black Hand) в Северной Америке, а также особые ритуальные языки жестов, весьма распространенные, например, среди аборигенов Австралии и имеющие довольно узкую сферу упот ребления. Использование последних вызвано необходимостью каким-то образом общаться во время ритуального молчания юношей при обряде инициации или в ситуации траура (см., например, язык женщин-вдов из австралийского племени Варлпири, подробно описанный в статье Кендон 19806 и моногра фии Кендон 1988; о некоторых ритуальных языках см. в обзо ре Беликов 1983).
Исключаются мной из предметной области кинесики и про фессиональные жестовые языки и диалекты, такие как язык мукомолов в Британской Колумбии (см. о нем в Мейснер, Филпот 1975), язык жестов водителей грузовиков (см. Лумис 1956), торговые и биржевые невербальные знаковые системы,
жесты спортивных судей (к ним относится, в частности, при меняемый хоккейными судьями жест скрещенные над головой руки, который обозначает «высоко поднятые клюшки», что в хоккее с шайбой правилами запрещено), жесты военных, за исключением единиц типа отдать честь, прочно вошедших в обыденный жестовый язык, жесты японских воинов-самураев вроде тех, которые совершаются ими во время ритуального са моубийства — харакири, или, стилистически более нейтраль ный термин, сэппуку — вспарывание живота особым риту альным мечом или кинжалом (к таким жестам относится, например, принятие самураем одной из двух ритуальных поз, считающихся наиболее удобными для осуществления сэппуку, — особой стоячей позы татибара или позы садиться на пятки) или иконические жестовые знаки стюардесс, объясняющих в само лете, как следует вести себя пассажирам во время полета и что делать в случае аварии.
Особое место среди жестовых профессиональных языков занимают жестовые изобразительные подсистемы языков теат ра и кино, а также языки танцев, такие как, например, язык индийского классического танца abhinaya (ЛаМери 1941). Глав ная роль в танце abhinaya, который известен уже более чем 2000 лет, отводится рукам, причем символическое значение приписывается самым разным положениям рук, их движени ям, hasta, и ориентации относительно головы и корпуса танцо ра. Некоторые исследователи (см., например, Секвейра 2000) выделяют в данном языке два отдельных подъязыка: знаковых движении одной руки, asamyutta, и (парных) знаковых движе ний двух рук, samyutta. Особенно значимым в языке жестов, инкорпорированном в индийский танец, является поведение пальцев: семантически нагруженными оказываются положение и движение пальцев, наличие или отсутствие пространства между пальцами, степень их наклона, даже позиция остальных пальцев по отношению к большому пальцу. Жестовая, ритми ческая и музыкальная системы abhinaya соотносятся друг с другом очень сложным образом: правила взаимодействия этих систем еще более прихотливые, чем правила употребления зна ков в пределах одной системы.
Причина, по которой все подобные специальные языки и диалекты по традиции остаются за пределами кинесики, дос таточно очевидна: сфера их применения, в отличие от рассмат риваемых в кинесике обычных языков тела, весьма узкая и огра ничена четко очерченными социокультурными и ситуативными контекстами.
§ 2. ЖЕСТЫ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ. ЯЗЫК ЖЕСТОВ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
Ключевые слова: жест, невербальный, вербальный, коммуника ция, деятельность, номинация жеста, естественный язык, язык тела, аналогия, сходство, различие, движение тела, история, культура, общество.
Слово жест восходит, по всей видимости, к латинскому gestus, производному от многозначного латинского слова gerere, означающего «действовать» в самом широком смысле этого сло ва, то есть «делать, носить, нести ответственность, контроли ровать, выполнять, исполнять и др.». Этймологический сло варь Партридж 1959 утверждает, что непосредственным предком слова жест (точнее, его английского эквивалента gesture) яв ляется gestura, слово из средневековой латыни, значение ко торого может быть описано как «способ действия». Судя по дан ным первых английских памятников, где встречается слово gesture, оно имело в тот период времени значение «способ но шения тела, то, как человек стоит или ходит» (и применялось прежде всего к поведению человека во время религиозных це ремоний). А. Кендон отмечает, что позднее, в трактатах, относящихся к риторике, английское gesture и его иноязычные эквиваленты применялись только для обозначения правильно го телесного поведения оратора во время произнесения речей, то есть того, как оратор должен использовать возможности сво его тела, чтобы воздействовать на слушателей (Кендон 1981, с. 150—151). За таким словоупотреблением стоят значимые движения рук, ног, корпуса или лица; иначе говоря, оно сбли жается с современным употреблением термина жест. В ука занном значении данный термин впервые встречается в ранних трактатах по риторике, например у Цицерона и Квинтилиана. Так, у Квинтилиана в едва ли не самом известном его труде, курсе античной риторики «Institutiones Oratoriae» («Об образо вании оратора»), имеется отдельный раздел «Actio (Pronun tiatio)», где говорится о правильном жестовом поведении ора тора во время выступления и произнесения им речи.
Развитие философской и психологической мысли, рост интереса к проблемам, относящимся к природе знания и эмо ций и к возможным способам их выражения, усиление внима ния исследователей к механизмам естественного языка и дру гих семиотических кодов, к стоящим за ними психологическим процессам, наблюдение за человеческим поведением и потреб