ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 923
Скачиваний: 2
часто они были объектами таких областей человеческой деятель ности, как риторика, медицина, психология, педагогика, искусство и физиогномика, которая представляет собой учение
отом, как отражаются в чертах, формах и выражениях лица человека его внутренние качества. Сюда же можно добавить и такие весьма важные в культурном отношении области, как хирология (язык линий и бугорков рук), хирономия (искусст во мануальной риторики) и хиромантия (искусство гадания по руке). Именно они явились предметом одной из первых книг
оязыке тела, руководства Дж. Балвера, которое вышло в свет
в1644 году (Балвер 1644/1974). По Дж. Балверу, язык рук яв ляется естественным, природным образованием, в отличие от искусственного, придуманного языка слов, и уже потому до стоин самого серьезного внимания и изучения.
По всей видимости, человеком, с которого начинается систематическое изучение движений тела, был Иоганн Каспар Лафатер, пастор из Цюриха, который в 1792 году опублико вал «Эссе по физиогномике». И. Лафатер был первым, кто провел подробное наблюдение и описание корреляций между выражениями лица и конфигурациями тела, с одной стороны,
итипами личностных свойств человека — с другой (вспомним, однако, что еще Петроний за тысячу лет до работы И. Лафа-
тера в своем романе «Сатирикон» писал: «По лицу человека я узнаю его характер, а по походке я могу прочесть его мысли»).
Исследования И. Лафатера по физиогномике оказали ог ромное влияние на русскую культуру и науку. Так, многие русские писатели в своем творчестве использовали его сообра жения и идеи. Н. М. Карамзин считал, что лучше И. Лафа тера никто не знает, что такое человек и человеческий харак тер, а А. Н. Радищев чуть ли не прямо следовал за Лафатером в описании характеров простых людей. М. Ю. Лермонтов, судя по всему прекрасно знавший тексты И. Лафатера и увлекавший ся его идеями, явно тоже давал портретные характеристики своим персонажам, в частности в «Герое нашего времени», с учетом сформулированных И. Лафатером признаков и законо мерностей их проявления. Ср., например, следующий фраг мент из «Княгини Лиговской»: «Лицо его смуглое, неправильное, но полное выразительности, было бы любопытно для Лафатера и его последователей: они прочли бы на нем глубокие следы про шедшего и чудные обещания будущности.... Или вот описание, данное М. Ю. Лермонтовым другому своему персонажу, Гри горию Печорину, которое отмечено тонкими наблюдениями над соотношением внешнего облика и строения тела человека с его внутренним миром: Он был среднего роста; стройный,
тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; <... > Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак не которой скрытности характера. <... > Когда он опустился на ска мью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость; он сидел, как сидит бальзакова 30-летняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительно го бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность: белоку рые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовыва ли его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекающих одна другую и вероятно обозначавшихся гораздо явственнее в ми нуты гнева, или душевного беспокойства. <...> чтобы докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; об глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! — Вам не слу чалось замечать такой странности у некоторых людей ?<...> Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Изза полуопущенныхресниц они сияли каким-то фосфорическим блес ком, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного, или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный — взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно-спокоен» (Лер монтов. «Герой нашего времени»).
Каждое моральное или психическое качество души, по мнению И. Лафатера, находит отражение в соответствующих эстетических, как он их называл, характеристиках тела. Кра сота, безобразие, физическая немощность или полнота рассмат ривались им как знаки, непосредственно указывающие на под линные черты человеческого духа, то есть утверждалось прямое соответствие между физическими и психическими свойствами. Особое внимание И. Лафатер уделил искусству познания лю дей по чертам лица. Лицо для него было своеобразным анато мическим атласом психического устройства человека: черты лица, по его мнению, однозначно соответствовали характери стикам душевного склада. Он писал, например, что неприят
ное лицо указывает, что его обладатель либо плохой человек вообще, либо человек, замысливший что-то нехорошее.
Красота и безобразие имеют свои корреляты в невербаль ном поведении человека; красота, например, обусловлена не только чертами лица или характеристиками фигуры, но также свободой и уверенностью в движениях, умением держать и носить тело, изысканными жестами и взглядами8. Человек со стиснутыми зубами, зловеще сжатыми кулаками (любопытно, что в ряде языков, например в английском, для обозначения сжатых кулаков и стиснутых зубов или челюсти существует один и тот же глагол to clench), вялыми движениями едва ли может быть признан красивым.
Одним из самых известных оппонентов пастора был выда ющийся немецкий ученый и писатель Георг Кристоф Лихтенберг, который резко критиковал И. Лафатера за чересчур упро щенный подход к физиогномике [ср. «<...> Иногда злобой называют то, что делается с некрасивым выражением лица» (Лихтенберг 19656, с. 154)], за стремление объяснить мир, только исходя из сознания, в отрыве от реального мира («уби вая материю и растворяя ее в духе», как писал Г. Лихтенберг) и практической человеческой деятельности, ср. «Как танцмей стер и учитель фехтования никогда не начинают с изучения анатомии рук и ног, так и здоровая полезная философия дол жна брать свое начало из чего-то более высшего, чем эти отвле ченные умствования. Ногу надо ставить именно так, ибо ина че упадешь» (там же, с. 266). Он видел аморальные и опасные следствия, которые может повлечь за собой подобный подход: «Если физиогномика станет тем, что ожидает от нее Лафатер, можно будет вешать детей задолго до того, как они совершат поступки, заслуживающие виселицы» (там же, с. 150). Г. Лих тенберг считал, что правильное изучение выражений лица и знаковых телодвижений должно сочетать в себе анатомический, физиологический и психологический анализ движений челове ческого тела.
Чарльз Белл, анатом, нейрофизиолог, хирург и художник, был одним из первых, кто заинтересовался выражениями эмо ций на человеческом лице. Его исследования в области функ ционального анализа нервной системы заставили обратить вни мание на соотношение различных частей тела и деятельности отдельных групп мускулов и нервов, функционально ответствен-
8 В еще большей мере невербальное поведение лежит в основе таких свойств, как грациозность, изысканность (позитивные характеристики) или неуклюжесть, неловкость (негативные свойства).
4
ных, как тогда считали, за выражаемые с их помощью эмоции (Белл 1844). В частности, он пришел к заключению, что все сильные чувства, такие как, например, страх, ярость, радость или горе, сопровождаются изменениями в дыхании, а также мускульной активности лица и корпуса, поскольку те находятся под действием изменившихся моделей дыхания. Как пишет Ч. Белл, «чтобы понять, как выражается эмоция, требуется тщательное изучение анатомии лица и органов дыхания» (там же, с. 197—198).
Несколько позже появились пионерские работы о влиянии биологических признаков на формирование определенного со циального человеческого типа, научные исследования, посвя щенные описанию связей между характером человека и типом его телосложения (Кречмер 1925), между эмоциями человека, их телесными манифестациями, в частности мимическими жестами или выражениями лица, и смыслами, которые эти невербальные единицы выражают (Дарвин 1872/1965). Шли поиски общих принципов, управляющих телесным поведени ем человека, велось изучение конкретных механизмов невер бальной и вербальной коммуникации. Разные науки, прежде всего биология, антропология, психология, философия и со циология, стремительно шли к многостороннему анализу сво его нового объекта — языка тела.
Следует отметить, что история знает периоды, когда язык тела был не менее значим, чем язык слов. Например, культу ру Средних веков иногда называют культурой жеста, или жес товой культурой, подчеркивая этим одновременно и ту роль, которую движения и положения человеческого тела играли в социальных отношениях, и то, что средневековая культура сама много размышляла о своих жестах, создавая, по сути дела, их теорию. Во времена позднего Ренессанса и в эпоху маньериз ма философский и чисто практический интерес к жестам и жестовому поведению проявили и такие замечательные люди, как Джованни Бонифацио, Джованни Батиста делла Порта и Фрэнсис Бэкон. Дж. Бонифацио в своем трактате «L’arte de* cenni» («Искусство чувств»), вышедшем в Венеции в 1616 году, утверждает, что существует универсальный язык жестов, по нятный всем народам, и потому европейцам следует исполь зовать его во время торговых переговоров между собой и с ме стными жителями, а Дж. Б. делла Порта в работе «Della celeste fisionomia» сопоставляет мимику и жесты человека с мимикой и жестами животных, пытаясь за движениями тела и выраже ниями лица обнаружить силы, определяющие человеческий
характер и темперамент. Отрицая господствовавшую в ту пору точку зрения, по которой темперамент человека зависит от действий астральных, космических сил, Дж. Порта предпо ложил, что темперамент складывается из четырех качеств — холодного, теплого, влажного и сухого. Фрэнсис Бэкон в со чинении «Advancement of Learning» («Распространение образо вания») 1605 года пишет, что жесты необходимо постоянно изучать хотя бы потому, что «<...> as the tongue speaketh to the ear, so the hand speaketh to the eye» («как язык говорит нечто уху, так и рука говорит нечто глазу»), — эти слова Ф. Бэкона цит. по работе Кендон 1981, с. 155.
Хотя жестовая культура, в особенности существовавшая в Средние века, представлена и охарактеризована в относитель но небольшом числе публикаций (из которых наиболее извест ны, пожалуй, книги Бреммер, Руденбург 1991; Ситтл 1890/ 1970 и Шмит 1992; см. также статьи Богуцкая 1983; Кендон 1982; Мучемблед 1987; Ноулсон 1965, Рейнах 1924), можно все же допустить, что представление о жесте и жестовом поведе нии как о природной форме выражения индивидуально-психо- логических и общественных процессов было весьма распрост раненным и устойчивым. Французский историк и философ Марк Блок отмечал, что ритуализация феодального общества в гораздо большей степени выражена в жестах, чем в устных словах или письменных текстах. Обыкновенный жест обладал огромной юридической и религиозной силой, способной при вести в действие не только отдельных людей, но и целые кол лективы. Человек рассматривался как единство души и тела, и жесты воплощали в себе их связь, выражая желания и волю, чувства и устремления — все, по словам С. С. Аверинцева, «священные движения души».
Общество и в Средние века, и в более позднее время тоже воспринималось как нечто цельное. Это было тело или орга низм, члены которого — голова, глаза, уши, руки и корпус — представляли разные социальные группы (которые, кстати, часто именно так и назывались, ср. слова и выражения город ской голова, это мои глаза и уши, корпус и т.п.) с четко обо значенными функциями, культурными, моральными и этиче скими ценностями, отображенными в отдельных жестах и жестовых высказываниях. Можно даже сказать, что такие груп пы, как рыцари, купцы, монахи, палачи, риторы, врачи, ученые, ремесленники и землевладельцы, образовывали каж дая свое жестовое сообщество со своим порядком и своим не вербальным языком.
В ту пору жесты выполняли по меньшей мере две основ ные функции. С одной стороны, они подтверждали принадлеж ность человека к данному коллективу, а с другой — отражали иерархию членов как внутри одной группы, так и между груп пами. Все жесты, будучи знаками, имели значение (signi fication); все жесты, занимая определенное место в культуре и выполняя в ней определенные роли, имели значимость (valeur). Сказанное относится как к официальным ритуальным жестам, исполняемым во время коронации или свадебного обряда, во время богослужения или в ходе судебного процесса, так и к повседневным жестам, ср. перекреститься перед трапезой, при встрече с юродивым или перед опасным предприятием, руко пожатие при встрече, прощании или как знак примирения, положить руку на грудь в знак признательности, почтения или смирения. Каждый из этих жестов имел свое значение и свои контексты употребления.
И по сей день жесты не только обслуживают различные общественные и частные ритуалы; они являются неотъемлемым и необходимым компонентом бытовой жизни людей. В каж дом этническом коллективе, в каждой культуре жесты не только выполняют идеологические, культовые или социальные фун кции, они отражают также практическую деятельность частного человека. В арабской поэзии, например, когда некий чело век принимает на себя нерасторжимое обязательство, говорит ся, что «он вложил свою руку в мою», а в известной степени противоположный по смыслу жест, передающий разрыв зави симости, сопровождался отрыванием части одежды и отбрасы ванием ее в сторону. Арабский поэт мог поэтому сказать воз любленной: «Отвяжи мое сердце от своего, как ненужную одежду».
Особенность нашего времени заключается еще и в том, что в период быстро растущей сложности социальных и межлично стных взаимодействий, когда большое значение отводится отно шениям между отдельным человеком и коллективом, а также между частным человеком и властью, реально исполняемые простые движения и примитивные «техники тела» сами по себе утрачивают способность предотвращать военные, социальные и дипломатические конфликты, как это нередко бывало в Сред ние века и чуть позже. Сегодня для этого нужна серия поступ ков или, если угодно, нетривиальных жестов навстречу оппо ненту. Как показывают некоторые события современной истории, часто бывает достаточным исполнения таких симво лических жестов, как протянутая для рукопожатия рука или доброжелательная улыбка, поз склонить голову или снять шля