ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 924
Скачиваний: 2
пу перед могилой, чтобы пришли в действие силы, приводящие к желанным конкретным результатам (ср. склоненные головы немецких официальных лиц перед могилой русских солдат, погибших от рук фашистов во Второй мировой войне, — знак, прочитывающийся не только как знак скорби, но и как свиде тельство приносимых России от имени всего немецкого народа искренних извинений, или обошедшие в свое время весь мир фотографии рукопожатия И. Рабина и Я. Арафата, жеста, вос принятого и оцененного как знак надежды на мирное разреше ние ближневосточных проблем). Эффективность социальных, политических или клерикальных ритуальных жестов в современ ной общественной практике может быть весьма высокой.
§ 3. ЖЕСТЫ И ЖЕСТОВЫЕ ФРАЗЕМЫ
Ключевые слова: жест, понятие, слово, фразеологическая едини ца, фразеологизм, фразема, жестовый фразеологизм (жестовая фразема), знак.
Жесты, как и любые другие знаки, с течением времени могут измениться и даже исчезнуть. Сегодня лишь отдельные фразеологические выражения напоминают нам о многих живых жестах прошлого, ср. такие языковые единицы, как бросить перчатку, пасть на колени, руки опускаются, припадаю к ва шим ногам, низко кланяюсь, разрешите откланяться, поклонить ся святым, снимаю шляпу перед Вами, бить челом. Подобные единицы я предлагаю называть жестовыми фразеологизмами, или жестовыми фраземами; им посвящен специальный раздел гла вы 5 настоящей книги.
В современном русском языке слово жест само по себе означает «демонстративное выразительное движение человечес кого тела или некоторого органа, сигнализирующее о чем-то», ср. — Я не хочу этого обмана!— сказал он с энергическим жес том отрицания (Л. Толстой); Она сделала негодующий жест, но от ответа воздержалась; повернувшись к нему спиной, она ста ла здороваться с окружающими и затем вышла из комнаты (М. Леблан); — Чем могу вам служить? — спросил он, бросив за печатанное им письмо в мусорную корзину: этот жест показался мне необычным, но я не счел нужным вмешаться (В. Набоков); Я понял, что сейчас случится нечто потрясающее, но на лице у меня, несомненно, была улыбка, и, кажется, угодливая, и моя рука, которая тянулась, обреченная встретить пустоту, эту пустоту предчувствовала и все-таки до конца пыталась довести
жест, звеневший у меня в голове словами: элементарная вежли вость (В. Набоков). Выражение сделать жест по отношению к кому-либо или в сторону кого-либо, по крайней мере, в двух своих значениях уже не обозначает никакого конкретного жес та. Оно либо передает идею некоторой уступки со стороны агенса противоположной стороне и выполнения им действия, прежде для него нежелательного, но желательного этой про тивоположной стороне, и демонстрации со стороны говорящего его действий (ср. Замбия сделала дружеский жест в сторону Зимбабве — наконец-то послала туда своего посла — это первое «нежестовое» значение данного выражения), либо символизи рует выполнение некоего демонстративного действия или се рии действий или поступков, совершаемых с определенной целью, умыслом или в знак чего-либо. Ср. Что ты все время шлешь в деревнюразные посылки? Что, у тебя есть лишний милли он, что ты постоянно делаешь такие жесты?или Друзья присы лают цветы. ... Кто они, мы пока не знаем. Присланные цветы трогают нас. Еще один скромный дружеский жест (А. Первенцев, цит. по: МАС 1981—1984, т. 1, с. 479) — это второе «нежес товое» значение. В подобных случаях слово жест часто выпол няет роль классификатора действий, как в примере Он часто посылал ей цветы, делал подарки, заботился о ее старенькой маме. Эти жесты внимания были несомненно ей приятны (Б. Екимое). От исходного «физиологического» значения слова здесь остается лишь материя, а именно то, что мы называем фор мой выражения действия.
Однако и здесь за нетерминологическим, бытовым употреб лением слова жест (в отличие от жестикуляций!) закреплена его соотнесенность с осознанно исполняемым, видимым те лесным действием, которое воспринимается адресатом и/или наблюдателем как знаковое, то есть несущее определенный смысл, ср. Законы чуда нам недоступны, но секреты виртуоз ности следует пытаться понять, и поэтому всмотримся в тот таинственный жест правой руки, которым заканчивается ми зансцена, жест, описывающий дугу, линию оборванной жизни. Жест возникает из едва уловимой дрожи. Что-то дрогнуло в улановской руке, что-то порвалось — будто душа оторвалась от тела. И весь этот едва намеченный жест как бы следовал за отлетевшей душой, душой отмучившейся, отстрадавшей (В. Гаевский. «Наш век ее пугал...»). В обыденной речи слово жест
не используется для обозначения физиологических, часто не контролируемых движений, таких как, например, движения глаз, манеры поведения, спонтанные выражения или прояв ления эмоций, физиологические реакции; не обозначают этим
словом и утилитарные, практические действия человеческого тела с разнообразными материальными предметами, а также действия, связанные с пространственным перемещением, ори ентацией или размещением тела и его частей.
Даже ддя отражения терминологического смысла в обычном бытовом языке мы применяем чаще не слово жест, а родовое по отношению к нему слово знак. Например, сочетание подать з«й#с обозначает невербальный акт, смысл которого либо сра зу вычисляется, либо раскрывается в последующем контексте. Фраза Он подол знак, чтобы я вышел означает исполнение од ного жеста, а Он подал знак, чтобы я замолчал — совсем дру гого, Интересно, что вне проясняющего контекста сочетание подать знак в норме обозначает жест привлечения внимания (ср. Он подал мне знак).
§ 4. КИНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ключевые слова: кинетические исследования, направление иссле дований, прекинесика, микрокинесика, макрокинесика (социокинесика).
Основные направления современных кинетических исследо ваний составляют
(а) биоморфологические, лингвистические, антропологи ческие и психологические описания жестов;
(б) типология жестов и жестового поведения внутри жес товой системы (на основе их структурных или смысловых осо бенностей, с точки зрения функционирования, ареальных и социальных контекстов использования, соотношения с речью идо.);
(в) межкультурный компаративный анализ жестовых сис тем различных типов;
(г) изучение лингвистических, психологических, соци альных и культурных аспектов жестовой коммуникации, как самой по себе, так и в ее соотношении с коммуникацией сло весной;
(д) терапевтические и клинические исследования патоло гии кинетического поведения;
(е) исследование происхождения, закономерностей исто рической, социальной и культурной эволюции жестов и жес
товых систем;
(ж) прикладные аспекты кинесики (моделирование жесто вой коммуникации на компьютере, применение жестов в вое-
питании дЛей и в обучении, роль и функция жестов в ритори ке, анализ кино- и театральных жестов, изучение изображений жестов в живописи разных художественных школ и направле ний, описание соотношения жестов и мимесиса, кинетическая география и диалектология и очень многое другое).
Все кинетические исследования в работах Кей 1975, Кей 1972/1978 были условно разделены на три большие группы. Первая, прекниесика, занимается анализом физиологии и мор фологического строения жестовых движений, их пределами и границами, а также возможностями и условиями перехода од них жестов в другие. Вторая, микрокивесика, изучает ми нимальные единицы жестового языка — кины и кинемы и их объединения в более крупные единицы и классы. Основным предметом микрокинесики являются морфология, семантика, синтаксис и прагматика жестовых слов и жестовых фразеоло гических единиц. Третья группа исследований получила назва ние макрокннесшш, или соцноишеснкн. Она посвящена опи санию функционирования жестов в социальном контексте, то есть в таких условиях, где функции жестов достаточно четко очерчены и определены. В макрокинесику входят также ис следования, которые связаны с построением теории невербаль ных речевых актов, имеющих очевидную социальную направ ленность.
§5. ЖЕСТЫ В ИХ СООТНОШЕНИИ
СРЕЧЬЮ
Ключевые слова: жест, знак, информация, речь, речевой, выс казывание, коммуникация (общение), кинетический, поведение, форма, смысл, смысловая роль.
Жесты играют в человеческом общении самую разнообраз ную роль:
(1) они могут повторять, или дублировать, актуальную ре чевую информацию. Ср., например, единицы показывать паль
цем, глазам· или даже головой — эти жесты часто, а иногда и обязательно сопровождают во время коммуникации дейктические местоимения и наречия это, вот, вон, сюда, туда и др.;
(2) жесты и кинетическое поведение в целом могут проти воречить речевому высказыванию (и тем самым даже вводить адресата в заблуждение). Так, человек, говорящий, что он, дескать, абсолютно спокоен, но при этом ломающий руки или
перемещающийся по комнате в довольно беспорядочных и по рывистых движениях, как бы противоречит самому себе. Улыб ка может сопровождать отнюдь не дружелюбное высказывание, в частности умение скрывать за улыбкой «наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни» (Л. Толстой) счи талось нормой светского воспитания. Граф Честерфилд ука зывал сыну на то, что в светской жизни приходится многие неприятные вещи «встречать с непринужденным и веселым ли цом», что человек должен казаться довольным, когда он да лек от этого. Для этого, как объяснял Честерфилд, нужно научиться «с улыбкой подходить к тем, к кому охотнее подо шел бы со шпагой». Кроме того, улыбкой человек защищает свой внутренний мир от непрошеных свидетелей (см. об улыб ках, например, Бугенталь, Лав, Джианетто 1971; Экман, Фризен 1982; о русских жестах-улыбках и их функциональных, структурных и семантических разновидностях см. в статье Крейдлин, Чувилина 2001а и ниже в данной книге;
(3) жесты могут замещать речевое высказывание. Приме ром ситуации замещения является жест кивок, часто использу емый как эквивалент положительного ответа на положительный по форме общий вопрос или как субститут речевого акта со гласия; жест приложить палец к губам является эквивалентом высказываний Молчи/9 Ни слова! и под.; ср. Женщина и лакей остались стоять в коридоре, испуганно посмотрели друг на друга и, нагнувшись, прислушались. Но в комнате было молчание. Ка залось невероятным, что там, за дверью, трое людей. Ни еди ный звук не доносился оттуда. — Они молчат, — шепнул лакей и приложил палец к губам (В. Набоков);
(4) жест может подчеркивать или усиливать какие-то ком поненты речи. В русской жестовой системе такую роль игра ет, например, единица, которая обычно исполняется детьми и которая является экспрессивным вариантом жеста показать фигу (кукиш); это своеобразная «экспрессивная фига» (кавыч ки при наименовании жеста означают, что жест не имеет в со ответствующем естественном языке стандартного и прагмати чески освоенного имени; см. об этом подробнее ниже). По форме этот жест напоминает обыкновенную фигу, но осталь ные пальцы «рабочей» руки с имитируемым усилием в сочета нии с выраженным на лице жестикулирующего ожесточением кладутся (как говорят сами дети, накручиваются) с помощью второй руки последовательно и относительно медленно на сред ний палец. Подчеркивает величину предмета кинема «вот ка кой большой», при которой руки широко разводятся в стороны;
данная кийема всегда сопровождается соответствующими сло вами. Существует также акцентированный счет на пальцах и др.;
(5)жесты могут дополнять речь в смысловом отношении. Слова угрозы смотри у меня, семантика, синтаксис и прагма тика которых подробно описана в работе Баранов, Крейдлин 19926, нередко дополняются в актуальной коммуникации же стом погрозить пальцем или, что является выражением гораздо более сильной угрозы, погрозить кулаком в сторону адресата;
(6)жесты могут выполнять роль регулятора речевого обще ния, в частности быть средством поддержания речи. Ср. пе риодически повторяющийся кивок одного из участников ком муникации (академический кивок) — жест с явно выраженной фатической функцией. Есть жесты, назначение которых пре рвать речь говорящего, чтобы, например, возразить ему или получить возможность задать уточняющий вопрос К ним отно сится, в частности, жест «поднятая на уровне груди или плеч рука (иногда в нетерпении дрожащая) с открытой ладонью, об ращенной к адресату». Жесты также могут быть фильтрами хезитации, сигнализировать о том, что роль говорящего перешла
кпартнеру по диалогу9. Таким образом, в устном диалоге жест
срегулятивной (контактоустанавливающей или контактоподдер живающей) функцией может исполнять роль сигнала обратной связи.
***
Подведем некоторый итог. Сопоставление невербальных единиц с вербальными, как мы видим, правомерно не только из-за функциональной общности кинетического и речевого поведения. «Живые» наблюдения за поведением людей в акте коммуникации, разнообразные экспериментальные и клини ческие исследования показали, что (а) глубинные, прежде всего биологические, процессы, лежащие в основе речевого и жестового типов поведения, сходны; (б) повседневные жесты языка тела, как и слова, обладают значением и, подобно сло вам, могут изменяться во времени и пространстве; (в) они подвержены влиянию психологических, социальных и культур ных факторов; наконец, (г) формулировки определенных за кономерностей в исполнении жестов, которые касаются кон фигурации составных частей, упорядоченности движений, их контекстной обусловленности и др. и которые проявляются в актуальном акте общения, очень напоминают синтаксические
9 В англоязычной традиции такие жесты и паралингвистические мар керы получили название turn-takers.