ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 924

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пу перед могилой, чтобы пришли в действие силы, приводящие к желанным конкретным результатам (ср. склоненные головы немецких официальных лиц перед могилой русских солдат, погибших от рук фашистов во Второй мировой войне, — знак, прочитывающийся не только как знак скорби, но и как свиде­ тельство приносимых России от имени всего немецкого народа искренних извинений, или обошедшие в свое время весь мир фотографии рукопожатия И. Рабина и Я. Арафата, жеста, вос­ принятого и оцененного как знак надежды на мирное разреше­ ние ближневосточных проблем). Эффективность социальных, политических или клерикальных ритуальных жестов в современ­ ной общественной практике может быть весьма высокой.

§ 3. ЖЕСТЫ И ЖЕСТОВЫЕ ФРАЗЕМЫ

Ключевые слова: жест, понятие, слово, фразеологическая едини­ ца, фразеологизм, фразема, жестовый фразеологизм (жестовая фразема), знак.

Жесты, как и любые другие знаки, с течением времени могут измениться и даже исчезнуть. Сегодня лишь отдельные фразеологические выражения напоминают нам о многих живых жестах прошлого, ср. такие языковые единицы, как бросить перчатку, пасть на колени, руки опускаются, припадаю к ва­ шим ногам, низко кланяюсь, разрешите откланяться, поклонить­ ся святым, снимаю шляпу перед Вами, бить челом. Подобные единицы я предлагаю называть жестовыми фразеологизмами, или жестовыми фраземами; им посвящен специальный раздел гла­ вы 5 настоящей книги.

В современном русском языке слово жест само по себе означает «демонстративное выразительное движение человечес­ кого тела или некоторого органа, сигнализирующее о чем-то», ср. — Я не хочу этого обмана!— сказал он с энергическим жес­ том отрицания (Л. Толстой); Она сделала негодующий жест, но от ответа воздержалась; повернувшись к нему спиной, она ста­ ла здороваться с окружающими и затем вышла из комнаты (М. Леблан); — Чем могу вам служить? — спросил он, бросив за­ печатанное им письмо в мусорную корзину: этот жест показался мне необычным, но я не счел нужным вмешаться (В. Набоков); Я понял, что сейчас случится нечто потрясающее, но на лице у меня, несомненно, была улыбка, и, кажется, угодливая, и моя рука, которая тянулась, обреченная встретить пустоту, эту пустоту предчувствовала и все-таки до конца пыталась довести


жест, звеневший у меня в голове словами: элементарная вежли­ вость (В. Набоков). Выражение сделать жест по отношению к кому-либо или в сторону кого-либо, по крайней мере, в двух своих значениях уже не обозначает никакого конкретного жес­ та. Оно либо передает идею некоторой уступки со стороны агенса противоположной стороне и выполнения им действия, прежде для него нежелательного, но желательного этой про­ тивоположной стороне, и демонстрации со стороны говорящего его действий (ср. Замбия сделала дружеский жест в сторону Зимбабве — наконец-то послала туда своего посла — это первое «нежестовое» значение данного выражения), либо символизи­ рует выполнение некоего демонстративного действия или се­ рии действий или поступков, совершаемых с определенной целью, умыслом или в знак чего-либо. Ср. Что ты все время шлешь в деревнюразные посылки? Что, у тебя есть лишний милли­ он, что ты постоянно делаешь такие жесты?или Друзья присы­ лают цветы. ... Кто они, мы пока не знаем. Присланные цветы трогают нас. Еще один скромный дружеский жест (А. Первенцев, цит. по: МАС 1981—1984, т. 1, с. 479) — это второе «нежес­ товое» значение. В подобных случаях слово жест часто выпол­ няет роль классификатора действий, как в примере Он часто посылал ей цветы, делал подарки, заботился о ее старенькой маме. Эти жесты внимания были несомненно ей приятны (Б. Екимое). От исходного «физиологического» значения слова здесь остается лишь материя, а именно то, что мы называем фор­ мой выражения действия.

Однако и здесь за нетерминологическим, бытовым употреб­ лением слова жест (в отличие от жестикуляций!) закреплена его соотнесенность с осознанно исполняемым, видимым те­ лесным действием, которое воспринимается адресатом и/или наблюдателем как знаковое, то есть несущее определенный смысл, ср. Законы чуда нам недоступны, но секреты виртуоз­ ности следует пытаться понять, и поэтому всмотримся в тот таинственный жест правой руки, которым заканчивается ми­ зансцена, жест, описывающий дугу, линию оборванной жизни. Жест возникает из едва уловимой дрожи. Что-то дрогнуло в улановской руке, что-то порвалось — будто душа оторвалась от тела. И весь этот едва намеченный жест как бы следовал за отлетевшей душой, душой отмучившейся, отстрадавшей (В. Гаевский. «Наш век ее пугал...»). В обыденной речи слово жест

не используется для обозначения физиологических, часто не­ контролируемых движений, таких как, например, движения глаз, манеры поведения, спонтанные выражения или прояв­ ления эмоций, физиологические реакции; не обозначают этим


словом и утилитарные, практические действия человеческого тела с разнообразными материальными предметами, а также действия, связанные с пространственным перемещением, ори­ ентацией или размещением тела и его частей.

Даже ддя отражения терминологического смысла в обычном бытовом языке мы применяем чаще не слово жест, а родовое по отношению к нему слово знак. Например, сочетание подать з«й#с обозначает невербальный акт, смысл которого либо сра­ зу вычисляется, либо раскрывается в последующем контексте. Фраза Он подол знак, чтобы я вышел означает исполнение од­ ного жеста, а Он подал знак, чтобы я замолчал — совсем дру­ гого, Интересно, что вне проясняющего контекста сочетание подать знак в норме обозначает жест привлечения внимания (ср. Он подал мне знак).

§ 4. КИНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ключевые слова: кинетические исследования, направление иссле­ дований, прекинесика, микрокинесика, макрокинесика (социокинесика).

Основные направления современных кинетических исследо­ ваний составляют

(а) биоморфологические, лингвистические, антропологи­ ческие и психологические описания жестов;

(б) типология жестов и жестового поведения внутри жес­ товой системы (на основе их структурных или смысловых осо­ бенностей, с точки зрения функционирования, ареальных и социальных контекстов использования, соотношения с речью идо.);

(в) межкультурный компаративный анализ жестовых сис­ тем различных типов;

(г) изучение лингвистических, психологических, соци­ альных и культурных аспектов жестовой коммуникации, как самой по себе, так и в ее соотношении с коммуникацией сло­ весной;

(д) терапевтические и клинические исследования патоло­ гии кинетического поведения;

(е) исследование происхождения, закономерностей исто­ рической, социальной и культурной эволюции жестов и жес­

товых систем;

(ж) прикладные аспекты кинесики (моделирование жесто­ вой коммуникации на компьютере, применение жестов в вое-

питании дЛей и в обучении, роль и функция жестов в ритори­ ке, анализ кино- и театральных жестов, изучение изображений жестов в живописи разных художественных школ и направле­ ний, описание соотношения жестов и мимесиса, кинетическая география и диалектология и очень многое другое).

Все кинетические исследования в работах Кей 1975, Кей 1972/1978 были условно разделены на три большие группы. Первая, прекниесика, занимается анализом физиологии и мор­ фологического строения жестовых движений, их пределами и границами, а также возможностями и условиями перехода од­ них жестов в другие. Вторая, микрокивесика, изучает ми­ нимальные единицы жестового языка — кины и кинемы и их объединения в более крупные единицы и классы. Основным предметом микрокинесики являются морфология, семантика, синтаксис и прагматика жестовых слов и жестовых фразеоло­ гических единиц. Третья группа исследований получила назва­ ние макрокннесшш, или соцноишеснкн. Она посвящена опи­ санию функционирования жестов в социальном контексте, то есть в таких условиях, где функции жестов достаточно четко очерчены и определены. В макрокинесику входят также ис­ следования, которые связаны с построением теории невербаль­ ных речевых актов, имеющих очевидную социальную направ­ ленность.

§5. ЖЕСТЫ В ИХ СООТНОШЕНИИ

СРЕЧЬЮ

Ключевые слова: жест, знак, информация, речь, речевой, выс­ казывание, коммуникация (общение), кинетический, поведение, форма, смысл, смысловая роль.

Жесты играют в человеческом общении самую разнообраз­ ную роль:

(1) они могут повторять, или дублировать, актуальную ре­ чевую информацию. Ср., например, единицы показывать паль­

цем, глазам· или даже головой — эти жесты часто, а иногда и обязательно сопровождают во время коммуникации дейктические местоимения и наречия это, вот, вон, сюда, туда и др.;

(2) жесты и кинетическое поведение в целом могут проти­ воречить речевому высказыванию (и тем самым даже вводить адресата в заблуждение). Так, человек, говорящий, что он, дескать, абсолютно спокоен, но при этом ломающий руки или


перемещающийся по комнате в довольно беспорядочных и по­ рывистых движениях, как бы противоречит самому себе. Улыб­ ка может сопровождать отнюдь не дружелюбное высказывание, в частности умение скрывать за улыбкой «наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни» (Л. Толстой) счи­ талось нормой светского воспитания. Граф Честерфилд ука­ зывал сыну на то, что в светской жизни приходится многие неприятные вещи «встречать с непринужденным и веселым ли­ цом», что человек должен казаться довольным, когда он да­ лек от этого. Для этого, как объяснял Честерфилд, нужно научиться «с улыбкой подходить к тем, к кому охотнее подо­ шел бы со шпагой». Кроме того, улыбкой человек защищает свой внутренний мир от непрошеных свидетелей (см. об улыб­ ках, например, Бугенталь, Лав, Джианетто 1971; Экман, Фризен 1982; о русских жестах-улыбках и их функциональных, структурных и семантических разновидностях см. в статье Крейдлин, Чувилина 2001а и ниже в данной книге;

(3) жесты могут замещать речевое высказывание. Приме­ ром ситуации замещения является жест кивок, часто использу­ емый как эквивалент положительного ответа на положительный по форме общий вопрос или как субститут речевого акта со­ гласия; жест приложить палец к губам является эквивалентом высказываний Молчи/9 Ни слова! и под.; ср. Женщина и лакей остались стоять в коридоре, испуганно посмотрели друг на друга и, нагнувшись, прислушались. Но в комнате было молчание. Ка­ залось невероятным, что там, за дверью, трое людей. Ни еди­ ный звук не доносился оттуда. — Они молчат, — шепнул лакей и приложил палец к губам (В. Набоков);

(4) жест может подчеркивать или усиливать какие-то ком­ поненты речи. В русской жестовой системе такую роль игра­ ет, например, единица, которая обычно исполняется детьми и которая является экспрессивным вариантом жеста показать фигу (кукиш); это своеобразная «экспрессивная фига» (кавыч­ ки при наименовании жеста означают, что жест не имеет в со­ ответствующем естественном языке стандартного и прагмати­ чески освоенного имени; см. об этом подробнее ниже). По форме этот жест напоминает обыкновенную фигу, но осталь­ ные пальцы «рабочей» руки с имитируемым усилием в сочета­ нии с выраженным на лице жестикулирующего ожесточением кладутся (как говорят сами дети, накручиваются) с помощью второй руки последовательно и относительно медленно на сред­ ний палец. Подчеркивает величину предмета кинема «вот ка­ кой большой», при которой руки широко разводятся в стороны;


данная кийема всегда сопровождается соответствующими сло­ вами. Существует также акцентированный счет на пальцах и др.;

(5)жесты могут дополнять речь в смысловом отношении. Слова угрозы смотри у меня, семантика, синтаксис и прагма­ тика которых подробно описана в работе Баранов, Крейдлин 19926, нередко дополняются в актуальной коммуникации же­ стом погрозить пальцем или, что является выражением гораздо более сильной угрозы, погрозить кулаком в сторону адресата;

(6)жесты могут выполнять роль регулятора речевого обще­ ния, в частности быть средством поддержания речи. Ср. пе­ риодически повторяющийся кивок одного из участников ком­ муникации (академический кивок) — жест с явно выраженной фатической функцией. Есть жесты, назначение которых пре­ рвать речь говорящего, чтобы, например, возразить ему или получить возможность задать уточняющий вопрос К ним отно­ сится, в частности, жест «поднятая на уровне груди или плеч рука (иногда в нетерпении дрожащая) с открытой ладонью, об­ ращенной к адресату». Жесты также могут быть фильтрами хезитации, сигнализировать о том, что роль говорящего перешла

кпартнеру по диалогу9. Таким образом, в устном диалоге жест

срегулятивной (контактоустанавливающей или контактоподдер­ живающей) функцией может исполнять роль сигнала обратной связи.

***

Подведем некоторый итог. Сопоставление невербальных единиц с вербальными, как мы видим, правомерно не только из-за функциональной общности кинетического и речевого поведения. «Живые» наблюдения за поведением людей в акте коммуникации, разнообразные экспериментальные и клини­ ческие исследования показали, что (а) глубинные, прежде всего биологические, процессы, лежащие в основе речевого и жестового типов поведения, сходны; (б) повседневные жесты языка тела, как и слова, обладают значением и, подобно сло­ вам, могут изменяться во времени и пространстве; (в) они подвержены влиянию психологических, социальных и культур­ ных факторов; наконец, (г) формулировки определенных за­ кономерностей в исполнении жестов, которые касаются кон­ фигурации составных частей, упорядоченности движений, их контекстной обусловленности и др. и которые проявляются в актуальном акте общения, очень напоминают синтаксические

9 В англоязычной традиции такие жесты и паралингвистические мар­ керы получили название turn-takers.